Психологическая деформация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 20:39, реферат

Описание

Известная формула-тезис «врачу: исцели себя сам» знакома не только самим медикам. Необходимость поддерживать собственное здоровье самим врачам очевидна настолько, что до сих пор нет в программе до- и последипломного образования медицинских работников темы о том, «а как именно лечить себя и как именно сберечь своё собственное здоровье?». Казалось бы, врачи, как обладатели знаний об опасностях «нездорового образа жизни» должны быть по определению здоровее всех. Тогда почему статистика говорит о том, что «представители медицинской профессии не живут дольше основной популяции»?

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………..3
Стрессогенные факторы в работе врача…………………………………………………………………………………………..3
Синдром эмоционального сгорания………………………………………………………………………………………………….6
Определение синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………….…6
Причины возникновения и этиология синдрома сгорания…………………………………………………………….9
Динамика синдрома эмоционального сгорания…………………………………………………………………………..11
Моббинг. Субъективный моббинг………………………………………………………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………14
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Срс по кн выгорание врача.docx

— 44.55 Кб (Скачать документ)

Определение синдрома эмоционального сгорания 

          Впервые понятие "Эмоциональное сгорание", "Синдром эмоционального сгорания" (англ.- burnout, burnout-syndrome) предложил H.J.Freudenberger (США) в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Обращает на себя внимание, во-первых, то, что отмечаемое Freudenberger "психологическое состояние здоровых людей" не относилось и не подразумевалось как проявление какой-либо конкретной нозологической формы или заболевания. Во-вторых - "при оказании профессиональной помощи", т.е., состояние определяется прежде всего профессией индивида, его рабочим местом (или выбранным видом деятельности) которое может выступать в роли главного этиологического фактора - если бы речь шла о заболевании. Позднее К.Кондо (Condo С.,1991) определяет "Burnout" как "состояние дезадаптированности к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений". Р.Кочюнас (1999) называет "синдром сгорания" как "сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки".

           В.В.Макаров (1999) дает еще более краткое определение "синдрому сгорания", который "характеризуется эмоциональным, когнитивным и физическим истощением, вызванным длительной перегрузкой". Кроме того, он указывает на то, что "синдром сгорания" содержит в себе два весьма отличных друг от друга явления. В одном случае - "профессиональное сгорание", в наиболее выраженной степени достигающее "профессионального выгорания". В другом случае – «синдром профессионального угасания», характеризующийся расстройствами, подобными предыдущему синдрому, но возникающими в результате профессиональной гипостимуляции. Г.С.Абрамова и Ю.А.Юдчиц (1998) описывая синдром эмоционального выгорания, отмечают, что его содержание тесно связано с синдромом хронической усталости. Оба синдрома являются содержательными характеристиками профессиональной деформации, и при видимой схожести симптомов имеют значительные отличия. Главное из них в том, что синдром эмоционального выгорания приобретают профессионалы, изначально обладающие большим творческим потенциалом, фанатично преданные делу, синдром хронической усталости связан с изначальным принятием готовых форм знаний о мире, себе и других людях. Кроме того, при синдроме хронической усталости говорят о его вероятной вирусной природе ("вирус Эпштейна-Барра").

         В.В.Бойко (1999), описывая "эмоциональное выгорание" определяет его уже как "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ их избранные психотравмирующие воздействия". "Выгорание" он отличает от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами - свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. Согласно В.В.Бойко, эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального (чаще профессионального) поведения, по сути - указывал на его адаптационную природу, содержащую функциональный стереотип, позволяющий человеку экономно расходовать энергетические ресурсы. С другой стороны - дисфункциональные его следствия, о которых говорилось ранее. 

Т.В.Форманюк (1993) синдром эмоционального сгорания называет "специфическим видом  профессионального заболевания  лиц, работающих с людьми" (учителей, психологов, психиатров и т.п.).

         Термин burnout более приемлем как "эмоциональное сгорание" включающий в себя и начальные его фазы и этап "выгорания". Проявления синдрома эмоционального сгорания (клиника и симптоматика) При    всем   разнообразии   и   отличии   даваемых   определений эмоционального сгорания перечень его признаков (симптомов) и проявлений не менее широк, а порой расплывчив и противоречив.

          Уже к 1982 году было опубликовано более тысячи работ, посвященных сгоранию в англоязычной литературе. S.Maslach (1981) проявления сгорания указывает следующие: чувство изнеможения (невозможности отдаваться деятельности как прежде), эмоционального и физического истощения, дегуманизация, - потеря "чувства клиента", тенденция развивать негативное отношение к партнерам и клиентам, потеря интереса к работе и недостаток чувства профессионального мастерства. E.Maher (1983) в своем обзоре обобщает перечень симптомов burnout: 1) усталость, утомление, истощение, 2) бессонница, 3) психосоматические недомогания, 4) негативное отношение к клиентам, 5) негативное отношение к самой работе, 6) оскудение репертуара рабочих действий, 7) злоупотребление химическими агентами -чаем, кофе, табаком, алкоголем, наркотиками, 8) отсутствие аппетита или переедание, 9) негативная "Я-концепция",  10) ауто- и гетероагрессия, проявляющаяся в раздражительности, напряженности, бешенстве, тревоге, гневе, 11) упадническое настроение и связанные с ним эмоции, чувство безнадежности, бессмысленности, апатия, депрессия, цинизм, 12) чувство вины.

            Х.Кюйнарпуу называет три последних симптома "разрушающими", а остальные - их следствиями.Данный перечень может быть детализирован и уточнен. Во-первых, обращает на себя внимание группа симптомов, свидетельствующих об астеническом синдроме: эмоциональное и физическое истощение, бессонница, раздражительность, усталость, утомляемость, отсутствие аппетита. Далее следует группа симптомов, указывающих на более или менее выраженные проявления депрессии, либо -тревоги. Особо выделяется группа самых разнообразных психосоматических расстройств.

             В большинстве определений эмоционального сгорания содержатся указания на "эмоционально нагруженную атмосферу", "продолжительную эмоциональную нагрузку", "длительную эмоциональную перегрузку", "психотравмирующие воздействия" и т.п. Из этих указаний можно сделать вывод о том, что основной причиной данного "состояния" является стресс, связанный с какой-либо деятельностью, включая профессиональную.

            Стоит отметить, что эмоционально сгорание при наличии указанных признаков, тем не менее, может не достичь уровня именно клинических признаков расстройств адаптации или какого-либо другого заболевания, оставаясь психологическим феноменом, с клинической точки зрения - вариантом промежуточным между нормой и патологией.

            Очевидно, что все из указанных признаков и симптомов дезадаптации присущи также состоянию эмоционального сгорания. Если для диагностики данного   расстройства   необходимым   критерием   является   нарушение профессиональной деятельности, симптомы выходящие за рамки нормы и ожидаемых реакций на стресс, а также появление их в течении трех месяцев после начала воздействия стресса и источник переживаний осознаваем и понятен субъекту - то это еще более подтверждает связь эмоционального сгорания и расстройства адаптации.  

Причины возникновения и  этиология синдрома эмоционального сгорания 

            По данным литературы (Форманюк Т.В., 1993; Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998; Maclach Е., 1983; Condo С, 1991) "группа риска", или перечень профессий, наиболее подверженных эмоциональному сгоранию первоначально был незначительным: сотрудники медицинских учреждений, общественных, благотворительных организаций. Далее, по мере накопления материала по данной теме, группа "профессионального риска" расширялась, в нее вошли учителя, полицейские, тюремный персонал, политики, юристы, менеджеры.

     «Профессии высшего типа" требуют в большей или меньшей степени наличия и развития коммуникативных навыков. Здесь и трудности безусловного и "принимающего" общения с партнерами (Форманюк Т.В., 1993), и умение сотрудничать, принимать критику, адекватно воспринимать свою роль и свой вклад в работу. В четвертых, "постоянная внеурочная работа над предметом и над собой" подразумевает личностный рост, неизбежное наличие постоянной адаптации, ее трудности и наличие кризисных периодов. Д.Г.Трунов (1998), описывая "синдром сгорания" у консультантов "телефонов экстренной психологический помощи" говорит о наличии разных мотивов в основе выбора профессии. Одни ("правильные") скорее принимаются, а значит - осознаются. Другие ("неправильные") скорее отвергаются и остаются во время работы "за кадром" и влекут за собой появление "чужих", как бы "навязанных извне" симптомов сгорания. Таким образом, можно предполагать неизбежность появления, в большей или меньшей степени, признаков эмоционального сгорания по мере профессионального, а для "профессий высшего типа" - и неразрывно связанного с ним и личностного роста. E. McConnell (1982) напротив, предполагает, что синдром сгорания не является неизбежным, определенные шаги можно предпринять для того, чтобы предотвратить его возникновение. Она же подчеркивает, описывая это состояние у медицинских сестер, что сгорание - это, прежде всего потеря иллюзий. Влияние иллюзий на человеческую активность и человеческие дела нежелательно, но они присутствуют. Иллюзии возникают и защищают нас в детстве. Но по мере взросления многие из них замещаются теоретическими знаниями. Обычно все инновации начинаются с мечты, веры во что-нибудь не совсем реальное, но в принципе сбыточное. Изобретения, таким образом - это продукт иллюзий. Полное отсутствие иллюзий - это цинизм.

           Во время обучения будущие специалисты имеют дело, во-первых, с красивыми лозунгами ("светя другим - сгораю сам" - у медиков, "сеять разумное, доброе, вечное" - у педагогов и т.п.). Во-вторых, с учителями, которые, как правило, чем более становятся "маститыми", тем менее практикуют, и, соответственно, всё более углубляясь в детали своего предмета, отрываются от реального мира. Студенты, осваивая азы и приобретая собственные "учебниковые" навыки в профессии, придя на рабочее место, сталкиваются с реальностью. Шок от этой реальности вызывает разочарование. Д.Г.Трунов (1998) называет мотивы "подвижными образованием", способными усиливаться и ослабевать, исчезать и появляться. Соответственно, при обучении и организации работы специалиста можно помочь ему на разных этапах не только предупреждать появление "сигналов" сгорания, но и осознавать уже проявляющиеся, воспринимать их позитивно.

О неразрывности  необходимого профессионального и  личностного роста говорит и  Т.В.Форманюк (1993) - "только эмоционально зрелая личность в состоянии справиться с трудностями профессии".

Г.С.Абрамова и Ю.А.Юдчиц (1998) среди факторов, играющих существенную роль в эмоциональном  выгорании у врачей выделяют:

1.  социальный (непризнание истинных заслуг  врача, ограничение его права  на свободу выбора, несоответствие  нравственно-этических требований  к профессии реальной ситуации  на рабочем месте, понижение  социального статуса профессии  (в том числе и в материальном  плане), семейно-бытовые проблемы);

2.  личностный (от низкой устойчивости к стрессам  и неумению критически оценивать  неблагоприятные факторы - до  категорий нравственности: реализации  модуса не "социальных достижений" или "обладания", а "служения", где основное жизненное отношение  - любовь к людям, что позволяет  человеку выходить за пределы  своих актуальных, наличных возможностей);

3.  фактор  среды (места работы) - влияние  стиля руководства, взаимоотношений  с коллегами, состояние коллектива  и т.п.

В.В.Макаров (1999) по поводу "синдрома сгорания" у психотерапевтов среди предрасполагающих  факторов говорит не только о личностных особенностях (интровертированность, повышенный уровень тревожности, эмпатичности, чувствительности) и организации  труда, но и о профессиональной подготовленности. Для последнего важно и владение техниками и приемами, и не менее  значимо - глубина проработки собственных  психологических проблем, неразрешенных  конфликтов собственной личности. Кроме  того, он выделяет особенности (в большей  степени способные быть отнесенными  к организационному фактору, но, на наш взгляд и в какой-то мере - к фактору профессиональной подготовки): стремление сохранить свои профессиональные секреты, боязни быть разоблаченным (когда  данные секрета не содержат декларируемых  методов), при условии низкой поддержки  и высокого уровня критичности коллег; низкие возможности обучаться и  совершенствоваться, недостаток возможности  и желания обобщать и передавать свой опыт.

Р.Кочюнас (1999) среди важнейших причин "синдрома сгорания" называет:

-  монотонность  работы, особенно если ее смысл  кажется сомнительным;

- вкладывание  в работу больших личностных  ресурсов при недостаточности  признания и положительной оценки;

Информация о работе Психологическая деформация