Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:39, реферат
Известная формула-тезис «врачу: исцели себя сам» знакома не только самим медикам. Необходимость поддерживать собственное здоровье самим врачам очевидна настолько, что до сих пор нет в программе до- и последипломного образования медицинских работников темы о том, «а как именно лечить себя и как именно сберечь своё собственное здоровье?». Казалось бы, врачи, как обладатели знаний об опасностях «нездорового образа жизни» должны быть по определению здоровее всех. Тогда почему статистика говорит о том, что «представители медицинской профессии не живут дольше основной популяции»?
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
Стрессогенные факторы в работе врача…………………………………………………………………………………………..3
Синдром эмоционального сгорания………………………………………………………………………………………………….6
Определение синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………….…6
Причины возникновения и этиология синдрома сгорания…………………………………………………………….9
Динамика синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………………..11
Моббинг. Субъективный моббинг………………………………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………14
Список литературы
АО «МУА»
Кафедра_______________________
На тему: Психологическая деформации у медицинских работников
Содержание
Введение………………………………………………………
Стрессогенные
факторы в работе врача…………………………………………………………………
Синдром эмоционального
сгорания…………………………………………………………
Определение
синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………
Причины возникновения
и этиология синдрома сгорания…………………………………………………………
Динамика
синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………
Моббинг. Субъективный
моббинг……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
«Проблема синдрома эмоционального сгорания у специалистов различного профиля является актуальной и привлекающей все большее внимание специалистов психиатров, психиатпов-наркологов, психотерапевтов, психологов. Проблема моббинга и субъективного моббинга является пока малоизученной. С одной стороны, расстройство адаптации в форме эмоционального сгорания или моббинга ведет к появлению широкого спектра невротических и психосоматических симптомов, а с другой стороны, - оно сопровождается снижением продуктивности в работе, вплоть до полной профнепригодности.»
Известная формула-тезис «врачу: исцели себя сам» знакома не только самим медикам. Необходимость поддерживать собственное здоровье самим врачам очевидна настолько, что до сих пор нет в программе до- и последипломного образования медицинских работников темы о том, «а как именно лечить себя и как именно сберечь своё собственное здоровье?». Казалось бы, врачи, как обладатели знаний об опасностях «нездорового образа жизни» должны быть по определению здоровее всех. Тогда почему статистика говорит о том, что «представители медицинской профессии не живут дольше основной популяции»?
В настоящее время достаточно много уделяется внимания изучению профессиональных вредностей, в том числе и в работе врачей. Но это касается прежде всего вредностей химической, физической или биологической природы: ядов, излучения, инфекций и т.п.. Вредности эмоциональные, или стрессогенные факторы, вероятно, ввиду их «очевидности» не предусмотрены к изучению на основных медицинских факультетах. Тем не менее, именно стрессогенные факторы, особенно - профессиональные, то есть действующие преимущественно при исполнении основных обязанностей специалиста, способны приводить к развитию самых различных расстройств - от невротических до психосоматических. Последние, в свою очередь, могут осложняться т.н. «соматическими катастрофами» (инсульты, инфаркты и т.п.), быть причиной смерти или инвалидизации. И это тоже «как бы всем известно». По всей видимости, именно иллюзия простоты и очевидности до сих пор является одним из препятствий к поиску эффективных средств профилактики и коррекции профессиональных стрессовых расстройств, в том числе - у работников здравоохранения.
Профессиональная
деятельность медицинских работников
связана с неизбежными
Стрессогенные факторы в работе врача
Опыт проведения различных занятий (от лекций и семинаров до психотерапевтических марафонов) с врачами интернами, клиническими ординаторами, а также слушателями циклов специализации и усовершенствования, в том числе - и на смежных кафедрах на протяжении десяти лет, подтвердил актуальность темы профилактики и коррекции профессиональных перегрузок и их последствий.
Психологическое обследование, анкетирование и интервьюирование обучающихся, а также материалы проведения индивидуальных и групповых психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий со специалистами позволяют выделить ряд наиболее стрессогенных факторов как самых «уязвимых зон» в работе врача. Эти же факторы являлись психотерапевтическими мишенями в коррекционной, лечебной и профилактической работе с участвующими в исследовании врачами.
Прежде всего - это работа в преимущественно негативном эмоциональном поле. Суть этого фактора в том, что большую часть рабочего времени врач практически любой специальности имеет дело с материалом, фактически вызывающим лишь негативные эмоции. Это относится как к жалобам, стонам и просьбам больных, так и к обсуждению с коллегами чужих диагнозов и историй болезни, содержание которых - прежде всего страдания и угроза жизни, порой неизбежная. Накопление подобного эмоционального опыта в процессе работы с одной стороны ведёт к истощению ресурсов, с другой - развитию защитных психологических механизмов в виде личностной отстранённости, расширения сферы экономии эмоций и других признаков эмоционального выгорания. В бытовом общении это проявляется в виде так называемого «специфического юмора» или даже цинизма медработников. При выборе профессии и на додипломном этапе практически любой медицинский работник был более или менее осведомлён о сути этого фактора как стрессогенного. Наличие у большинства обследуемых специалистов-медиков (78%) выраженных черт эмотивности - как способности сочувствовать, сопереживать, является своеобразным признаком наличия у них «базового навыка» противостоять данному стрессогенному фактору и адаптироваться к нему. Тем не менее, для сохранения эмоционального равновесия необходимо развитие навыков «пополнения банка положительных эмоций» и отвлечения от работы на иные виды деятельности. Наблюдение и психотерапевтический опыт показывают, что при всей очевидности и простоте адаптации к этому сртессогенному фактору, для многих специалистов именно он является наиболее трудным для проработки. Инертность, «ургентная» аддикция (неосознаваемое стремление нагрузить себя невыполнимым количеством обязательств и, как следствие - постоянная спешка и эмоциональное перенапряжение), работоголизм вместе с развившимся сужением выбора способов самовосстановления и получения здоровых удовольствий в повседневной жизни (вне работы) являются здесь основными препятствиями.
Далее в виде целой группы стрессогенных факторов стоит выделить опасность возникающих осложнений у больных в процессе оказания им помощи, негативные результаты лечения и смерть пациентов, действия врача в экстремальных условиях - с необходимостью принимать быстрые и предельно ответственные решения. Даже при условии предварительной осведомлённости о возможности таких факторов в студенческие годы и наличии у многих врачей черт гипертимности (64% обследуемых) как способности быть активными и жизнерадостными, полностью адаптироваться к ним не удаётся. На многих психотерапевтических группах звучит тезис о том, что «к чужой смерти на своих руках привыкнуть невозможно, каждая такая ситуация оставляет тяжёлый след в душе, даже через годы напоминая о себе». Тем не менее, нивелировать - насколько это возможно - действие этой группы факторов весьма необходимо. Это возможно в группах и на занятиях эмоционального отреагирования, частично этому способствует работа балинтовских групп. Но достаточно часто для специалистов с богатым травматическим опытом требуется более объёмная психокоррекционная и даже психотерапевтическая помощь с назначением фармакологических средств в виде транквилизаторов. Препятствием для проведения полноценных адаптационных и профилактических мероприятий в этом случае были такие факторы, как ложная стеснительность (со слов одного из коллег: «негоже врачу быть пациентом»), так и безответственная беспечность («само пройдет - забудется»). Нередко врачи предпочитали длительным и непростым занятиям со специалистом алкоголь как «универсальный адаптоген и детензивное средство».
Все без исключения участники занятий и обследуемые специалисты указали на особый стрессогенный фактор в работе врача - повышенную отвественность. Умение отчитаться о проделанной работе, вовремя и грамотно оформить протокол операции и процедуры, заполнить историю болезни и т.п. - необходимый, но весьма непростой навык. Невозможность отчитаться идеально и безукоризненно, уязвимость медицинской профессии и реальные ситуации моббинга, конфликты с коллегами и руководством для врача являются частым поводом для участия в психотерапевтических и профилактических мероприятиях. Вместе с работой в балинтовских группах проработка мотивации к профессии и повышение квалификации оказывались необходимой профилактической мерой в данном случае.
Для ряда медицинских специальностей
нельзя не отметить особый стрессогенный
фактор: опасность для собственного здоровья
и собственной жизни. Это касается и опасности
заражения какой-либо инфекцией, и травматизма
на транспорте (например, для врачей скорой
помощи) и опасности при общении в случаях
работы с пациентами в состоянии одурманивания
или психоза.
Отличие следующего стрессогенного фактора
- трудностей безусловно принимающего
общения - в том, что до сих пор на додипломном
уровне студентов недостаточно готовят
к встрече с ним. Неумение общаться с больными
в состоянии суженного сознания, в опьянении,
в психозе, столкновение с хамством, психологическим
манипулированием больных и их родственников,
языковые и нравственно-этические барьеры
не только осложняют работу врача, но и
являются основой для разочарований и
фрустраций - пусковых механизмов эмоционального
выгорания. Пополнение знаний по клинической
психологии, развитие коммуникативных
навыков, тренинги и эмоциональное отреагирование
помогают приспособиться к этому фактору.
Но здесь максимальная адаптация возможна
при условии активного личностного и духовного
роста специалиста в течение длительного
времени. Научиться видеть в своём пациенте
не абстрактного носителя симптомов, не
нарушителя общественных норм и спокойствия
(как в случае с больными наркологическими
или в психозе), а, прежде всего - личность,
человека, нуждающегося в участии и помощи
- невозможно за время тематического усовершенствования
или за годы обучения в ВУЗе. Здесь же стоит
добавить, что безусловно принимающее
общение и трудности «соблюдения чистоты
белого халата» касаются не только общения
с пациентами и их родственниками, но и
с коллегами. Интриги внутри коллектива,
несоблюдение этических и деонтологических
норм, особенно со стороны администрации,
а так же ревность коллег и даже вполне
законные и справедливые нарекания руководства
заставляют специалиста слишком много
сил тратить на сдерживание негативных
эмоций. Помочь специалисту в данном случае
можно только при комплексном применении
дидактических (обучающих семинаров и
тренингов) и психокоррекционных, психотерапевтических
мероприятий.
Как уже упоминалось, основной
трудностью к соблюдению требований самопрофи-лактики
для врачей является иллюзия загруженности
(«некогда собой заниматься») вместе с
отсутствием достаточного стимула к изменениям
(«я про это знаю, после этим займусь»).
Сама информация о профессиональных стрессах
вызывает у врачей живой интерес. Не вызывает
затруднений предложение пройти какой-либо
психологический тест или обследование
на предмет эмоционального выгорания
и т.п. Но на предложение принять участие
в практических мероприятиях по
профилактике и коррекции данных явлений
отзываются, как правило, те врачи, у которых
уже есть психосоматические или другие
симптомы, как следствие рабочих стрессов.
Упование на необходимость повышения
заработной платы, ожидание каких-либо
действий «извне» («от начальства»), оправдание
имеющихся, но уже неэффективных
способов самовосстановления и снятия
напряжения (алкоголь, табак, кофе и.т.п.)
также препятствуют реальной и эффективной
заботе об основном инструменте в работе
врача: собственной личности. Одних
только напоминаний о возможности
работать над собой, как видно, недостаточно.
Требуется разработка и внедрение организационных
и административных требований в перечне
профессиональных навыков вместе с расширением
возможностей врачей к самопрофилактике
(в том числе - и обеспечение их большей
социальной защищённости). Кроме
того, необходимо увеличение объёма занятий
по теме самопрофилактики, как и вообще
медицинской и клинической психологии
на всех факультетах в до- и послевузовском
обучении врачей.
Синдром
эмоционального сгорания
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что расстройства адаптации в форме эмоционального сгорания все чаще привлекают внимание клинических психологов, психотерапевтов, психиатров.Тем не менее, до сих пор нет единой дефиниции понятия "эмоционального сгорания", требуют уточнения критерии их диагностики; нуждаются в дальнейшем исследовании проблемы их профилактики и коррекции, особенно учитывая усиливающийся спрос на профессии в системе "человек-человек".
Актуальность данной проблемы подтверждается
также тем, что на страницах научно-популярных
изданий и в прессе термины "эмоциональное
сгорание", "эмоциональное выгорание"
встречаются все чаще, само явление освещается
несколько упрощенно и популистски, как
в зарубежной, так и в отечественной литературе.
Необходимость более глубокого и серьезного
подхода к вопросам изучения этого феномена
продиктована, с одной стороны, наличием
при эмоциональном сгорании широкого
спектра симптомов невротического и психосоматического
плана, требующих дифференцированных
подходов к их коррекции. С другой стороны,
эмоциональное сгорание при отсутствии
должной профилактики и терапии неизбежно
приводит к снижению продуктивности работы
профессионалов многих специальностей
(а иногда -и целых коллективов) - вплоть
до полной их профнепригодности (Макаров
В.В., 1999; McConnell Е., 1982).