Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 18:08, контрольная работа
Конфликты всегда существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. Условия конструктивного разрешения конфликтов………….4
- а) адекватность отражения конфликта………………………………..…4
- б) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон..…5
- в) создание климата взаимного доверия и сотрудничества……………7
- г) определение существа конфликта………………………………….…7
ГЛАВА 2. Подходы к разрешению конфликта…………………………..…10
ГЛАВА 3. Предупреждение конфликтов ………………………………...…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение
образования «Белорусский
государственный
педагогический университет
имени Максима
Танка»
Факультет психологии
Заочное отделение
Группа
ПП-041
Юдина
Надежда Владимировна
контрольная
работа по конфликтологии на тему:
Психологическая
готовность к разрешению
конфликта
Преподаватель:
Повидайко Л.В.
Минск, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Условия конструктивного разрешения конфликтов………….4
- а) адекватность отражения конфликта………………………………..…4
- б) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон..…5
- в) создание климата взаимного доверия и сотрудничества……………7
- г)
определение существа
ГЛАВА 2. Подходы к разрешению конфликта…………………………..…10
ГЛАВА 3. Предупреждение конфликтов ………………………………...…17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…20
Введение
Конфликты всегда существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом. Картину общества без межличностных конфликтов в принципе, представить невозможно, поскольку это означало бы полную утрату индивидуальности, свободы и аутентичности[9,98].
Как нельзя дать однозначное определение понятию конфликта, так сложно определить и конкретные пути его разрешения. Однако, совершенно очевидно, что психологическая готовность к разрешению конфликтных ситуаций является важной составляющей этой проблемы.
Важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:
— адекватность отражения конфликта;
— открытость
и эффективность общения
— создание климата взаимного доверия и сотрудничества;
— определение существа конфликта[7,286].
Изучением
данного вопроса занималось огромное
количество известных психологов. Не
приостановлено исследование конфликта
и сегодня. Связано оно с такими
именами как Джонсон Дж., Мелибруда Е.,
Скотт Дж., Корнелиус Х., Фэйр Ш., Гришина
Н. В.
ГЛАВА
1. Условия
конструктивного разрешения
конфликтов
Существуют различные определения понятия конфликт, в зависимости от того, в какой научной области оно изучается. С точки зрения социальной психологии, конфликт – это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречий в интересах, позициях, ценностях и взглядах. Для философии – это борьба противоречий, борьба противоположностей. С точки зрения социологии – это борьба за ценности и претензии на определённый статус, власть, ресурсы[3,65].
З. Фрейд первым описал конфликт не только в целях понимания некоторого психического феномена, но и для построения определённой практики. Конфликт есть столкновение антагонистических сил, которые не могут не столкнуться[10,465].
Для того, чтобы определить психологическую готовность к разрешению конфликта, важно объективно оценивать причины, индивидуально-психологические особенности конфликтующих сторон и реальную возможность решить данный конфликт.
а) адекватность отражения конфликта
Очень часто в ситуации конфликта стороны неправильно воспринимают собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:
• «Иллюзии собственного благородства» — в конфликтной ситуации её участники нередко полагают, что являются жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны, а истина и справедливость целиком на стороне первого и свидетельствуют в его же пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убеждён, что только противник этого не хочет.
• «Поиск соломинки в глазу другого» — каждый из противников ясно видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у самого себя. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
• «Двойная этика» — даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента — как нечестные и непозволительные.
• «Всё ясно» — очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его действия хороши и правильны, а действия партнера, наоборот, плохи и неадекватны[4,56]. Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации.
б) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон
В любом конфликте партнёры испытывают так называемые смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость или даже ненависть к другому, желание, чтобы противник отказался от своей позиции, с другой — у оппонентов есть, хотя и очень приглушённые, более доброжелательные чувства, порождённые всей совокупностью предыдущих взаимоотношений, а также стремлением к взаимопониманию и согласию.
Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости, потому что ясно видишь и чувствуешь только враждебность партнера, не замечая никаких других чувств с его стороны. Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неверным, немедленно подтверждается.
К сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники охотнее пользуются способами общения, затрудняющими понимание того, что, собственно, происходит. Они в основном стараются сделать противнику больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.
Действительно,
когда человек «обуреваем»
Взаимное выражение чувств, хотя бы частичное, может помочь в создании условий для использования коммуникации в целях конструктивного обмена мыслями. Хорошо бы, если бы каждый из противников мог, хотя бы частично сообщить другому следующее:
• что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
• каких реакций я жду со стороны другого?
• что я собираюсь предпринять, если партнер поведет себя не так, как я ожидаю?
• на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?
в)создание климата взаимного доверия и сотрудничества
Этому может способствовать проявление доверия к партнеру путём готовности открыть перед ним такую свою незащищенную позицию, какой является стремление к согласию и взаимопониманию, нежелание использовать слабые и уязвимые места противника.
Конфликт разрешается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего их к сотрудничеству. Опыт совместной деятельности во имя достижения общей цели сближает партнеров, позволяет открывать новые, дополнительные способы преодоления трудностей и неприятностей, связанных с разрешением конфликта. Успешное решение совместных задач повышает также степень взаимного доверия, что облегчает риск открытости в общении. Это — момент чрезвычайной важности, так как люди часто даже не представляют себе, что можно сотрудничать с человеком, с которым находишься в конфликтных отношениях[5,85].
г)определение существа конфликта
Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов.
1. Определение основной проблемы. Исчерпывающее определение характера проблемы, приведшей к конфликту, помогает каждому противнику оценить свое поведение и действия другого, правильнее понять ситуацию, в которой оба оказались. Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осознаются, а сходства оказываются неизвестными:
— Как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?
— Как мой партнёр видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?
— Соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации?
— Как можно наиболее лаконично и полно определить нашу общую проблему?
— В каких вопросах мы с партнёром расходимся?
— В каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?
2.
Определение причины конфликта.
— нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется мне неприемлемым;
— нужно понять, какие мои действия в конфликтной ситуации неприемлемы для партнера;
— необходимо определить, что именно стало причиной возникновения конфликта.
3.
Поиск возможных путей
— Что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
Информация о работе Психологическая готовность к разрешению конфликта