Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:31, реферат
Одновременно следует отметить, что, не смотря на активное развитие психологии профессий, недостаточно современных описаний профессий в рамках психограмм и профессиограмм. Даже справочники по профессиям включают в среднем до ста профессий, что очень мало. Таким образом, в настоящее время нельзя считать удовлетворительной ситуацию теоретического и эмпирического исследования данных феноменов. Научные исследования проведенные в интересующей нас области расширяются, но их рост не соответствует потребностям практики.
Ведение 3
Становление психологии профессий 4
Предмет, задачи и методы профпсихологии 5
Основные концептуальные положения 7
Основы дифференциальной психологии профессий 10
Понятие профессии 10
Психологическая классификация профессий 14
Заключение 20
Список литературы 21
В современных классификациях
эти критерии уже не
Важной проблемой
Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности.
Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж.Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж.Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.
На основе установления основных компонентов направленности — интересов и ценностных ориентации — Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический тип — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств, интеллектуальный — на умственный труд, социальный — на взаимодействие с социальной средой, конвенциональный — на четко структурированную деятельность, предпринимательский— на руководство людьми и' бизнес, художественный — на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
Дж.Холланд предложил шкалу
приспособленности различных типов личности
к разным профессиональным средам, изобразив
ее схематично в виде шестиугольника,
каждый из углов которого обозначает один
из 6 типов личности и среды. Эта модель
позволяет оценить совместимость личности
с определенной профессиональной средой.
Степень совместимости типа личности
с профессиональной средой обратно пропорциональна
расстоянию между соответствующими вершинами1.
Согласно этой модели, например, наиболее
совместимы с художественным типом личности
такие типы среды, как интеллектуальный
и социальный, а наименее — конвенциональный.
Суть теории Дж.Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.
Для установления типов личности Дж.Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии.
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А.Климовым.
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:
1) Человек — живая природа
(П). Представители этого типа
имеют дело с растительными
и животными организмами,
2) Человек — техника
(и неживая природа) (Т). Работники
имеют дело с неживыми, техническими
объектами труда. Примеры:
3) Человек — человек
(Ч). Предметом интереса, распознавания,
обслуживания, преобразования здесь
являются социальные системы,
сообщества, группы населения, люди
разного возраста. Примеры: продавец
продовольственных товаров,
4) Человек — знаковая
система (3). Естественные и искусственные
языки, условные знаки,
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:
1) Гностические профессии (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры в типе «человек — природа»: контролер — приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек — человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек— знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.
2) Преобразующие профессии (П). Примеры в типе «человек— природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зоо-инженер; в типе «человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «человек — знаковая система»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «человек — художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
3) Изыскательские профессии
(И). Примеры в типе «человек
— природа»: летчик-наблюдатель
рыбного хозяйства, летчик-
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
1) Профессии ручного труда
(Р). Примеры в классе гностических
профессий: лаборант химико-
2) Профессии машинно-ручного
труда (М). Машины с ручным управлением
создаются для обработки,
3) Профессии, связанные
с применением
4) Профессии, связанные
с преобладанием
По условиям труда Е.А.Климов делит профессии на четыре группы:
1) Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.
2) Работа, связанная с
пребыванием на открытом
3) Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.
4) Работа в условиях
повышенной моральной
Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.[2,70-73]
В.Е.Гаврилов, признавая положительную роль психологической классификации профессий, предложенной Е.А.Климовым, отмечает ряд ее недостатков. К их числу он относит то обстоятельство, что профессии одной группы часто включают компоненты, предъявляющие к работнику противоположные требования, что затрудняет определение критериев профпригодное.
Следующий недостаток этой
классификации видится в том,
что мир профессий весьма динамичен,
да и само содержание труда конкретных
профессий изменчиво. Это вносит
большую долю неопределенности в
классификацию профессий и
В.Е.Гаврилов указывает, что для профподбора, при котором в отличие от профотбора подбирается не человек для профессии, а профессия для человека, необходимо предварительное определение критериев профпригодности, но они не должны быть такими жесткими, как для профотбора. По его мнению, в массовой практике профконсультационной работы правильнее подбирать профессии по критериям профуспешности и для этих целей весьма продуктивным может стать использование модульного принципа психологической классификации профессий.[1,139]
Модуль профессии — это единица анализа профессии, типовой элемент, «строительный кубик» при создании описания профессии. Специалисты при сопоставлении профессий установили, что в структурах разных профессий есть как повторяющиеся элементы («кубики»), так и различия.
Для упорядочивания и классификации
профессии может использоваться
описанный в литературе модульный
подход. Модуль профессии - это единица
анализа профессии, типовой элемент,
"строительный кубик" при создании
описания профессии. Специалисты при
сопоставлении профессий
Из полного набора психологических модулей можно как из кубиков собрать характеристику любой из нескольких тысяч профессий.
Каждая профессия обычно состоит из нескольких модулей, Задачи исследования - установить связь между объективными, характеристиками труда (предмет, орудия, орудия) и психологическими требованиями, предъявляем причем эти психологические качества должны иметь уровень развития не ниже среднего. Автор приводит примерные психологические качества, могущие фигурировать в модулях профессии (острота зрения, глазомер, правильное цветоразличение, мышечная и температурная чувствительность, обоняние, пространственное представление, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движения, память, наблюдательность, оперативность мышления, эстетический вкус, эмоциональный облик и др.).[6,45]
Теоретический анализ по избранной теме показал многозначность данной темы, сложность её восприятия и трактовки разными учеными. Так в отечественной литературе к проблеме психологии профессий обращаются такие психологи, как Климов Е.А., Зеер Э.Ф., Маркова А.К. и др. результаты данных исследований говорят о значимости этой проблемы. Кроме того психологическая практика в профессиональной деятельности показывает необходимость исследований в данной области.