Психологическая готовность к разрешению конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 18:08, контрольная работа

Описание

Конфликты всегда существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны или патологичны. Они нормальное явление в нашей жизни. Возникают они из-за различий между людьми, из-за того, что поступки, представления, чувства у каждого из нас не одни и те же и порой приходят в столкновение друг с другом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА 1. Условия конструктивного разрешения конфликтов………….4

- а) адекватность отражения конфликта………………………………..…4

- б) открытость и эффективность общения конфликтующих сторон..…5

- в) создание климата взаимного доверия и сотрудничества……………7

- г) определение существа конфликта………………………………….…7

ГЛАВА 2. Подходы к разрешению конфликта…………………………..…10

ГЛАВА 3. Предупреждение конфликтов ………………………………...…17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…

Работа состоит из  1 файл

Конфликтология.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

     — Что мог бы сделать для этого  мой партнер?

     — Каковы наши общие цели, во имя которых  необходимо найти выход из конфликта?

     4. Совместное решение о выходе  из конфликта. Принимая это решение, необходимо учитывать возможные последствия каждого из способов разрешения конфликта и осознавать, что только совместные усилия партнеров могут привести к желаемому результату:

     — Каковы вероятные следствия каждого  из возможных путей разрешения конфликта?

     — Что нужно сделать для достижения намеченных целей?

     — Какой из способов разрешения конфликта  вызывает у нас чувство удовлетворения своей конструктивностью?

           Перечисленные выше предложения не являются рецептом чудодейственного способа разрешения конфликтов. Не существует универсальных приёмов, позволяющих справиться с любой ситуацией. Описанные этапы разрешения конфликта содержат лишь некоторые указания, реализация которых требует с нашей стороны вовлечения всей личности, усилий, умения, упорства и доброй воли.

     Все последовательные шаги на пути к выходу из конфликта, более или менее сходные с теми, что описаны здесь, должны быть в каждом конкретном случае предприняты обеими сторонами. Основой для совместных поисков может стать обмен мнениями, предложениями, соображениями по поводу каждого очередного этапа. Вспомогательным средством может оказаться запись своих соображений по поводу каждой очередной проблемы и своевременное знакомство партнера с ними. Следует помнить, что неудачи вначале еще не определяют конечный результат.

          
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. Подходы к разрешению конфликта

     В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий. Эти стадии не являются обязательными – возможно, что какие-то из них в ходе конфликта «проскакиваются». По-разному складывается продолжительность стадий. Но последовательность их в любых конфликтах одна и та же. К ним относятся следующие: а)предконфликтная ситуация, б)инцидент, в)эскалация, г)кульминация, д)завершение конфликта, е)постконфликтная ситуация[1,64].

     Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трёх этапов. Первый - подготовительный - это диагностика конфликта. Второй - разработка стратегии разрешения и технологии. Третий - непосредственная практическая деятельность по разрешению конфликта - реализация комплекса методов и средств.

     Диагностика конфликта включает: а) описание его  видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.д.); б) определение  уровня развития конфликта; в) выявление  причин конфликта и его природы (объективной и субъективной); г) измерение интенсивности; д) определение сферы распространённости[2,190]. Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта - содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действий, возможных последствий. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах, как состояние и процесс.

     Разработка  стратегий разрешения конфликта осуществляется с учётом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. Ослабление конфликта, его преобразование, постепенное затухание - таковы моменты асимметричного решения конфликта. В ситуации, при которой ни одна из сторон не может выиграть противоборство, а обе его проигрывают, возможна стратегия подавления конфликта, механического его устранения.

     Разнообразные модели разрешения конфликта формировались  исторической практикой. В литературе различаются силовая, компромиссная и интегративная модели. Силовая модель ведёт к исходам конфликта двух видов: победа-поражение, поражение-поражение. Две другие модели - к возможному разрешению конфликта по типу победа-победа, выигрыш-выигрыш[3,36]. Силовая форма типична для правовых конфликтов.

     Среди разнообразных стратегий выхода из конфликтных ситуаций наиболее часто  используются четыре. Каждая из них  имеет свои достоинства и недостатки и может быть использована в зависимости  от обстоятельств, времени на решение  и конечных целей:

     1) Мнимое улаживание. Это принуждение к миру без устранения причин, вызвавших конфликт. В качестве принуждающих средств используются: власть (реальная или мнимая), запугивание, взывание к разуму или благородным чувствам. В результате конфликт не разрешается, а загоняется внутрь, срабатывает психологическая защита участников - происходит переоценка ситуации, смирение с ней. Этот тип стратегии подходит для снятия эмоционального напряжения при взаимодействии конфликтующих сторон, но не приводит к решению проблемы, породившей конфликт. Последствием использования данной стратегии является возобновление конфликта на новом уровне в усиленном или измененном варианте.

     2) Победа одной из сторон. Сущность этой стратегии заключается в признании превосходства позиции одной из конфликтующих сторон, её правоты, силы и подчинении ей другой стороны.

     Эта стратегия применима в так  называемом честном бою, когда и  одна из сторон убедила в своей  правоте другую сторону, не ущемляя её прав, мнений, а также не использовала неэтичных методов борьбы. В такой ситуации происходит постепенное снижение психологической напряженности в отношениях сторон, нормализуется климат взаимоотношений в коллективе (или между отдельными участниками, если конфликт был межличностный), налаживается продуктивное взаимодействие, возможна перестройка отношений. Если же победа одной из сторон является результатом подавления другой, использования «грязных» методов (анонимки, запугивания, административные воздействия несправедливого характера и пр.), то следствием применения данной стратегии является ухудшение психологического климата, происходит усугубление конфликта на внутриличностном и межличностном уровнях, снижается продуктивность деятельности.

     3) Компромисс. Суть этой стратегии состоит в согласии обеих сторон на основе взаимных уступок и терпимости к позиции противника при сохранении несхожести основных позиций, взглядов, мнений, отношений. Эта стратегия хороша как промежуточный шаг, передышка, позволяющая более глубоко разобраться в ситуации и подготовиться к её окончательному или более эффективному решению. Она зачастую не решает самого конфликта, но ликвидирует конфликтную обстановку. Последствиями такой стратегии могут быть временное затишье для накопления сил с целью продолжения борьбы или скрытая борьба другими средствами, возможное разделение сфер деятельности при взаимном невмешательстве или ослаблении требований друг к другу[7,263].

     4) Интеграция. Основа стратегии интеграции заключается во взаимном примирении и согласии, достигнутом за счёт перестройки взглядов и отношений, нахождения общих позиций, интересов, целей, способов деятельности и поведения, удовлетворяющих противоборствующие стороны. Применение данной стратегии основывается на признании различий позиций и мнений сторон и готовности принять их во внимание для понимания причин конфликта и поиска вариантов решения, приемлемых для обеих сторон. Результатом такой стратегии будет разрешение конфликта, улучшение взаимоотношений сторон, стремление к сотрудничеству, повышение доверия, эмоциональный подъём, повышение эффективности деятельности. Это самая сложная в реализации, но и самая эффективная стратегия разрешения конфликтов[8,39].

     Алгоритм выхода из конфликта задаёт общее смысловое направление деятельности по разрешению конфликтной ситуации. Практические же шаги по разрешению конфликта весьма разнообразны и зависят во много от его специфики, сферы проявления участвующих в нём субъектов, причин его возникновения.

     Общий алгоритм выхода из конфликтной ситуации включает в себя целую совокупность последовательных действий:

    • анализ конфликтной ситуации;
    • выявление личностных особенностей участников конфликта;
    • сбор разнообразной информации о конфликте;
    • выбор стратегии управления конфликтной ситуацией;
    • собеседование с участниками конфликта;
    • конкретные шаги по устранению причин конфликта;
    • создание общественного мнения, направленного на разрешение конфликта;
    • использование по необходимости правовых или административных мер по устранению причин конфликта[8,35].

     Характер  конфликтных действий определяется их направленностью на разные по масштабу цели. Тактическое действие приводит к эффектам в конкретных ситуациях, стратегия связана со стремлением к разрешению противоречия, актуализировавшегося в конкретном взаимодействии.

     Наиболее  распространённым представлением, обсуждаемым как стратегии поведения в конфликте, является модель К.Томаса, согласно которой конфликтное поведение выстраивается в пространстве, заданном системе координат, где:

     - по вертикальной оси указывается  степень настойчивости в удовлетворении собственных интересов, представляемая как важность результатов;

     - по горизонтальной оси - степень  уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров, представляемая как важность отношений.

     Таким образом, минимальная (нулевая) заинтересованность по обеим осям в точке пересечения образует стратегию избежания (ухода); максимальная по вертикальной оси образует соперничество; по горизонтальной - приспособление; сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям обеспечивает сотрудничество; и срединное положение соответствует компромиссу[9,172].

     Избежание (уход) - это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта.

     Соперничество (борьба) - стремление к доминированию и в конечном счете устранению одной из сторон в конфликте.

     Приспособление - уступки противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.

     Сотрудничество - стремление к интегрированию интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны.

     Компромисс - взаимные уступки; согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны.

     Не  все из приведенных в модели Томаса форм поведения в конфликтной ситуации можно обсуждать как стратегии. Так, приспособление, избежание и взаимные уступки являются, очевидно, характеристиками процесса взаимодействия и не содержат целевых установок, связанных собственно с противоречием. Если в конфликте нет субъекта, ставящего цели разрешения, вообще невозможно обсуждать вопрос о стратегичности поведения.

     Выбор стратегии существенно зависит от того, в каком времени должна осуществляться работа с конфликтом: в прошедшем, настоящем или будущем.

     Для работы с уже завершившимся конфликтом (с учетом того, что завершенность  может быть только видимостью и течение  конфликта перешло в латентный вид) более всего используются психотерапевтические стратегии.

     Психотерапия  имеет дело с феноменом индивидуального  переживания события, уже завершившегося и не подлежащего изменению в своем фактическом материале. Диапазон возможного вмешательства ограничен только психическим состоянием и персональным отношением клиента (пациента) к случившемуся[11,126].

     Наиболее  убедительным свидетельством эффективности  применения как общих стратегических принципов, так и конкретных тактик регулирования конфликтов служат реальные результаты. Результаты управления конфликтом могут быть двух родов: 1) позитивные, или конструктивные, 2) негативные, или деструктивные.

     Позитивный, или конструктивный результат успешно  разрешенного конфликта может быть выражен в:

     • разрядке эмоциональной напряженности;

     • глубоком взаимопонимании сторон, их сближении, обеспечении информационно-связующего результата;

     • росте производительности труда, стимуляции социальных изменений, прогресса;

     • вскрытии имеющихся противоречий и  определении путей их преодоления;

     • увеличении возможностей переоценки прежних  ценностей и норм;

Информация о работе Психологическая готовность к разрешению конфликта