Психологическая характеристика деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:18, реферат

Описание

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной

Содержание

Введение
Таблица-схема «Отличия деятельности человека от активности животных».
Основные виды человеческой деятельности в последовательности их формирования в онтогенезе.
Схема «Структура деятельности».
Таблица-схема «Умения, навыки, привычки, их характеристика».
Основные положения теории деятельности.
В чем отличия понятий «побудительные причины деятельности» и «цели деятельности»?
Основные виды мотивов.
Анализ основных видов игр детей.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 144.93 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Отличия  понятий «побудительные причины  деятельности» и «цели деятельности»

Побудительными  причинами деятельности человека являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели  и задачи.

Цель деятельности - это то, что должен получить человек в итоге деятельности (определенный продукт, его перемещение в указанный пункт и в определенное время, приведение в рабочее состояние орудий труда - ремонт и наладка и т. д.).

Цель деятельности не равнозначна  ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Различные виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конечный результат), могут побуждаться и  поддерживаться различными мотивами. Напротив, в основе ряда деятельностей  с разными конечными целями могут  лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может  выступить как средство удовлетворения материальных (продемонстрировать знания и за это получить высокооплачиваемую работу), социальных (блеснуть познаниями в кругу значимых людей, добиться их расположения), духовных (расширить  свой кругозор, подняться на более  высокий уровень нравственного  развития) потребностей. Такие разные виды деятельности, как приобретение модных, престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка  умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во что бы то ни стало  чьего-либо расположения.

 

 

 

 

 

 

 

                            Основные виды мотивов

Когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива.

Мотивы выполняют функцию  побуждения к деятельности и связаны  с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Мотивы — это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1. Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов — большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как надо себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

 

Мотив — это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.

 

2. Неосознаваемые мотивы. А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, В. Г. Асеев и др. считают, что мотивы — это и осознаваемые, и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т. е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную дея­тельность, они выступают в своем косвенном выражении — в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побуждения и смыслообразования. Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, ли­шенных смыслообразующей функции. Это — мотивы-стимулы. В то же время различение обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а в другой — функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива — побуждающей и смыслообразующей — придает деятельности че­ловека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

X. Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия — началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связано с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов.

Мотивы классифицируются также по их отношению к самой  деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в  свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга  и обязанности (перед Родиной, перед  своими родными и т. п.) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутвержде­ния. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Сложность выявления мотивов  деятельности связана с тем, что  всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а не­сколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется моти­вацией деятельности данного индивида.

 

Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, на­правленной на преобразование предметной ситуации для осуществ­ления определенного предметного отношения личности к окружаю­щей ситуации.

Можно говорить не только о  мотивации какой-либо деятель­ности, но и об общей мотивации, характерной для данного чело­века, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствую­щих направленности его личности и определяющих виды его ос­новных деятельностей.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у человека - на создание условий, в наибольшей степени этому  способствующих). Такие мотивы связаны  с ростом, самосохранением и развитием  организма. Это - производство продуктов  питания, жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью  разного рода культурных форм активности, например игр и занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных  вещей и инструментов, непосредственно  в виде продуктов, обслуживающих  естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы  занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов  деятельности, которые связаны с  самосовершенствованием человека. Тип  деятельности обычно определяется по ее доминирующему мотиву (доминирующему  потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована, т.е. побуждается  несколькими различными мотивами).

 

 

 

 

 

 

                  Анализ основных видов игр детей

Анализ игровой деятельности показывает, что игра, есть отражение  ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Убедительный факт, разбивающий несостоятельность  биологизаторской теории игр, приводит К. К. Платонов. Ученым этнографом на одном  из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое вело изолированный  образ жизни. Дети этого племени  не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале  ею заинтересовались и мальчики и  девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами.

Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении  пищи. Мужчины же заботились о детях.

В первых играх ребенка  отчетливо выступает руководящая  роль взрослых. Взрослые "обыгрывают" игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к  ребенку. Но и на этом этапе руководящая  роль взрослых остается.

С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни  ребенок овладевает движениями и  действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению  функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные  для него свойства предметов и  способы действия с ними. Так, впервые  открыв и закрыв дверь ключом, ребенок  начинает многократно повторять  это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это  реальное действие переносится в  игровую ситуацию.

Играя, дети делают в воздухе  движения напоминающие поворот ключа  и сопровождают его характерным  звуком: "трик-трак" [п. 5; с. 148]

Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.

Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх.

Ребенок играет в " дочки - матери", в "магазин", принимая на себя определенную роль. Сюжетно  – ролевые игры возникают в  три – четыре года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно  – ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к шести – семи годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно- ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнера.

Коллективная сюжетно  – ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться  правилам, требованиям, которые к  нему предъявляются в игре: он –  то капитан космического корабля, то – его пассажир, то – восторженный зритель наблюдающий за полетом. Эти игры воспитываю чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им. Использование подходящей стратегии и тактики в сюжетной игре с детьми того или иного возраста позволит своевременно сформировать у них соответствующие игровые умения, сделает педагога желанным партнером в игре. В этом качестве он сможет влиять на тематику игры, на неблагополучные отношения между детьми, которые с трудом поддаются коррекции при прямом нажиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

                                         Литература

 

1)  Маклаков А. Г.Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

2) Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

3) Немов Р.С.    Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. — 688 с.

 


Информация о работе Психологическая характеристика деятельности человека