Психологическая характеристика деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:18, реферат

Описание

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной

Содержание

Введение
Таблица-схема «Отличия деятельности человека от активности животных».
Основные виды человеческой деятельности в последовательности их формирования в онтогенезе.
Схема «Структура деятельности».
Таблица-схема «Умения, навыки, привычки, их характеристика».
Основные положения теории деятельности.
В чем отличия понятий «побудительные причины деятельности» и «цели деятельности»?
Основные виды мотивов.
Анализ основных видов игр детей.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 144.93 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования  «Белорусский Государственный педагогический университет имени Максима Танка»

 

 

 

 

Отчётная работа по курсу «Общая психология»

Тема №4 «Психологическая характеристика деятельности человека»

 

 

Выполнила студентка 1 курса, 103 группы

Мосейчук Анжелика

Проверила Евдокимова И.Ю.

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Таблица-схема «Отличия деятельности человека от активности животных».
  3. Основные виды человеческой деятельности в последовательности их формирования в онтогенезе.
  4. Схема «Структура деятельности».
  5. Таблица-схема «Умения, навыки, привычки, их характеристика».
  6. Основные положения теории деятельности.
  7. В чем отличия  понятий «побудительные причины деятельности» и «цели деятельности»?
  8. Основные виды мотивов.
  9. Анализ основных видов игр детей.
  10. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

                                             Введение

 

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и, в конечном счете, преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

 

 

Современный человек живет  в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы .

Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, она носит продуктивный, а не только потребительский характер.

 

Формы и способы организации  человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных, - умениями и навыками, приобретенными в результате сознательного целенаправленного организованного обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-человечески пользоваться предметами домашнего обихода ( вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т.п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных .

 

 

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определенного продукта, носит зачастую пассивный характер. Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Поведение спонтанно («куда поведет»), деятельность организована; поведение хаотично, деятельность систематична .

 

Деятельность человека имеет  следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью данной деятельности удовлетворяется.

 

Всякая деятельность имеет  определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с зада-чей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы .

 

В качестве средств осуществления  деятельности для человека выступают  те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и  операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность становится более продуктивной и качественной.

 

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нерв-ной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные практическим выполнением деятельности.

 

Соотношение внутренних и  внешних компонентов деятельности не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он со-провождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении ка-ких-либо затруднений в деятельности, при ее восстановлении, связанном с на-рушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход -экстериоризация: сокращенные, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние  вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отличия деятельности человека от активности животных

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА


АКТИВНОСТЬ ЖИВОТНЫХ



 

 

 


имеет  потребительскую основу, в  результате ничего нового по  сравнению  с тем, что дано  природой, не производит


 

носит продуктивный, творческий, созидательный  характер



 


 

связана с предметами материальной  и духовной культуры, которые используются им в качестве  предметов удовлетворения



Средств удовлетворения  потребностей как таковых не  существует



 



практически ничего  не меняет ни в них самих,  ни во внешних  условиях жизни.


 

преобразует его самого, его  способности,  потребности, условия  жизни



 



 

выступает как результат их  биологической эволюции


в ее разнообразных формах  и  средствах реализации есть  продукт  истории



 

 



 

изначально задана и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма.


 

Предметная деятельность  людей  с рождения им не дана, её необходимо формировать и развивать  в  обучении и воспитании



Основные  виды человеческой деятельности в последовательности их формирования в онтогенезе.

 

У современного человека имеется  множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует  количеству имеющихся потребностей.

Под силой потребности  имеется в виду значение соответствующей  потребности для человека, ее актуальность, частота возникновения и побудительный  потенциал.

Количество — это число  разнообразных потребностей, имеющихся  у человека и время от времени  становящихся для него актуальными.

Под своеобразием потребности  имеются в виду предметы и объекты, с помощью которых та или иная потребность может быть достаточно полно удовлетворена у данного  человека, а также предпочитаемый способ удовлетворения этой и других потребностей.

Общение — первый вид  деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и  труд.

Общение рассматривается  как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися  людьми. При непосредственном общении  люди находятся в прямых контактах  друг с другом, знают и видят  друг друга, прямо обмениваются вербальной или невербальной информацией, не пользуясь  для этого никакими вспомогательными средствами.

Игра — это такой  вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских  игр взрослых людей и детей).

Существует несколько  типов игр: Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда  игрой занят один человек, групповые  — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность чело­века  каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются  по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые  игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую  в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: пред- метно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п.

Особое место в системе  человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек  построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни  таким образом, что открыл для  себя перспективы дальнейшего, практически  неограниченного развития.

Когда говорят о развитии человеческой деятельности, то имеют  в виду следующие аспекты прогрессивного преобразования деятельности:

1. Филогенетическое развитие системы деятельности человека.

2. Включение человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития (онтогенез).

3. Изменения, происходящие внутри отдельных видов деятельности по мере их развития.

4. Дифференциацию деятельностей, в процессе которой из одних деятельностей рождаются другие за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. Филогенетическое преобразование системы человеческих деятельностей совпадает по существу с историей социально-экономического развития человечества.

 

В процессе развития деятельности происходит ее внутренние преобразования. Во-первых, деятельность обогащается  новым предметным содержанием. Во-вторых, у деятельности появляются новые  средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных  операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки. Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут  выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности

                        

 

 

                                «Структура деятельности» (частные акты действия)


операции


экстериориза-ция (реализация умственного действия во внешнем предметном плане)


Внутренние, умственные


Внешние, предметные


интериоризация (переход внешнего действия во внутренний план)


Близкие – далёкие 


Личные — общественные


Личные — общественные


Близкие – далёкие 


Действия — относительно законченные  элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву


Цели — то, на что направлена непосредственно деятельность


Мотивы — побуждение к деятельности человека


Деятельность — активность, направленная на удовлетворение потребностей: у животных — приспособительная, у человека — преобразующая, и  средствам их удовлетворения социально  обусловленная по целям



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Умения, навыки, привычки, их характеристика

УМЕНИЯ

НАВЫКИ

ПРИВЫЧКИ

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности.

Элементарные  умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

  • Умение вести запись на доске доводится до уровня навыка в первые годы работы в школе и затем становится элементом мастерства учителя.
  • Элементарное умение возникает из подражания, из случайных знаний

 

.

Навык — упрочившийся способ выполнения действий.

В основе выработки навыка у человека лежат осознанные действия.

В основе любого навыка лежат  выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Повторение нервного пути и  его закрепление в результате повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения  в определенных нервных структурах.

  • В результате хорошо отработанных двигательных навыков повышается производительность труда, улучшается качество работы и уменьшается утомление человека.
  • Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении.
  • Особенность навыка — не бессознательность, а сознательный контроль действия.
  • Навыки включаются в структуру личности.
  •    Основное отличие навыков от умений - в том, что владение навыком подразумевает совершенное или просто хорошо отточенное выполнение тех или иных действий.

Привычка — потребность совершать действия.

  • Привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека.
  • Привычки требуют осуществления действий.
  • Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми.
  • Навыки и привычки представляют собой фундамент поведения личности.
  • На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость.
  • Хорошо отработанные навыки и полезные привычки дают возможность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.

Информация о работе Психологическая характеристика деятельности человека