Психологическая характеристика бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание

Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. Поэтому целью данной курсовой работы явилось - анализ и обобщение теоретических воззрений на природу бессознательного.
Из данной цели вытекают соответствующие задачи:
1. анализ литературных источников по данной проблеме;
2. разграничение понятий “сознание” и “бессознательное” в психоаналитических теориях;
3. детальное изучение аналитической теории К. Г. Юнга.

Содержание

Введение ...................................................................................................3
Глава 1. Сознание и бессознательное – взаимодействующие между собой психические явления……………………………………………………4
1.1. Сознание и бессознательное в структуре личности .................................4
1. 2. Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии ..................................................................................................10
1.2.1 Фрейдизм ......................................................................................10
1.2.2 Неофрейдизм ................................................................................14
1.2.3 Современный психоанализ (Мелани Клейн) ...............................18
Глава 2. Бессознательное в аналитической психологии К. Г. Юнга ..20
2. 1. Бессознательное и архетипы ............................................................21
2. 2. Психологические типы личности ......................................................25
Заключение ..............................................................................................28
Литература ................................................................................................28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.51 Кб (Скачать документ)

     Сновидения  представляют собой особую форму  проявления бессознательного. В них хранятся все тайные вытесненные бессознательные желания и чувства человека. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Но не все желания во сне имеют соответствующую форму. Очень многие сны имеют символическую форму. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление во сне блокируется усвоенными нормами морали так называемой цензурой сознания. Цензурой сознания является бессознательный психический механизм, который фильтрует, изменяет и запутывает содержание мыслей, сновидений. Цензура как очень принципиальный моралист не позволяетбессознательному показать все в истинном цвете. Именно поэтому мы не может сначала разгадать наш сон, он нам кажется бессмысленным и бесполезным. Для расшифровки таких сновидений требуется обладать основными навыками специальной интерпретации, именуемой психоанализом. Напомним, что такие сны не являются единственными в своем роде. Эти сны свойственны взрослым. Существуют сновидения другой разновидности, здесь содержание сна явное и понятное человеку. Это детские сновидения дошкольников и инфальтильные сны взрослых людей. Детские сновидения отличаются своей простотой и безыскусностью. То, что ребенок хотел и не смог реализовать в реальной жизни днем, обязательно приснится ему ночью. Инфальтильные сновидения взрослых акже имеет явное содержание. Они возникают под влиянием непосредственно предшествующих сну ярких событий прошедшего дня.

Итак, мы выяснили, что бессознательное  в большей степени управляет  бытовым поведением человека, а сознание – самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля. Сознание и бессознательное взаимодействуют друг с другом, делая поведение человека интересным для изучения и анализа. Однако не всегда была такая четкая структура этих понятий, как сейчас.

      1.2. Теоретическое  обоснование проблемы  бессознательного психологии     

1.2.1. Фрейдизм.

Изучение феномена  бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Познакомившись с философскими идеями Платона, З. Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.

З. Фрейд - центральная фигура, вокруг которой группируются почти  все теории бессознательного, после того как им была предложена тотальная система анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подспудных образований - бессознательной психики, причем это касается не только теорий, одна за другой потянувшихся вслед за ним, но и теорий, также одна за другой потянувшихся против него. Поэтому за З. Фрейдом остается роль одного из основателей этой психологии как науки не только о человеческой психике - сознании и бессознательном психическом, но и о личности, их носителе. Для З. Фрейда бессознательное – это, главным образом, нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, З. Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь отрицательного понятия – неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. З. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, кипящий пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан З. Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ душевной жизни человека. З. Фрейд исходит из того, что допущение бессознательного необходимо в силу существования таких актов, для объяснения которых необходимо признание наличия других актов, не являющихся сознательными, ибо у данных сознания имеется множество пробелов. Только в этом случае, как считает он, не нарушается психическая непрерывность и становится понятным существо познавательного процесса с его сознательными актамиВо  Фрейдовской структуре личности обе эти сферы представлены следующим образом: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным. Своим происхождением сознательное, по З. Фрейду, обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики. Поэтому, согласно З. Фрейду, сознательное не есть суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Подробно рассмотреть  структуру личности З. Фрейда позволяет  его работа “По ту строну удовольствий” (1920), “Я и Оно” (1923). Созданная З. Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов: "Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей; "Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью; - "Сверх - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности". Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, З. Фрейд исходит из того, что глубинный, природный ее слой ("Оно") функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но поскольку в удовлетворении своих страстей индивид сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит "Оно", в нем выделяется "Я", стремящееся обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения. "Оно" исподволь, но властно диктует свои условия "Я". Как покорный слуга бессознательных влечений, "Я" пытается сохранить свое доброе согласие с "Оно" и внешним миром. Это ему не всегда удается, поэтому в нем самом образуется новая инстанция - "Сверх - Я" или "Идеал - Я", которая царит над "Я" как совесть или бессознательное чувство вины. "Сверх - Я" как бы является высшим существом в человеке, отражающим заповеди, социальные запреты, власть родителей и авторитетов. По своему положению и функциям в психике человека "Сверх - Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений и в этом смысле как бы солидаризируется с "Я". Но по своему содержанию "Сверх - Я" ближе к "Оно" и даже противостоит "Я", как поверенный внутреннего мира "Оно", что может привести к конфликтной ситуации, ведущей к нарушениям в психике человека. Ребенок, по мнению психиатра, испытывает сексуальное влечение к родителям. Следует указать периоды сексуальности детства, которые З. Фрейд выделял в своей работе “Три очерка по теории сексуальности”. Таким образом, родилась возрастная периодизация З. Фрейда. Оральная стадия (младенческий возраст до 2-3 лет). Ребенок сосет грудь матери, соску, ощущая  при этом чувство сродное с наивысшим сексуальным наслаждением. Здесь действует так называемая инфантильная сексуальность, не осознаваемая ребенком. Если ребенок задерживается на этой стадии, во взрослой жизни это выражается в патологическом желании человека сосать свой большой палец, часто курить и т. д.  Анальная стадия (3-4 года). Зона заднего прохода для ребенка также является эрогенной зоной. Если у ребенка кишечник работает исправно, то у этой зоны нет недостатка в интенсивных раздражения. Прогнозировать невроз в дальнейшей жизни ребенка можно в том случае, если он старается накопить каловые массы в кишечнике с тем, чтобы потом при его выходе получить сладострастные ощущения вперемежку с болью.

Фаллическая стадия (4,5 – 7 лет). Стадия истинной детской сексуальности, когда все эрогенные зоны смещаются на гениталии. В этом возрастном периоде у детей появляется сексуальное влечение к родителю противоположного пола: у мальчиков – Эдипов комплекс, а у девочки – комплекс Электры. Ребенок осознает, что прикосновение к его гениталиям доставляют ему удовольствие. Здесь он не упускает возможности прикоснуться к ним. Это происходит при мытье, гигиеническом уходе и т. д. Именно из этой стадии может выйти настоящая осознанная долговременная детская мастурбация. Затем после бурного сексуального развития  наступает стадия отдыха – латентная (от 7 и до полового созревания). Вся направленность ребенка сосредотачивается на учебной деятельности и на общении со сверстниками, опосредованном учебным процессом. Это естественный отдых перед взрослой сексуальностью.

Генитальная стадия (пубертатный  период детства). Взрослая сексуальность, которая сублимируется у подростка в спорте, в учебе, в физической активности. Если предыдущие стадии прошли благоприятно, то проблем и комплексов на данном этапе развития уже не возникает . Проблема огромного значения сексуальных влечений в жизни человека оказалась камнем преткновения всего психоанализа, и именно в этом пункте обнаружилось серьезное расхождение между З. Фрейдом и такими приверженцами фрейдизма, как К. Юнг, А. Адлер, В. Рейх, К. Хорни, Э. Фромм.  Все они отошли от своего учителя и создали свои теории бессознательного, являя собой огромное направление, получившее название “неофрейдизм”.

                               1.2.2. Неофрейдизм                              

В качестве критиков теоретических  постулатов З. Фрейда одним из первых выступил швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961), вплоть до 1913 г.разделявший основные идеи своего учителя. Существо расхождений К. Юнга с З. Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. К. Юнг считал, что З.Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не только биологическую, но и символическую природу. Он предложил, что символика является составной частью самой психики, и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Выделенным формальным элементам психики К. Юнг дает особое название "архетипы", которые присущи всему человеческому роду. Архетипы, согласно К. Юнгу, представляют формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека. В отличие от З. Фрейда, который рассматривал бессознательное как основной элемент психики отдельного человека, К. Юнг провел четкую дифференциацию между индивидуальным и коллективным бессознательным. Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления. Коллективное бессознательное - это разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа. Коллективное бессознательное представляет скрытые следы памяти человеческого прошлого: расовую и национальную историю, а также дочеловеческое животное существование. Это - общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей. Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрированы все архетипы.

Одним из элементов аналитической  психологии К. Юнга является теория комплексов, то есть психических сил индивида, которые, находясь в бессознательной форме, постоянно дают знать о себе. В бессознательном, по мнению К. Юнга, всегда находятся наготове комплексы воспоминаний индивидуального прошлого, прежде всего родительские, детские комплексы, комплекс власти и другие. Комплексы - это своего рода психологические демоны, свидетельствующие о силе власти бессознательного над сознательными процессами. Наряду с такими инстанциями, как "Я", "индивидуальное бессознательное" и "коллективное бессознательное", он выделяет: "Персону" (Persona) - своеобразную маску, которую надевает личность в ответ на требования социального окружения. Если "Я" тождественно "Персоне", то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего определенную социальную роль, навязанную обществом; "Аниму" (Anima) - абстрактный образ, представляющий женский "архетип" в мужчине. Посредством него достигается взаимопонимание между обоими полами; "Анимус" (Animus) - абстрактный образ, представляющий мужской "архетип" в женщине. Посредством него также достигается взаимопонимание между обоими полами; "Тень" (der Schatten) - "архетип", состоящий из животных инстинктов и являющийся средоточием темных, низменных сторон личности. Агрессивные и антисоциальные устремления "Тени" могут не проявляться в открытой форме, поскольку они скрываются под маской "Персоны" или вытесняются в "индивидуальное бессознательное"; "Самость" (der Selbst) - центральный "архетип" личности, вокруг которого концентрируются все психические свойства человека. Сфера "Самости" – нечто среднее между сознательным и бессознательным, центр тотальной личности. Структура личности К. Юнга, таким образом, отличается от фрейдовской прежде всего тем, что К. Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации фрейдовского "Оно". У З. Фрейда "Оно" является всецело биологическим, природным данным, у К. Юнга же бессознательное включает и социальные моменты. Как и К. Юнг, разошелся с З. Фрейдом по вопросу сексуальной обусловленности человеческого поведения другой критик классического психоанализа – Альфред Адлер (1870-1937). Он пересмотрел фрейдовские положения о биологической детерминации человеческой психики и сформулировал теорию индивидуальной психологии, согласно которой человек рассматривался не как биологическое, а как социальное существо. В противовес фрейдовскому постулату о сексуальных влечениях и юнговскому постулату о комплексах и архетипах, которые, по их убеждению, мотивируют человеческое поведение, А. Адлер выдвигает на передний план социальные побуждения человека. Рассмотрение отношений между индивидами замыкается у А. Адлера на раскрытии якобы присущих каждому человеку бессознательных стремлений к власти.

Информация о работе Психологическая характеристика бессознательного