Психологическая классификация профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:31, реферат

Описание

Одновременно следует отметить, что, не смотря на активное развитие психологии профессий, недостаточно современных описаний профессий в рамках психограмм и профессиограмм. Даже справочники по профессиям включают в среднем до ста профессий, что очень мало. Таким образом, в настоящее время нельзя считать удовлетворительной ситуацию теоретического и эмпирического исследования данных феноменов. Научные исследования проведенные в интересующей нас области расширяются, но их рост не соответствует потребностям практики.

Содержание

Ведение 3
Становление психологии профессий 4
Предмет, задачи и методы профпсихологии 5
Основные концептуальные положения 7
Основы дифференциальной психологии профессий 10
Понятие профессии 10
Психологическая классификация профессий 14
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Реферат психология профессий.docx

— 52.30 Кб (Скачать документ)

Содержание

Содержание 2

Ведение 3

Становление психологии профессий 4

Предмет, задачи и методы профпсихологии 5

Основные  концептуальные положения 7

Основы дифференциальной психологии профессий 10

Понятие профессии 10

Психологическая классификация профессий 14

Заключение 20

Список литературы 21

 

Ведение

Актуальность темы реферата обусловлена рядом теоретических  и практических проблем в современной  психологии труда.  Прежде всего необходимо отметить. Что в современном обществе продолжается рост количества профессий, в связи с развитием рыночной экономики нашей страны. Что отмечают Климов Е.А., Зеер Э.Ф., Маркова А.К. и др. Вместе с тем практическое приложение психологии труда в различных социальных сферах требует дальнейшей разработки и осмысления понятия профессий с психологической точки зрения. Это породило такую научную сферу как профессиоведение. Часть которого является психология профессий.

Одновременно следует  отметить, что, не смотря на активное развитие психологии профессий, недостаточно современных описаний профессий в рамках психограмм и профессиограмм. Даже справочники по профессиям включают в среднем до ста профессий, что очень мало. Таким образом, в настоящее время нельзя считать удовлетворительной ситуацию теоретического и эмпирического исследования данных феноменов. Научные исследования проведенные в интересующей нас области расширяются, но их рост не соответствует потребностям практики.

Проведенный анализ показывает ряд условий, порождающих рассматриваемую  проблему:

  1. Практика психологического обеспечения различных видов деятельности выдвигает большое количество задач перед психологами в профессиональной сфере, что порождает противоречие между требованиями практики и реальными теоретическими исследованиями
  2. На смотря на более широкое развитие психологии труда мы обнаружили, что существует недостаточность информации по исследованию психологии профессий, что порождает противоречие между имеемыми данными и потребностями в них.

Эти противоречия послужили  отправной точкой в проблемной ситуации актуально требующей нашего реферативного исследования по теме психология профессий.

 

Становление психологии профессий  

 Становление и институциональное  оформление отечественной психологии  профессий как самостоятельной  отрасли прикладной психологии  обусловлено политическими, экономическими  и научно-исследовательскими предпосылками.  

В становлении профпсихологии как самостоятельной отрасли психологии можно выделить три этапа:   

1. Возникновение в конце XIX в.  психотехники как направления  в психологии, решающего психологические  проблемы научной организации  труда. Основными задачами исследования  психотехники являлись рационализация  трудовых приемов и условий  труда, снижение аварийности и  травматизма, совершенствование  производственного обучения. 

2. Развитие в начале XX в. самостоятельной научной отрасли — психологии труда (С.Г.Геллерштейн, А.К.Гастев и др.). Ее основные исследовательские задачи — закономерности формирования и проявления психики человека в труде, а также вопросы профотбора, профконсультации и трудовой экспертизы.

3. Выделение в 70-х гг. нашего  столетия в психологии труда  и индустриальной психологии  задач, направленных на решение  проблем взаимозависимости человека  и профессии. Эта область психологии  труда стала называться профпсихологией или психологией профессий. В рамках профпсихологии объединяются исследования по профконсультации, выбору профессий и профессиографии.  

Однако прямой перенос данных зарубежного  опыта представляется непродуктивным. Иные социально-экономические условия  и социокультурные традиции обусловливают необходимость построения отечественной психологии профессий.  

Выделение профпсихологии обосновывается тем, что в настоящее время речь идет не о приспособлении человека к профессиональному труду, а о его взаимосвязи с отдельной профессией, а также миром профессий в целом. Основными задачами исследований становятся описание и анализ профессионального поведения и его профессиональной биографии, а также развитие личности с начала профессиональной подготовки до ухода из профессиональной жизни.[1,11-15] 

 

Предмет, задачи и методы профпсихологии

 

 Согласно наиболее общему определению, психология — это  наука о законах отражения  объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения  животных. Дифференциально-интеграционные процессы в науке и практике привели  к образованию большого числа  отраслей психологии, каждая из которых  решает свои проблемы, имеет собственный  предмет, ведущие понятия, методы и  объяснительные принципы. Дифференциация обусловлена накоплением научных  фактов, знаний о закономерностях, механизмах психики. Главное же, что позволяет  выделить самостоятельную отрасль  науки, — это наличие собственного предмета исследования. 

Предметом профпсихологии являются психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности. Отсюда следует, что профпсихология — это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкции личности.   

Объектом профпсихологии является взаимодействие личности и профессии.   

Особо следует подчеркнуть  различие предметов психологии труда  и профпсихологии. Е.А.Климов так характеризует «...ядро психологии труда как науки: это отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда».   

Профпсихология изучает профессиональное становление личности. В центре ее исследования — профессиональное развитие личности и профессиональное самоопределение. Личность при этом рассматривается как субъект профессионального становления.   

Важное значение придается  профессиональному поведению специалиста  в различных с оц и о культурных и социоэкономических условиях. Исследуются индивидуальные предпосылки и условия овладения конкретной профессией, а также ее влияние на структуру личности. Главное внимание обращается на профессиональные достижения, обусловленные когнитивными, мотивационными и психомоторными признаками личности. Анализируются отношения между человеком и его профессией, а также между профессиональной ролью и структурой мира профессий, исследуется социальное восприятие различных профессиональных ролей.   

Профпсихология пристально изучает значение профессиональной деятельности для современного человека, исследует траекторию индивидуального профессионального становления личности, развитие профессиональных экспектаций в детстве, детерминанты профессиональной зрелости, профессиональные ценности и мотивы труда, удовлетворенность профессиональным трудом, а также влияние профессии на биографию конкретного человека.   

Важными аспектами профпсихологии являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.   

Основываясь на анализе исходной проблемной ситуации и определении  предмета профпсихологии, сформулируем ее основные задачи;   

1) обоснование методологии  профпсихологии, включающей концепцию профессионального становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;   

2) разработка исследовательских  методик, адекватных предмету  профпсихологии, и проектирование собственных методов;  

3) психологический анализ, классификация и характеристика  профессий; разработка принципов  и методики проектирования профессий;   

4) исследование психологических  механизмов и закономерностей  профессионального становления  личности; определение факторов, детерминирую- анализ кризисов профессионального становления;   

5) изучение профессиональных  деструкции специалиста; стагнации  и деформаций личности, снижения  профессиональной работоспособности;   

6) разработка психодиагностических  средств мониторинга профессионального  развития личности и аттестации  специалистов:  7) психологическое сопровождение профессионального становления личности; поддержка, стимулирование и помощь.

В течение всей профессиональной жизни человека; профконсультирование, личностно-развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии. Исследовательские методы профпсихологии имеют общепсихологическое происхождение, методика отражает специфику предмета изучения. Профпсихология использует для исследования методы общей, возрастной, педагогической психологии, а также психологии труда. Специфическими методиками исследования профпсихологии являются метод составления профессиональной психобиографии, метод критических инцидентов, профессионально ориентированная графология, экспертная оценка профессионализма, ретроспекция профессиональных кризисов, рефлексия профессиональных деформаций и др.[1,15-19] 

 

Основные  концептуальные положения

 

 Методологической основой профпсихологии является концепция профессионального становления личности. Суть этой концепции заключается в том, что, выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется; обогащается направленность, формируется опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Профессиональное становление сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами.   

Профессиональное становление — это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью.   

Ведущие понятия и основные концептуальные положения профпсихологии обобщены в табл.1. 

Таблица 1

Ведущие понятия

Концептуальные  положения

1

2

Профессиональное становление

Профессиональное становление  — это развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального  образования и подготовки, а также  продуктивного выполнения профессиональной деятельности

Стадии профессионального  становления 

Профессиональное становление  — процесс ге-терохронный, в отдельные периоды наблюдаются спады и скачки (вершинные достижения), конфликты и кризисы в зависимости от взаимодействия факторов индивидного, личностного и профессионального развития. В этом индивидуальном целостном процессе можно выделить стадии, характеризующиеся социальной ситуацией и ведущей деятельностью. К ним относятся стадии оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации и профессионального мастерства

Вариативность профессионального  становления 

Темп и траектория профессионального  становления вариативны и определяются четырьмя группами факторов: возрастными, индивидуально-психологическими, профессионально-технологическими и социально-экономическими

Профессиональный рост

Профессиональный рост предполагает постоянное обогащение направленности, компетентности и профессионально  важных качеств, повышение эффективности  трудового функционирования

Психологическое сопровождение  профессионального становления

Создание условий и  возможностей для продуктивного  решения задач профессионального  развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения  и самореализации, оказание психологической  поддержки и помощи человеку в  преодолении деструктивных тенденций  личностного и профессионального  развития

Профессиональное самоопределение

Самостоятельное осознанное согласование профессионально-психологических  возможностей человека с содержанием  и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической  ситуации

Профессиональное самосохранение

Личностно ориентированная  система продуктивного профессионального  функционирования человека, заключающаяся  в готовности к постоянному самоизменению и самореализации своих профессиональных возможностей, самопроектированию и реализации продуктивных сценариев профессиональной жизни, преодолению деструктивных вариантов профессионального развития и карьеры

Деструкции профессионализации

Количественные (кумулятивные) и качественные (инновационные) изменения  в процессе профессионализации сопровождаются стагнацией и деформацией личности

Профессиональная самоактуализация

Ускорение профессионального  роста путем активизации потенциала личности, проявление сверхнормативной профессиональной активности, а также участие в разного рода развивающих психотехнологиях

Профессиональная социализация

Вхождение в профессию  и ее освоение сопровождаются профессиональной социализацией: нахождением своего места в профессиональной стратификации, выработкой профессионального менталитета, формированием ролевого поведения  и профессиональной идентификации

Информация о работе Психологическая классификация профессий