Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:02, курсовая работа
Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. Поэтому целью данной курсовой работы явилось - анализ и обобщение теоретических воззрений на природу бессознательного.
Из данной цели вытекают соответствующие задачи:
1. анализ литературных источников по данной проблеме;
2. разграничение понятий “сознание” и “бессознательное” в психоаналитических теориях;
3. детальное изучение аналитической теории К. Г. Юнга.
Введение ...................................................................................................3
Глава 1. Сознание и бессознательное – взаимодействующие между собой психические явления……………………………………………………4
1.1. Сознание и бессознательное в структуре личности .................................4
1. 2. Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии ..................................................................................................10
1.2.1 Фрейдизм ......................................................................................10
1.2.2 Неофрейдизм ................................................................................14
1.2.3 Современный психоанализ (Мелани Клейн) ...............................18
Глава 2. Бессознательное в аналитической психологии К. Г. Юнга ..20
2. 1. Бессознательное и архетипы ............................................................21
2. 2. Психологические типы личности ......................................................25
Заключение ..............................................................................................28
Литература ................................................................................................28
Символ – Сатана, Гитлер и т.д.
3) Анима – абстрактный образ, представляющий женский архетип (внутренняя женщина) в мужчине. Анима символически выражается через женские фигуры различного типа (от падшей женщины до святой девы). Женское начало персонифицируется в принципе Эроса, относящегося к любви и родственным узам. Если анима проецируется на внешний объект, то мужчина влюбляется в данный объект. Полноценное психологическое развитие анимы позволяет мужчине глубже осознать и осмыслить природу человеческих взаимоотношений и достигнуть завидного взаимопонимания с противоположенным полом. Однако если психологическое развитие нарушено, и анима с эго работают не в согласии друг с другом (при этом анима старается занять главенствующее место), то мы будем иметь дело с женоподобным, не в меру чувствительным и обидчивым мужчиной. Такой мужчина, как правило, является шелковым мальчиком, отношения с женщинами у него чаще всего складываются не лучшим образом.
Символы – Дева Мария, Мона Лиза.
4) Анимус – абстрактный образ, представляющий мужской архетип в женщине, мужские психические элементы в психологии женщин. Анимус символически выражается через мужские фигуры различного типа (от сексуального насильника до святого, пронизанного светом радости и доброты). Мужское начало персонифицируется в принципе Логоса, который представляет способность к осознанию, рефлексии и постижению разумом. Женская влюбленность осуществляется путем проекции анимуса на реального мужчину, избранника. Посредством нормального взаимодействия между эго женщины и ее анимусом также достигается прекрасное взаимопонимание между обоими полами. В случае субъективной идентификацией эго с анимусом женщина становится агрессивной, жесткой, жаждущей власти, обладанию, при этом она теряет контакт с ее женской природой, утрачивает качества жены, матери, бабушки.
Символы – Дон Жуан, Иисус Христос.
5) Самость – наиболее важный архетип, представляющий собой центр личности, объединяющий в себе все компоненты личности, и в результате развития которой человек становится гармоничным и целостным. Любая личность, находящаяся в своем развитии, стремится к самости т. е. к целостности и индивидуальности. Вокруг самости концентрируются все психические свойства человека. Сфера самости – это нечто среднее между сознательным и бессознательным, это центр тотальной личности. Символ – нимб святого, круг. Так представлял себе коллективное бессознательное К. Г. Юнг. В своей психоаналитической врачебной деятельности часто сталкивался и с индивидуальными содержаниями бессознательного, и с коллективными. Работая с пациентами, К. Юнг пользовался тремя методами психоанализа, позволявшие добраться до индивидуальных и коллективных бессознательных содержаний этих людей. Это словесный ассоциативный тест, толкование сновидений и метод активного воображения.
Толкование сновидений – это классический метод психоанализа. Проводя анализ сновидений, легко можно узнать какие мысли, желания, страхи находятся на бессознательном уровне психики каждого человека. Например, если человек видит во сне, что он высоко взлетает в небо и затем падает, то означает, что в действительности он переоценивает свои возможности, и если он не остановится, его настигнет жестокое разочарование, падение. Панибратские отношения с великими персонами снится, как правило, людям с комплексом неполноценности. В этом случае бессознательное носит компенсаторный характер, т. е. изображает то, чего лишен человек, что не может пережить в реальной жизни . Также нужно отметить, что К. Юнг верил в существование так называемые вещие, предупреждающие сновидения. В этом случае бессознательное на своем образном языке информирует человека о его будущем или о ближайшей смертельной опасности. Метод активного воображения – в этом случае К. Юнг предлагал своим пациентам рисовать, писать, а иногда и протанцевать, приходящие им на ум фантастические образы. В таких образах бессознательное начало выражается в творческой форме и прослеживается гораздо отчетливее, чем в сновидениях. Как правило, рисунки содержат в себе удивительно яркие архетипические образы. Затем у пациента может измениться жизненная позиция, мировоззрение, стиль поведения.
2. 2. Психологические типы личности
К. Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот решающий фактор сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; мир висит на тонкой нити и эта нить – психика человека. Прежде всего, следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт. Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Для него общение является важной частью жизни. Он чувствует постоянное желание встречаться с разными людьми, развлекаться в веселых компаниях. Экстраверт не любит одиночество, для него представляется утомительным философски размышлять о жизни. Если лишить экстраверта общения, свободы, то он будет раздражительным и очень несчастным. Жизнь в его понимании – это, прежде всего, движение. Это в корне отличается от характеристики интроверта, так как последний характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес к его личным внутренним реакциям и образам. Интроверт чувствует себя превосходно, когда он предоставлен сам себе, и когда ему не нужно приспосабливаться к внешним обстоятельствам. А к условиям внешней среды он именно приспосабливается, потому что его мысли и идеи носят, как правило, фантастический характер, и суета внешнего мира кажется ему не достойной большого внимания. В каких-либо митингах, публичных выступлениях, шумных праздниках интроверт не участвует, а если он должен в силу некоторых причин там находиться, то его легко можно узнать по молчаливому, скучающему, отрешенному виду, т. к. интроверт непременно замыкается в больших группах. Экстраверт и интроверт обычно плохо понимают друга и конфликтуют между собой. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, скучным, зацикленным на себе. Интроверту экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем или лицемером, который интересуются только сплетнями и вмешивается в чужую жизнь. Каждый человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая. Если же экстраверсия или итроверсия более или менее не сбалансированы в личности, то человек впадает в определенные крайности в поведении, что отрицательно сказывается на его жизни.
Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделял четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувство, ощущение, интуиция. Благодаря этим функциям сознание человека ориентируется на эктопсихические или эндопсихические факты. Под эктопсихикой К. Юнг понимал отношение между содержаниями сознания и данными, которые поступают извне. Это система ориентации, связывающая человека с данными ему посредством ощущений внешними фактами. Эндопсихика, в свою очередь, является отношением между содержаниями сознания и постулированными выше бессознательными процессами. Эти явления мы подробно рассмотрели в первой части данной главы, поэтому здесь коснемся лишь эктопсихических функций сознания.
Сначала рассмотрим мышление как эктопсихическую функцию сознания. Мышление есть рациональная способность структуировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. Мышление говорит человеку о том, что есть данная вещь и называет ее. Мышление означает восприятие и суждение.
Чувство - функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Чувство говорит нам о ценности вещи, говорит о том, как вы к ней относитесь, не называя ее. Мышление и чувство образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремится замаскировать и подавить другого. Допустим, если у человека хорошо развито мышление, то его чувства становятся мало выраженными.Ощущение - функция, которая говорит человеку, что нечто есть, она не говорит, что это, а лишь свидетельствует, что это нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности.
Интуиция определяется
как восприятие через
Мыслительный
тип в большей степени
Ощущающий
тип характеризуется
В идеале человек должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности что недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя, таким образом, одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций для того, чтобы достичь психической целостности .
Проблема бессознательного в психологии занимает огромное место. Только через изучение бессознательного можно познать себя, решить многие свои проблемы. Весь психоанализ построен на внедрении в бессознательное больного. З. Фрейд дал мощный толчок к изучению этой темы. Его сексуальная теория и теория М. Клейн актуальны и в наше время. Сейчас уже никто не сомневается в достоверности того факта, что именно бессознательное выражается в наших сновидениях, оговорках и т. д. Однако так было не всегда. И З. Фрейд, и К. Юнг прошли сквозь глухую стену непонимания. Сознание не хотело терять лидерство в психике человека. Но как мы выяснили, сознание, отнюдь, не является главенствующим звеном, наоборот, это лишь часть многогранной человеческой психики, контролирующее многие процессы, но далеко не все без исключения. В данной работе мы постарались дать доступное определение сознательных и бессознательных процессов человеческой психики, показать, как родилось понятие “бессознательное”, кто был основателем психоанализа и рассмотреть различные взгляды на данную проблему.
1. Бассин Ф. В. Проблема бессознательного. - М.: Канон, 1968. – 345 с.
2. Блюм Г.
Психоаналитические теории
3. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.:
Издательский центр “Академия”, 1996. – 496 с.
4. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1. – М.: Мир, 1992, - 496с.
5. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. – М.: Педагогика,
1991. – 368 с.
6. Жмуров В. А. Психопатология. Часть II. Психопатологические синдромы: Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. – 304 с.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение,
1975. – 304 с.
8. Кон И. С. Социология личности. – М.: Издательство политической
литературы, 1967. – 243 с.
9. Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды. – М.:
Прогресс, 1980. – 489 с.
10. Рубенштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. – М.: Просвещение, 1959. – 354 с.
11. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.
12. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. – М.: Мартис,1995. – 320 с.
13. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: - Ренессанс, 1991. – 304 с.
14. Юнг К. Г. Конфликты детской души. – М.: Канон, 1994. – 336 с.
15. Юнг К. Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. – Киев: СИНТО, 1995. – 236 с.
Информация о работе Психологическая характеристика бессознательного