Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:31, реферат
Одновременно следует отметить, что, не смотря на активное развитие психологии профессий, недостаточно современных описаний профессий в рамках психограмм и профессиограмм. Даже справочники по профессиям включают в среднем до ста профессий, что очень мало. Таким образом, в настоящее время нельзя считать удовлетворительной ситуацию теоретического и эмпирического исследования данных феноменов. Научные исследования проведенные в интересующей нас области расширяются, но их рост не соответствует потребностям практики.
Ведение 3
Становление психологии профессий 4
Предмет, задачи и методы профпсихологии 5
Основные концептуальные положения 7
Основы дифференциальной психологии профессий 10
Понятие профессии 10
Психологическая классификация профессий 14
Заключение 20
Список литературы 21
Содержание 2
Ведение 3
Становление психологии профессий 4
Предмет, задачи и методы профпсихологии 5
Основные концептуальные положения 7
Основы дифференциальной психологии профессий 10
Понятие профессии 10
Психологическая классификация профессий 14
Заключение 20
Список литературы 21
Актуальность темы реферата
обусловлена рядом
Одновременно следует отметить, что, не смотря на активное развитие психологии профессий, недостаточно современных описаний профессий в рамках психограмм и профессиограмм. Даже справочники по профессиям включают в среднем до ста профессий, что очень мало. Таким образом, в настоящее время нельзя считать удовлетворительной ситуацию теоретического и эмпирического исследования данных феноменов. Научные исследования проведенные в интересующей нас области расширяются, но их рост не соответствует потребностям практики.
Проведенный анализ показывает ряд условий, порождающих рассматриваемую проблему:
Эти противоречия послужили отправной точкой в проблемной ситуации актуально требующей нашего реферативного исследования по теме психология профессий.
Становление психологии профессий
Становление и
В становлении профпсихологии как самостоятельной отрасли психологии можно выделить три этапа:
1. Возникновение в конце XIX в.
психотехники как направления
в психологии, решающего психологические
проблемы научной организации
труда. Основными задачами
2. Развитие в начале XX в. самостоятельной научной отрасли — психологии труда (С.Г.Геллерштейн, А.К.Гастев и др.). Ее основные исследовательские задачи — закономерности формирования и проявления психики человека в труде, а также вопросы профотбора, профконсультации и трудовой экспертизы.
3. Выделение в 70-х гг. нашего
столетия в психологии труда
и индустриальной психологии
задач, направленных на
Однако прямой перенос данных зарубежного
опыта представляется непродуктивным.
Иные социально-экономические
Выделение профпсихологии обосновывается тем, что в настоящее время речь идет не о приспособлении человека к профессиональному труду, а о его взаимосвязи с отдельной профессией, а также миром профессий в целом. Основными задачами исследований становятся описание и анализ профессионального поведения и его профессиональной биографии, а также развитие личности с начала профессиональной подготовки до ухода из профессиональной жизни.[1,11-15]
Согласно наиболее
общему определению, психология — это
наука о законах отражения
объективной реальности в процессе
деятельности человека и поведения
животных. Дифференциально-интеграционные
процессы в науке и практике привели
к образованию большого числа
отраслей психологии, каждая из которых
решает свои проблемы, имеет собственный
предмет, ведущие понятия, методы и
объяснительные принципы. Дифференциация
обусловлена накоплением
Предметом профпсихологии являются психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности. Отсюда следует, что профпсихология — это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкции личности.
Объектом профпсихологии является взаимодействие личности и профессии.
Особо следует подчеркнуть различие предметов психологии труда и профпсихологии. Е.А.Климов так характеризует «...ядро психологии труда как науки: это отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда».
Профпсихология изучает профессиональное становление личности. В центре ее исследования — профессиональное развитие личности и профессиональное самоопределение. Личность при этом рассматривается как субъект профессионального становления.
Важное значение придается
профессиональному поведению
Профпсихология пристально изучает значение профессиональной деятельности для современного человека, исследует траекторию индивидуального профессионального становления личности, развитие профессиональных экспектаций в детстве, детерминанты профессиональной зрелости, профессиональные ценности и мотивы труда, удовлетворенность профессиональным трудом, а также влияние профессии на биографию конкретного человека.
Важными аспектами профпсихологии являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.
Основываясь на анализе исходной проблемной ситуации и определении предмета профпсихологии, сформулируем ее основные задачи;
1) обоснование методологии профпсихологии, включающей концепцию профессионального становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;
2) разработка исследовательских методик, адекватных предмету профпсихологии, и проектирование собственных методов;
3) психологический анализ,
классификация и
4) исследование психологических механизмов и закономерностей профессионального становления личности; определение факторов, детерминирую- анализ кризисов профессионального становления;
5) изучение профессиональных
деструкции специалиста;
6) разработка
В течение всей профессиональной жизни человека; профконсультирование, личностно-развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии. Исследовательские методы профпсихологии имеют общепсихологическое происхождение, методика отражает специфику предмета изучения. Профпсихология использует для исследования методы общей, возрастной, педагогической психологии, а также психологии труда. Специфическими методиками исследования профпсихологии являются метод составления профессиональной психобиографии, метод критических инцидентов, профессионально ориентированная графология, экспертная оценка профессионализма, ретроспекция профессиональных кризисов, рефлексия профессиональных деформаций и др.[1,15-19]
Методологической основой проф
Профессиональное становление — это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью.
Ведущие понятия и основные концептуальные положения профпсихологии обобщены в табл.1.
Таблица 1
Ведущие понятия |
Концептуальные положения |
1 |
2 |
Профессиональное становление |
Профессиональное становление — это развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования и подготовки, а также продуктивного выполнения профессиональной деятельности |
Стадии профессионального становления |
Профессиональное становление — процесс ге-терохронный, в отдельные периоды наблюдаются спады и скачки (вершинные достижения), конфликты и кризисы в зависимости от взаимодействия факторов индивидного, личностного и профессионального развития. В этом индивидуальном целостном процессе можно выделить стадии, характеризующиеся социальной ситуацией и ведущей деятельностью. К ним относятся стадии оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации и профессионального мастерства |
Вариативность профессионального становления |
Темп и траектория профессионального
становления вариативны и определяются
четырьмя группами факторов: возрастными,
индивидуально- |
Профессиональный рост |
Профессиональный рост предполагает постоянное обогащение направленности, компетентности и профессионально важных качеств, повышение эффективности трудового функционирования |
Психологическое сопровождение профессионального становления |
Создание условий и
возможностей для продуктивного
решения задач |
Профессиональное |
Самостоятельное осознанное
согласование профессионально- |
Профессиональное |
Личностно ориентированная
система продуктивного |
Деструкции профессионализации |
Количественные (кумулятивные) и качественные (инновационные) изменения в процессе профессионализации сопровождаются стагнацией и деформацией личности |
Профессиональная |
Ускорение профессионального роста путем активизации потенциала личности, проявление сверхнормативной профессиональной активности, а также участие в разного рода развивающих психотехнологиях |
Профессиональная социализация |
Вхождение в профессию и ее освоение сопровождаются профессиональной социализацией: нахождением своего места в профессиональной стратификации, выработкой профессионального менталитета, формированием ролевого поведения и профессиональной идентификации |