Психологическая готовность к разрешению конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 18:08, контрольная работа

Описание

Конфликты всегда существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. Условия конструктивного разрешения конфликтов………….4

- а) адекватность отражения конфликта………………………………..…4

- б) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон..…5

- в) создание климата взаимного доверия и сотрудничества……………7

- г) определение существа конфликта………………………………….…7

ГЛАВА 2. Подходы к разрешению конфликта…………………………..…10

ГЛАВА 3. Предупреждение конфликтов ………………………………...…17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…

Работа состоит из  1 файл

Конфликтология.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования Республики Беларусь

     Учреждение  образования «Белорусский государственный  педагогический университет  имени Максима  Танка» 
 

     Факультет психологии

     Заочное отделение

     Группа  ПП-041 

     Юдина Надежда Владимировна 
 

контрольная работа по конфликтологии на тему: 
 

Психологическая готовность к разрешению конфликта 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Преподаватель: Повидайко Л.В.  
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Минск, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. Условия конструктивного разрешения конфликтов………….4

    - а) адекватность отражения конфликта………………………………..…4

    - б) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон..…5

    - в) создание климата взаимного доверия и сотрудничества……………7

    - г)  определение существа конфликта………………………………….…7

ГЛАВА 2. Подходы к разрешению конфликта…………………………..…10

ГЛАВА 3. Предупреждение конфликтов ………………………………...…17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…19

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Конфликты всегда существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом. Картину общества без межличностных конфликтов  в принципе, представить невозможно, поскольку это означало бы полную утрату индивидуальности, свободы и аутентичности[9,98].

      Как нельзя дать однозначное определение понятию конфликта, так сложно определить и конкретные пути его разрешения. Однако,  совершенно очевидно, что психологическая готовность к разрешению конфликтных ситуаций является важной составляющей этой  проблемы.

      Важную  роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:

— адекватность отражения конфликта;

— открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;

— создание климата взаимного доверия и  сотрудничества;

— определение  существа конфликта[7,286].

     Изучением данного вопроса занималось огромное количество известных психологов. Не приостановлено исследование конфликта  и сегодня. Связано  оно с такими именами как Джонсон Дж., Мелибруда Е., Скотт Дж., Корнелиус Х., Фэйр Ш., Гришина Н. В. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1.  Условия конструктивного разрешения конфликтов 

     Существуют  различные определения понятия  конфликт, в зависимости от того, в какой научной области оно изучается. С точки зрения социальной психологии, конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречий в интересах, позициях, ценностях и взглядах. Для философии – это борьба противоречий, борьба противоположностей. С точки зрения социологии – это борьба за ценности и претензии на определённый статус, власть, ресурсы[3,65].

     З. Фрейд первым описал конфликт не только в целях понимания некоторого психического феномена, но и для построения определённой практики. Конфликт есть столкновение антагонистических сил, которые не могут не столкнуться[10,465].

     Для того, чтобы определить психологическую готовность к разрешению конфликта, важно объективно оценивать причины, индивидуально-психологические особенности конфликтующих сторон и реальную возможность решить данный конфликт.

     а) адекватность отражения конфликта

     Очень часто в ситуации конфликта стороны неправильно воспринимают собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:

     •    «Иллюзии собственного благородства» — в конфликтной ситуации её участники нередко полагают, что являются жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны, а истина и справедливость целиком на стороне первого и свидетельствуют в его же пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убеждён, что только противник этого не хочет.

     •    «Поиск соломинки в глазу другого» — каждый из противников ясно видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у самого себя. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

     •    «Двойная этика» — даже тогда, когда  противники осознают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента — как нечестные и непозволительные.

     •    «Всё ясно» — очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его действия хороши и правильны, а действия партнера, наоборот, плохи и неадекватны[4,56]. Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации.

     б) открытость и эффективность  общения конфликтующих сторон

     В любом конфликте партнёры испытывают так называемые смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость или даже ненависть к другому, желание, чтобы противник отказался от своей позиции, с другой — у оппонентов есть, хотя и очень приглушённые, более доброжелательные чувства, порождённые всей совокупностью предыдущих взаимоотношений, а также стремлением к взаимопониманию и согласию.

     Если  искажение восприятия при конфликте  чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке  собственной предвзятости, потому что  ясно видишь и чувствуешь только враждебность партнера, не замечая никаких других чувств с его стороны. Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неверным, немедленно подтверждается.

     К сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники охотнее пользуются способами общения, затрудняющими понимание того, что, собственно, происходит. Они в основном стараются сделать противнику больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.

     Действительно, когда человек «обуреваем» эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно  выслушивать противника. Поэтому  порой имеет смысл в самом  начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь. В этот момент бессмысленно пытаться что-то решать, главное, о чём надо заботиться, — это о том, чтобы не обидеть и не унизить партнера. Японцы, например, придумали для этого своеобразный ритуал и мягкие подушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу лучше, чем спокойная, хладнокровная отповедь, которую противник будет помнить всю жизнь. Подчас, прикрываясь хорошими манерами и вежливым тоном, люди идут на преднамеренное психологическое убийство другого, уничтожая в нём его образ самого себя. В результате партнеры отказываются от поиска конструктивных выходов из конфликта, а только «зализывают раны» и думают о возможной мести[12,387].

     Взаимное выражение чувств, хотя бы частичное, может помочь в создании условий для использования коммуникации в целях конструктивного обмена мыслями. Хорошо бы, если бы каждый из противников мог, хотя бы частично сообщить другому следующее:

     •    что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

     •    каких реакций я жду со стороны другого?

     •   что я собираюсь предпринять, если партнер поведет себя не так, как я ожидаю?

    •    на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?

     в)создание климата взаимного доверия и сотрудничества

     Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путём готовности открыть перед ним такую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.

     Конфликт  разрешается успешнее, если обе стороны  заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к  сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с разрешением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это — момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях[5,85].

    г)определение существа конфликта

     Чем точнее определение существенных элементов  конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.

     1. Определение основной проблемы. Исчерпывающее определение характера проблемы, приведшей к конфликту, помогает каждому противнику оценить свое поведение и действия другого, правильнее понять ситуацию, в которой оба оказались. Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осознаются, а сходства оказываются неизвестными:

     — Как я понимаю проблему? Какие  мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению  и закреплению конфликта?

     — Как мой партнёр видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?

     — Соответствует ли поведение каждого  из нас сложившейся ситуации?

     — Как можно наиболее лаконично  и полно определить нашу общую проблему?

     — В каких вопросах мы с партнёром расходимся?

     — В каких вопросах мы солидарны  и понимаем друг друга?

     2. Определение причины конфликта.  Даже если мы точно знаем,  что нам нравится и что не  нравится в нашем поведении,  все равно существует большая вероятность, что конфликт, подобный нынешнему, повторится и в будущем. Поэтому важно понять причины возникновения конфликта. Знание этих причин позволит ограничить число конфликтных столкновений по данному поводу или вообще избежать их:

     — нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется мне неприемлемым;

     — нужно понять, какие мои действия в конфликтной ситуации неприемлемы  для партнера;

     — необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.

     3. Поиск возможных путей разрешения  конфликта. 

     — Что я мог бы сделать, чтобы  разрешить конфликт?

Информация о работе Психологическая готовность к разрешению конфликта