Психологическая характеристика бессознательного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание

Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. Поэтому целью данной курсовой работы явилось - анализ и обобщение теоретических воззрений на природу бессознательного.
Из данной цели вытекают соответствующие задачи:
1. анализ литературных источников по данной проблеме;
2. разграничение понятий “сознание” и “бессознательное” в психоаналитических теориях;
3. детальное изучение аналитической теории К. Г. Юнга.

Содержание

Введение ...................................................................................................3
Глава 1. Сознание и бессознательное – взаимодействующие между собой психические явления……………………………………………………4
1.1. Сознание и бессознательное в структуре личности .................................4
1. 2. Теоретическое обоснование проблемы бессознательного в психологии ..................................................................................................10
1.2.1 Фрейдизм ......................................................................................10
1.2.2 Неофрейдизм ................................................................................14
1.2.3 Современный психоанализ (Мелани Клейн) ...............................18
Глава 2. Бессознательное в аналитической психологии К. Г. Юнга ..20
2. 1. Бессознательное и архетипы ............................................................21
2. 2. Психологические типы личности ......................................................25
Заключение ..............................................................................................28
Литература ................................................................................................28

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 71.51 Кб (Скачать документ)

Выдвинутая в эти годы Вильгельмом Райхом (1897-1957) сексуально-экономическая теория не замыкалась на исследовании отдельного человека, а распространялась на социально-политические сферы общества, включая анализ авторитарных институтов, социально-экономических отношений между людьми, идеологических движений, в том числе фашизма. Наиболее полно его взгляды по вопросам, связанным с пониманием природы человека, детерминации человеческого поведения, взаимоотношения между личностью и социальным окружением, выражены в работах "Диалектический материализм и психоанализ" (1924 г.), "Функция оргазма" (1927 г.), "Сексуальная революция" (1936 г.).

Не соглашаясь со многими  идеями З. Фрейда, В. Райх все же признает, что вне сознания имеется такая психическая реальность, как бессознательное. Он утверждал, бессознательное не может быть понято само по себе, оно может быть осознано только в своих проявлениях. В. Райх предложил новый вариант интерпретации структуры личности. Его биопсихическая структура характера состоит из трех автономно функционирующих слоев: поверхностный слой - слой социальной кооперации; фальшивый, притворно - социальный слой, где подлинное лицо человека скрыто под маской любезности, вежливости и учтивости; промежуточный слой - антисоциальный слой (фрейдовское бессознательное) - представляет сумму вторичных импульсов - грубые, садистские, сладострастные порывы; глубинный слой, или биологическое ядро, состоит из природно- социальных импульсов, излучая которые, человек предстает честным, трудолюбивым существом, способным на искреннюю любовь. Но, проходя вторичный, промежуточный слой, природно-социальные импульсы преломляются и искажаются. В. Райх не отрицал наличия в структуре личности человека мощных сексуальных влечений как побудительных мотивов деятельности индивида. Он даже развил сексуальную теорию З. Фрейда дальше, утверждая, что источник неврозов лежит в оргазмной импотенции и связанных с ней психических и физиологических нарушениях. Основной проблемой выявления и лечения неврозов становится, по В. Райху, раскрытие феномена оргазма, который является "центральной точкой проблем, возникающих как в области психологии, так и в области физиологии, биологии и социологии".

Ведущим представителем неофрейдизма также был Э. Фромм (1900-1980). Будучи приближенным к марксистскому движению, он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления - это следствие погруженности личности в различные социальные среды. Однако, в отличии от марксизма, Э. Фромм выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: экзистенциальной и исторической. К экзистенциальной составляющей человеческого бытия он относит два факта:

1.   человек, по его  словам, изначально находится между  жизнью и смертью, "он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно".

2.   существует противоречие  между тем, что каждое человеческое  существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре. Совершенно иную, по Э. Фромму, природу имеют исторические противоречия. В книге "Революция надежды" (1968) Э. Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение "гуманистического планирования", "активизацию индивида путем замещения методов "отчужденной бюрократии" методами "гуманистического управления", изменения способа потребления в направлении увеличения "активации" человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации", которые должны быть "эквивалентами религиозных систем прошлого" . Одновременно Э. Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих психодуховных ориентациях, напоминающих результаты и символы церковной жизни.

1.2.3. Современный психоанализ  (Мелани Клейн)

Мелани Клейн, лидер Британской школы психоанализа, была современницей великого З. Фрейда. Его теории сильно повлияли на ее собственную психоаналитическую деятельность. Она также рассматривала человека как изначально сексуальное существо, проходящее в своем развитии через определенные сексуальные стадии. Ортодоксальная психоаналитическая теория М. Клейн характеризует первый год жизни как период, в котором происходит начальное формирование эго. В первые годы жизни эго и супер-эго могут быть очень хорошо развитыми и отлично функционировать. Система М. Клейн основывается на предположении о бессознательных фантазиях, являющихся первоначальным содержанием всех психических процессов, лежащих в основе бессознательного и сознательного мышления. М. Клейн видит доказательства широкого спектра высокодифференцированных либидных и агрессивных отношений к объектам уже в первые месяцы жизни. В возрасте шести месяцев ребенок может испытывать любовь или ненависть, желание причинить боль своей матери. В отличие от фрейдистов М. Клейн считала, что только в течение первого года жизни у человека разворачивается психосексуальное развитие. Оральная фрустрация и увеличение орального садизма, которые могут появиться в шесть месяцев, служат причиной возникновения эдиповых влечений. Так ребенок хочет обладать отцовским пенисом, но он понимает, что мать уже обладает им. Тогда возникает желание различными способами разрушить тело матери. Это желание вызывает у девочек страх перед разрушением их собственного тела, а у мальчиков – страх кастрации. Знание того, что мать и отец доставляют друг другу сексуальное наслаждение, вызывает у ребенка оральную зависть. Отсюда желание протолкнуться в тело матери для того, чтобы также как и она получать сексуальное наслаждение от отца. Модификация ранней тревоги выражается через либидо и отношение к реальным объектам. Совершая поворот от материнской груди к отцовскому пенису, ребенок выводит свое либидо от тревожной ситуации. Стадии в развитии либидо представляют позиции, которое оно завоевало в борьбе с деструктивными импульсами. Доказывая формирование эго и психосексуальное развитие личности в течение первого года, М. Клейн постулирует раннее становление взаимоотношений ребенка с окружающей средой. Она считала, что ребенок относится к матери как к объекту, когда та кормит его грудью. Поэтому в вначале первого года жизни ребенка все его орально-либидные и орально-деструктивные влечение направлены на часть объекта, чаще всего на материнскую грудь. Как только эти влечения переходят с материнской груди к другим объектам, т. е. частям тела матери, окружающим предметам и др. начинается фундаментальный процесс сублимации  и отношений между ним и объектом,  появляются новые интересы. Эти процессы являлись, по мнению М. Клейн, основой для сублимации во взрослой жизни.

Явления интроекции и проекции на первом году жизни М. Клейн объясняет  как дополнительные функции, формирующие двойственное отношение к первичному объекту. У младенца существуют такие понятия как хорошая грудь и плохая грудь. На хорошую внутреннюю грудь ребенок проецирует свои любовные импульсы, на плохую внешнюю грудь он проецирует деструктивные импульсы. Интроекция закрепляет образ хорошей груди во внутреннем мире ребенка. Таким образом, объекты воспринимаются младенцем через фантазии о проецированном объекте. В младенческом возрасте действуют два очень важных механизма – это фиксация и регрессия. Фиксация, т. е. задержка на любой стадии является причиной нарушения в психическом развитии. В результате фиксации у ребенка при возникновении некоторых трудностей проявляется наклонности, свойственные более ранним стадиям. Регрессия – возвращение к поведенческим формам ранних стадий. Отсюда вывод: фиксация и регрессия взаимосвязаны. Чем больше фиксация, тем быстрее при затруднениях у младенца возникает регрессия М. Клейн, однако, не считала, что тревога всегда приводит к фиксации и регрессии. Тревога, по ее мнению, также усиливает либидные желания и стимулирует развитие либидо, т. к. удовлетворение либидо уменьшает тревогу и компенсирует стремление к возмещению. Таким образом, тревога то тормозит, то содействует развитию либидо. Итак, Мелани  Клейн, постулирует активное функционирование эго и супер-эго уже на первом году жизни. Ее теории основаны на предположении о выраженных бессознательных фантазиях в этот период. М. Клейн подтверждает существование сексуальных влечений у младенца. Совершенствуя теорию первичных влечений, она описывает широкий ряд сексуальных и агрессивных фантазий первого года жизни, включая эдиповые влечения. Все описанные выше теории разрабатывались в течение многих лет и сами по себе очень объемны. Подробно описать каждую представляется нам невозможным. Поэтому следующая глава будет посвящена подробному описанию психоаналитической теории К. Г. Юнга. Выбор обусловлен целостностью данной теории, позволявшей рассмотреть личность человека в самом широком диапазоне своих проявлений.

 

Глава 2

Бессознательное в аналитической психологии К. Г. Юнга

Аналитическая психология швейцарского врача и ученого Карла Густава  Юнга (1875-1961) развивалась в недрах глубинной психологией, которая занималась проблемой понимания психического мира человека и его поведения. Вместе с пониманием, что человек, прежде всего, целостное существо, психику которого нельзя понять посредством односторонних теорий, К. Юнг, благодаря изучению мифологии и религии, привнес в психологическую науку некоторую духовность и красоту. К. Юнг, работая в клинике О. Блейлера, видел, что у истеричных больных существует еще одна область психики, включающаяся в себя неосознаваемые побуждения, желания и эмоции. В своей инаугурационной диссертации “К психологии и патологии так называемых к оккультных феноменов”, опубликованной в 1902 г.К. Юнг описывает случай сомнамбулизма у 15-летней девушки, выдававшей себя за медиума. Здесь он еще окончательно не разделяет подсознание и бессознательное и называет это явление “работой подсознания”. Только в результате долговременного сотрудничества с З. Фрейдом у К. Юнга стала вырабатываться своя отличная теория бессознательного. Главные черты аналитической психологии: разделение психики на индивидуальное и коллективное бессознательное; архетипы как бессознательные образы мифологического содержания, передающиеся по наследству; интроверсия и экстраверсия как психологические типы личности; чувство, мышление, интуиция, ощущение – 4 важные функции сознания, влияющие на образ жизни и поведения человека.

Далее мы рассмотрим каждые эти явления подробно.

2. 1.    БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И Архетипы

К. Юнг разделял на два  класса. Первый класс включает в себя индивидуальное бессознательное, второй – коллективное бессознательное. Занимаясь психоанализом, К. Юнг видел, что сновидения, фантазии, патологические явления – это продукты деятельности бессознательного. Он признавал, что неприятные события, чувства, пережитые человеком могут быть отправлены в бессознательное, чтобы сознание могло работать без нарушений. Также сюда относится забывание некоторых неприятных для человека происшествий, имен и т. д. Такие бессознательные содержания зависят от внешней среды человек а, его социальной деятельности, осознанных переживаний и  могут стать доступными для сознания путем психоанализа. Когда человек познает смысл его бессознательных содержаний, он сразу находит их взаимосвязь с реальной жизнью и может заняться самопознанием, которое позволяет разобраться в себе и не закрывать глаза перед своими изъянами, что часто благоприятно влияет на поведение и мировоззрение человека.Таким образом, мы можем сказать, что под индивидуальным бессознательным К. Юнг понимал бессознательный узнаваемый материал, имеющий явно индивидуальное происхождение.

Коллективное бессознательное  – самый глубокий уровень личности, который содержит в себе воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших предков. Коллективное бессознательное - это такая психическая система, которая имеет коллективную универсальность и безличную природу, идентичную всем индивидуумам. Своим существованием коллективное бессознательное обязано наследственности; оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально. Содержанием коллективного образования К. Юнг обозначил универсальные психические образы, которые получили название архетипы. Слово “архетип” происходит от латинского типос (печать, отпечаток) и означает определенное образование архаического характера, которое содержит мифологический мотив. Архетипы принадлежат также не отдельной личности, а всему человечеству. Каждая страна имеет свой круг коллективного бессознательного в виде изначальных психических структур” (архетипов), которые идут из глубины веков, а, следовательно, в них хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий априорную готовность к восприятию и осмыслению мира. Необходимо чувствовать разницу меду архетипами и инстинктами. Архетипы и инстинкты, несмотря на некоторую схожесть, все же совершенно различные понятия и требуют четкого разграничения. Инстинктом являются физиологическим побуждением, и постигается он через органы чувств.

1)       Персона  (маска) – наше публичное лицо, т.е. то, как мы себя проявляем в отношениях с другими людьми. Помимо этого персона защищает наше внутреннее, личное и ранимое естество от прямых воздействий социальной среды.  Цель персоны – произвести впечатление на других людей или утаить свою сущность. Иногда человек начинает отожествлять себя с персоной. Как правило, это происходит при очень удачной социальной деятельности. Подобное явление носит крайне отрицательный характер т. к. это приводит к инфляции личности т. е. к разбуханию и отчуждению ее от реальности. Также К. Юнг утверждал, если человек использует этот архетип слишком часто, то он становится неглубоким и поверхностным. Существуют и другие расстройства персоны, которые несколько отличаются от описанного выше. Во-первых, это утрата персоны. Такое расстройство делает человека чересчур чувствительным и беззащитным по отношению к любым общественным прикосновениям. И, наконец, назовем еще один вид расстройства, это регидность персоны. В этом случае персона якобы обладает избыточной защищенностью, которая в действительности лишь препятствует нормальной приспособляемости, реальной адаптации.

     Символ –  маска, одежда.

2)  Тень – скрытые дурные животные качества личности (социально нетерпимые). Сознание тени необходимо личности для сознания собственного несовершенства, однако тень представляет собой сплав личностных характеристик и психических потенций, о которых человек не имеет никакого представления. В результате того, что тень содержит неприятные и неприличные качества личности, целомудренное эго не может допустить эту информацию в сознание. Выражается тень с помощью снов с явно неприличным или криминальным содержанием. Из-за неспособности увидеть свою тень часто у людей в жизни возникают проблемы в общении, страдания. Тень заставляет человека относиться к некоторым людям враждебно следующим образом: все то, что он не в силах распознать в себе, он отчетливо видит в другом, и это его, как правило, сильно раздражает. Из этого К. Юнг сделал вывод, что тень является к человеку спроектированной. Это означает, что бессознательное качество самого себя вначале опознается на внешних объектах. Под воздействием спроектированной тени человек может сильно ненавидеть и обвинять других людей, не чувствуя за собой вины. Осознание же своей истинной тени может вызвать замешательство и даже депрессию. Поэтому делать бессознательную тень человека осознанной необходимо мягко и постепенно.  Существует еще и так называемая коллективная тень. Она выражается в устойчивой ситуации межнациональных конфликтов. Однако К. Юнг не считал тень исключительно отрицательным архетипом. Напротив, он даже выделял тень положительную. В такой тени заложены положенные бессознательные потенции личности, которые не смогли по некоторым причинам реализоваться в действительности. К. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, творческого начала.

Информация о работе Психологическая характеристика бессознательного