Психологическая деформация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:39, реферат

Описание

Известная формула-тезис «врачу: исцели себя сам» знакома не только самим медикам. Необходимость поддерживать собственное здоровье самим врачам очевидна настолько, что до сих пор нет в программе до- и последипломного образования медицинских работников темы о том, «а как именно лечить себя и как именно сберечь своё собственное здоровье?». Казалось бы, врачи, как обладатели знаний об опасностях «нездорового образа жизни» должны быть по определению здоровее всех. Тогда почему статистика говорит о том, что «представители медицинской профессии не живут дольше основной популяции»?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
Стрессогенные факторы в работе врача…………………………………………………………………………………………..3
Синдром эмоционального сгорания………………………………………………………………………………………………….6
Определение синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………….…6
Причины возникновения и этиология синдрома сгорания…………………………………………………………….9
Динамика синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………………..11
Моббинг. Субъективный моббинг………………………………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………14
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Срс по кн выгорание врача.docx

— 44.55 Кб (Скачать документ)

АО «МУА» 

Кафедра____________________________________________ 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

На  тему: Психологическая деформации у медицинских работников

      
 

                                                                                                                

                                                                                                                
 
 
 
 

Содержание

 Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..3

Стрессогенные факторы в работе врача…………………………………………………………………………………………..3

Синдром эмоционального сгорания………………………………………………………………………………………………….6

Определение синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………….…6

Причины возникновения  и этиология синдрома сгорания…………………………………………………………….9

Динамика  синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………………..11

Моббинг. Субъективный моббинг………………………………………………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………14

Список литературы 

  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

«Проблема синдрома эмоционального сгорания у специалистов различного профиля является актуальной и привлекающей все большее внимание специалистов психиатров, психиатпов-наркологов, психотерапевтов, психологов. Проблема моббинга и субъективного моббинга является пока малоизученной. С одной стороны, расстройство адаптации в форме эмоционального сгорания или моббинга ведет к появлению широкого спектра невротических и психосоматических симптомов, а с другой стороны, - оно сопровождается снижением продуктивности в работе, вплоть до полной профнепригодности.»

                                                                                                                                                                 В. Постнов

Известная формула-тезис «врачу: исцели себя сам» знакома не только самим медикам. Необходимость поддерживать собственное  здоровье самим врачам очевидна настолько, что до сих пор нет в программе  до- и последипломного образования  медицинских работников темы о том, «а как именно лечить себя и как  именно сберечь своё собственное  здоровье?». Казалось бы, врачи, как  обладатели знаний об опасностях «нездорового образа жизни» должны быть по определению  здоровее всех. Тогда почему статистика говорит о том, что «представители медицинской профессии не живут  дольше основной популяции»?

В настоящее  время достаточно много уделяется  внимания изучению профессиональных вредностей, в том числе и в работе врачей. Но это касается прежде всего вредностей химической, физической или биологической  природы: ядов, излучения, инфекций и  т.п.. Вредности эмоциональные, или  стрессогенные факторы, вероятно, ввиду  их «очевидности» не предусмотрены  к изучению на основных медицинских  факультетах. Тем не менее, именно стрессогенные  факторы, особенно - профессиональные, то есть действующие преимущественно  при исполнении основных обязанностей специалиста, способны приводить к  развитию самых различных расстройств - от невротических до психосоматических. Последние, в свою очередь, могут  осложняться т.н. «соматическими катастрофами» (инсульты, инфаркты и т.п.), быть причиной смерти или инвалидизации. И это  тоже «как бы всем известно». По всей видимости, именно иллюзия простоты и очевидности  до сих пор является одним из препятствий  к поиску эффективных средств  профилактики и коррекции профессиональных стрессовых расстройств, в том числе - у работников здравоохранения.

Профессиональная  деятельность медицинских работников связана с неизбежными эмоциональными и нравственными перегрузками. Это  является основой для возникновения  так называемых профессиональных личностных деформаций - таких как синдром  эмоционального выгорания, аддиктивное  поведение в виде работоголизма, ургентной аддикции, моббинг, субъективный моббинг, злоупотребление психоактивными веществами (преимущественно - алкоголем  на основе детензивного механизма) и  мн. др. Последние, в свою очередь, представляют собой психологическую почву  для развития различных психосоматических  и невротических расстройств, а  также алкоголизма. Кроме вредных  для здоровья последствий указанные  процессы могут приводить к профессиональной дезадаптации и функциональной деградации как отдельных специалистов, так  и целых коллективов.

Стрессогенные факторы в работе врача

      Опыт проведения различных занятий (от лекций и семинаров до психотерапевтических марафонов) с врачами интернами, клиническими ординаторами, а также слушателями циклов специализации и усовершенствования, в том числе - и на смежных кафедрах на протяжении десяти лет, подтвердил актуальность темы профилактики и коррекции профессиональных перегрузок и их последствий.

       Психологическое обследование, анкетирование и интервьюирование обучающихся, а также материалы проведения индивидуальных и групповых психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий со специалистами позволяют выделить ряд наиболее стрессогенных факторов как самых «уязвимых зон» в работе врача. Эти же факторы являлись психотерапевтическими мишенями в коррекционной, лечебной и профилактической работе с участвующими в исследовании врачами.

         Прежде всего - это работа в преимущественно негативном эмоциональном поле. Суть этого фактора в том, что большую часть рабочего времени врач   практически любой специальности   имеет дело с материалом, фактически вызывающим лишь негативные эмоции. Это относится как к жалобам, стонам и просьбам больных, так и к обсуждению с коллегами чужих диагнозов и историй болезни, содержание которых - прежде всего страдания и угроза жизни, порой неизбежная. Накопление подобного эмоционального опыта в процессе работы с одной стороны ведёт к истощению ресурсов, с другой - развитию защитных психологических механизмов в виде личностной отстранённости, расширения сферы экономии эмоций и других признаков эмоционального выгорания. В бытовом общении это проявляется в виде так называемого «специфического юмора» или даже цинизма медработников. При выборе профессии и на додипломном этапе практически любой медицинский работник был более или менее осведомлён о сути этого фактора как стрессогенного. Наличие у большинства обследуемых специалистов-медиков (78%) выраженных черт эмотивности - как способности сочувствовать, сопереживать, является своеобразным признаком наличия у них «базового навыка» противостоять данному стрессогенному фактору и адаптироваться к нему. Тем не менее, для сохранения эмоционального равновесия необходимо развитие навыков «пополнения банка положительных эмоций» и отвлечения от работы на иные виды деятельности. Наблюдение и психотерапевтический опыт показывают, что при всей очевидности и простоте адаптации к этому сртессогенному фактору, для многих специалистов именно он является наиболее трудным для проработки. Инертность, «ургентная» аддикция (неосознаваемое стремление нагрузить себя невыполнимым количеством обязательств и, как следствие - постоянная спешка и эмоциональное перенапряжение), работоголизм вместе с развившимся сужением выбора способов самовосстановления и получения здоровых удовольствий в повседневной жизни (вне работы) являются здесь основными препятствиями.

      Далее в виде целой группы стрессогенных факторов стоит выделить опасность возникающих осложнений у больных в процессе оказания им помощи, негативные результаты лечения и смерть пациентов, действия врача в экстремальных условиях - с необходимостью принимать быстрые и предельно ответственные решения. Даже при условии предварительной осведомлённости о возможности таких факторов в студенческие годы и наличии у многих врачей черт гипертимности (64% обследуемых) как способности    быть    активными    и    жизнерадостными,    полностью адаптироваться к ним не удаётся. На многих психотерапевтических группах звучит тезис о том, что «к чужой смерти на своих руках привыкнуть невозможно, каждая такая ситуация оставляет тяжёлый след в душе, даже через годы напоминая о себе». Тем не менее, нивелировать - насколько это возможно - действие этой группы факторов весьма необходимо. Это возможно в группах и на занятиях эмоционального отреагирования, частично этому способствует работа балинтовских групп. Но достаточно часто для специалистов с богатым травматическим опытом требуется более объёмная психокоррекционная и   даже психотерапевтическая помощь с назначением   фармакологических   средств   в   виде   транквилизаторов. Препятствием    для    проведения     полноценных    адаптационных    и профилактических мероприятий в этом случае были такие факторы, как ложная стеснительность (со слов одного из коллег: «негоже врачу быть пациентом»), так и  безответственная  беспечность («само пройдет - забудется»). Нередко врачи предпочитали длительным и непростым занятиям со специалистом алкоголь как «универсальный адаптоген и детензивное средство».

             Все без исключения участники занятий и обследуемые специалисты указали на особый стрессогенный фактор в работе врача - повышенную отвественность. Умение отчитаться о проделанной работе, вовремя и грамотно оформить протокол операции и процедуры, заполнить историю болезни и т.п. - необходимый, но весьма непростой навык. Невозможность отчитаться идеально и безукоризненно, уязвимость медицинской профессии и реальные ситуации моббинга, конфликты с коллегами и руководством для врача являются частым поводом для участия в психотерапевтических и профилактических мероприятиях. Вместе с работой в балинтовских группах проработка  мотивации  к  профессии  и  повышение  квалификации оказывались необходимой профилактической мерой в данном случае.

              Для ряда медицинских специальностей нельзя не отметить особый стрессогенный фактор: опасность для собственного здоровья и собственной жизни. Это касается и опасности заражения какой-либо инфекцией, и травматизма на транспорте (например, для врачей скорой помощи) и опасности при общении в случаях работы с пациентами в состоянии одурманивания или психоза.         Отличие следующего стрессогенного фактора - трудностей безусловно принимающего общения - в том, что до сих пор на додипломном уровне студентов недостаточно готовят к встрече с ним. Неумение общаться с больными в состоянии суженного сознания, в опьянении, в психозе, столкновение с хамством, психологическим манипулированием больных и их родственников, языковые и нравственно-этические барьеры не только осложняют работу врача, но и являются основой для разочарований и фрустраций - пусковых механизмов эмоционального выгорания. Пополнение знаний по клинической психологии, развитие коммуникативных навыков, тренинги и эмоциональное отреагирование помогают приспособиться к этому фактору. Но здесь максимальная адаптация возможна при условии активного личностного и духовного роста специалиста в течение длительного времени. Научиться видеть в своём пациенте не абстрактного носителя симптомов, не нарушителя общественных норм и спокойствия (как в случае с больными наркологическими или в психозе), а, прежде всего - личность, человека, нуждающегося в участии и помощи - невозможно за время тематического усовершенствования или за годы обучения в ВУЗе. Здесь же стоит добавить, что безусловно принимающее общение и трудности «соблюдения чистоты белого халата» касаются не только общения с пациентами и их родственниками, но и с коллегами. Интриги внутри коллектива, несоблюдение этических и деонтологических норм, особенно со стороны администрации, а так же ревность коллег и даже вполне законные и справедливые нарекания руководства заставляют специалиста слишком много сил тратить на сдерживание негативных эмоций. Помочь специалисту в данном случае можно только при комплексном применении дидактических (обучающих семинаров и тренингов) и психокоррекционных, психотерапевтических мероприятий. 

           Как   уже   упоминалось, основной трудностью к соблюдению требований самопрофи-лактики для врачей является иллюзия загруженности («некогда собой заниматься») вместе с отсутствием достаточного стимула к изменениям («я про это знаю, после этим займусь»). Сама информация о профессиональных стрессах вызывает у врачей живой интерес. Не вызывает затруднений предложение пройти какой-либо психологический тест или обследование   на  предмет  эмоционального  выгорания и т.п.  Но на предложение принять участие в практических   мероприятиях по профилактике и коррекции данных явлений отзываются, как правило, те врачи, у которых уже есть психосоматические или другие симптомы, как следствие рабочих стрессов. Упование на необходимость повышения заработной платы, ожидание каких-либо действий «извне» («от начальства»), оправдание имеющихся, но уже неэффективных     способов самовосстановления и снятия напряжения (алкоголь, табак, кофе и.т.п.) также препятствуют реальной и эффективной заботе об основном инструменте в работе  врача: собственной  личности. Одних  только  напоминаний о возможности работать над собой, как видно, недостаточно. Требуется разработка и внедрение организационных и административных требований в перечне профессиональных навыков вместе с расширением возможностей врачей к самопрофилактике (в том числе - и обеспечение их большей социальной защищённости).   Кроме того, необходимо увеличение объёма занятий  по теме самопрофилактики, как и  вообще  медицинской  и клинической психологии на всех факультетах в до- и послевузовском обучении врачей. 

Синдром эмоционального сгорания 

          Анализ научной литературы свидетельствует о том, что расстройства адаптации в форме эмоционального сгорания все чаще привлекают внимание клинических психологов, психотерапевтов, психиатров.Тем не менее, до сих пор нет единой дефиниции понятия "эмоционального сгорания", требуют уточнения критерии их диагностики; нуждаются в дальнейшем исследовании проблемы их профилактики и коррекции, особенно учитывая усиливающийся спрос на профессии в системе "человек-человек".

         Актуальность данной проблемы подтверждается также тем, что на страницах научно-популярных изданий и в прессе термины "эмоциональное сгорание", "эмоциональное выгорание" встречаются все чаще, само явление освещается несколько упрощенно и популистски, как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Необходимость более глубокого и серьезного подхода к вопросам изучения этого феномена продиктована, с одной стороны, наличием при эмоциональном сгорании широкого спектра симптомов невротического и психосоматического плана, требующих дифференцированных подходов к их коррекции. С другой стороны, эмоциональное сгорание при отсутствии должной профилактики и терапии неизбежно приводит к снижению продуктивности работы профессионалов многих специальностей (а иногда -и целых коллективов) - вплоть до полной их профнепригодности (Макаров В.В., 1999; McConnell Е., 1982). 

Информация о работе Психологическая деформация