Психологическая характеристика деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:18, реферат

Описание

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной

Содержание

Введение
Таблица-схема «Отличия деятельности человека от активности животных».
Основные виды человеческой деятельности в последовательности их формирования в онтогенезе.
Схема «Структура деятельности».
Таблица-схема «Умения, навыки, привычки, их характеристика».
Основные положения теории деятельности.
В чем отличия понятий «побудительные причины деятельности» и «цели деятельности»?
Основные виды мотивов.
Анализ основных видов игр детей.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 144.93 Кб (Скачать документ)

 

  • Общая характеристика умений, навыков и привычки

 

Умения – это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством,  например точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки – это  полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую четко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

При  автоматизации действий и операций, их превращении в навыки в структуре  деятельности происходит ряд преобразований. Во-первых, автоматизированные действия  и операции сливаются  в единый, целостно протекающий акт, именуемый умением  (например, сложная  система движений человека, пишущего текст, выполняющего  спортивное упражнение, проводящего хирургическую операцию, изготавливающего  тонкую деталь предмета, читающего лекцию и т.д.). При этом лишние, ненужные  движения исчезают, а количество ошибочных резко падает.

 

Во-вторых, контроль за действием или операцией при их автоматизации смещается с процесса  на конечный результат, а внешний, сенсорный контроль замещается внутренним,  проприоцептивным. Скорость выполнения действия и операции резко возрастает,  достигая некоторого оптимума или максимума. Все это обычно происходит в  результате упражнений и тренировки.

Развитие и совершенствование  деятельности можно понимать, таким  образом, как переход  компонентов  отдельных умений, действий и операций на уровень навыков. В  качестве навыка, кстати, могут выступать и операции. Тогда они являются частью  более  сложного навыка. Деятельность человека благодаря автоматизации ее отдельных  компонентов, разгружаясь от регулирования  относительно элементарных актов,  может направляться на решение более  сложных задач.

Физиологической  основой  автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в  ее структуре в виде действий и  операций и затем превращающихся в навыки,  является, как показал  Н.А.Бернштейн, переход управления деятельностью или ее  отдельными составляющими на подсознательный уровень регуляции и доведение их до  автоматизма.

Поскольку  навыки входят в структуру действий и различных  видов деятельности в большом  количестве, они обычно взаимодействуют  друг с другом, образуя сложные  системы  навыков. Характер их взаимодействия может быть различным: от согласованности  до  противодействия, от полного  слияния до взаимно отрицательного тормозного  влияния - интерференции. Согласование навыков происходит тогда, когда: а)  система движений, входящих в один навык, соответствует системе  движений,  включенных в другой навык; б) когда реализация одного навыка создает  благоприятные условия для выполнения второго (один из навыков служит средством  лучшего усвоения другого); в) когда  конец одного навыка является фактическим  началом другого, и наоборот. Интерференция  имеет место тогда, когда во  взаимодействии навыков появляется одно из следующих противоречий: а) система  движений, включенных в  один навык, противоречит, не согласуется  с системой  движений, составляющих структуру другого навыка; б) когда  при переходе от  одного навыка к  другому фактически приходится переучиваться, ломать структуру  старого навыка; в) когда система движений, входящих в один навык, частично  содержится в другом, уже доведенном до автоматизма навыке (в этом случае при  выполнении нового навыка автоматически возникают движения, характерные для  ранее усвоенного навыка, что приводит к искажению движений, нужных для вновь  усваиваемого навыка); г) когда начала и концы последовательно выполняемых  навыков не состыкуются друг с другом. При полной автоматизации навыков явление  интерференции сводится к минимуму или вовсе исчезает.

Важное значение  для понимания процесса формирования навыков имеет их перенос, т.е.  распространение и использование навыков, сформированных в результате выполнения  одних действий и видов деятельности, на другие. Для того чтобы такой перенос осуществился нормально, необходимо, чтобы навык стал обобщенным, универсальным,  согласующимся с другими навыками, действиями и видами деятельности, доведенным  до автоматизма.

Умения в  отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения  в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем.  Через регуляцию таких  действий осуществляется оптимальное  управление умениями.  Оно состоит  в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения  действия, т.е. получение в результате надежного  итога действия. Само действие в  структуре умения контролируется по его цели. Например, учащиеся младших  классов  при обучении письму выполняют  ряд действий, связанных с написанием отдельных  элементов букв. При  этом навыки держания карандаша в  руке и осуществления  элементарных движений рукой выполняются, как  правило, автоматически. Главное в  управлении умениями заключается в  том, чтобы обеспечить безошибочность каждого  действия, его достаточную  гибкость. Это означает практическое исключение низкого  качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к  изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных  результатов  работы. Например, умение делать что-либо собственными руками  означает, что  обладающий таким умением человек  всегда будет работать хорошо и  способен сохранить высокое качество труда в любых условиях. Умение обучать  означает, что учитель  в состоянии научить любого нормального  ученика тому, что  знает и умеет  сам.

Одно из  основных качеств, относящихся к умениям, заключается  в том, что человек в  состоянии  изменять структуру умений - навыков, операций и действий, входящих в  состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным  конечный результат. Умелый человек, к  примеру, может заменить один материал  другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться  имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом,  найдет выход практически в любой  ситуации.

Умения в  отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и  обязательно  включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный  контроль - это главное, что отличает умения от навыков. Активизация  интеллектуальной деятельности в умениях происходит как раз в те моменты, когда  изменяются условия деятельности, возникают  нестандартные ситуации, требующие  оперативного принятия разумных решении. Управление умениями на уровне  Центральной  нервной системы осуществляется более высокими  анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками, т.е. на уровне  коры головного мозга.

Умения и навыки  делятся  на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и  практические. Двигательные включают разнообразные движения, сложные  и простые,  составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Есть специальные виды  деятельности, например спортивная, целиком построенные на основе двигательных  умений и навыков. Познавательные умения включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний.  Теоретические умения и навыки связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются  в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы,  теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую.  Такие умения и навыки более всего проявляются в творческой работе, связанной с получением идеального продукта мысли.

Большое  значение в формировании всех типов умений и навыков имеют  упражнения. Благодаря  им происходит автоматизация навыков, совершенствование  умений, деятельности в  целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки  умений и навыков, так и в  процессе их сохранения. Без постоянных, систематических  упражнений умения и  навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

Еще один элемент деятельности - это привычка. От умения и навыков она отличается тем,  что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если  умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение  какого-либо продукта и достаточно гибки (в структуре сложных умений), то  привычки являются негибкой (часто и неразумной) частью деятельности, которая  человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно  выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка  может в определенной степени сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки).  Привычки как элементы деятельности представляют собой наименее гибкие ее части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  положения теории деятельности

Понятие "деятельность" фундаментальное понятие психологии. В самом общем смысле дело определяют как специфическую человеческую форму активности, содержанием которой  является целесообразное изменение  и преобразование окружающего мира . Данное понятие рассматривается в психологии в двух направлениях: в качестве объяснительного принципа (Л.Я. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.) и в качестве предмета исследования (Л.Я. Выготский, А.Н. Леонтьев др.).

Теория деятельности -- система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов. Основным предметом исследования признается дело, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20-егг. ХХв. В 1930-е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии -- С.Л. Рубинштейна (1889-1960), который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903-1979), который совместно с другими представителями Харьковской психологической школы, разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.

Всякая дело характеризуется  определенной структурой, т.е. специфическим  набором действий и последовательностью  их осуществления. В зависимости  от объективных условий для достижения одной и той же цели дело может  складываться из различных действий, а их последовательность и характер тоже могут быть различными.

В теории деятельности С.Л. Рубинштейна, ведущей начало с его статьи "Принцип  творческой самодеятельности", написанной в 1922г. и в окончательном виде оформившейся в 1930-е гг., в качестве предмета анализа тут рассматривается  психика через раскрытие ее существенных объективных связей и опосредствований, в частности через дело. При  решении вопроса о соотношении  внешне практической деятельности и сознания, принимается положение, что нельзя считать „внутреннюю" психическую дело как формирующуюся в результате свертывания "внешней" практической. В его формулировке принципа детерминированности психического внешние причины действуют посредством внутренних условий. При такой трактовке дело и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

В основе теории деятельности С.Л. Рубинштейна лежит понимание  деятельности как "перехода субъекта в объект". По С.Л. Рубинштейну  вторым моментом деятельности является связь, идущая от объекта к субъекту: "В объективировании, в процессе перехода в объект формируется сам субъект". Центральное положение теории деятельности С.Л. Рубинштейна занимает тезис о том, что в процессе деятельности человек не только проявляет свои специфические свойства как личность, но и формирование психики определяется объектом. "Значение деятельности в том прежде и содержится, что в ней и через нее устанавливаются действенная связь между человеком и миром, благодаря которой бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта".

В теории деятельности А.Н. Леонтьева  в качестве предмета анализа также  рассматривается дело. Поскольку  сама психика не может быть отделена от порождающих и опосредствующих  ее моментов деятельности, и сама психика  является формой предметной деятельности. При решении вопроса о соотношении  внешне практической деятельности и сознания, принимается положение, что внутренний план сознания формируется в процессе свертывания изначально практических действий. При такой трактовке сознание и дело различаются как образ и процесс его формирования, образ при этом является "накопленным движением", свернутыми действиями. Этот постулат был реализован во многих исследованиях.

Эти методологические установки  были сформированы у А.Н. Леонтьева  ещё в конце 1920-х гг., когда он работал у Л.С. Выготского в рамках культурно-исторической концепции. Исследовал процессы памяти, которую трактовал  как предметную дело, совершающуюся  в определенных условиях общественно-исторического  и онтогенетического развития. В  начале 30-хгг. встал во главе Харьковской  деятельностной школы и приступил к теоретической и экспериментальной разработке проблемы деятельности. В экспериментах, проведенных под его руководством в 1956-1963 гг., было показано, что на основе адекватного действия быть может формирование звуковысотного слуха более того у людей, обладающих плохим музыкальным слухом. Предложил рассматривать дело (соотносимую с мотивом) как состоящую из действий (имеющих свои цели) и операций (согласованных с условиями). В основу личности, в норме и патологии, закладывал иерархию ее мотивов. Проводил исследования по широкому кругу психологических проблем: возникновения и развития психики в филогенезе, возникновения сознания в антропогенезе, психического развития в онтогенезе, структуры деятельности и сознания, мотивационно-смысловой сферы личности, методологии и истории психологии. В основе использования теории деятельности для объяснения особенностей психики человека, лежит понятие высших психических функций, разработанное Л.С. Выготским. В исследованиях А.Н. Леонтьева, на основе структуры человеческой деятельности, выдвинута гипотеза о принципиальной общности строения внешней и внутренней деятельности. В его работах подчеркивается, что в генетическом плане внутренние умственные действия и действия происходят из внешних, являясь продуктом интериоризации последних. Интериоризация -формирование внутренних структур челсвеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. При этом важно иметь в виду, что интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности в предшествующий ей внутренний план сознания, а в формировании этого плана.

Рассматривая дело как  взаимодействие между субъектом  и действующей на него реальностью, А.Н. Леонтьев констатирует, что отражение  реальности в сознании человека "является результатом не воздействия, а взаимодействия, т.е. результатом процессов, идущих как бы навстречу приятель другу". В теории деятельности А.Н. Леонтьева  предложена структурное строение деятельности, которое предполагает выделение  собственно деятельности, действий, операций.

Концепция социально-генетической психологии создана в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Здесь психическое развитие ребенка  объясняется тут через совместную дело. Основой выступает анализ общей структуры деятельности, где новая психическая функция трактуется как сформированная в рамках кооперации действий участников совместной деятельности. Генезис познавательного действия определяют способы взаимодействия участников совместной деятельности (распределение начальных действий и операций, обмен действиями, а также взаимопонимание, коммуникация, планирование и рефлексия).

Информация о работе Психологическая характеристика деятельности человека