Психологическая классификация профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:31, реферат

Описание

Одновременно следует отметить, что, не смотря на активное развитие психологии профессий, недостаточно современных описаний профессий в рамках психограмм и профессиограмм. Даже справочники по профессиям включают в среднем до ста профессий, что очень мало. Таким образом, в настоящее время нельзя считать удовлетворительной ситуацию теоретического и эмпирического исследования данных феноменов. Научные исследования проведенные в интересующей нас области расширяются, но их рост не соответствует потребностям практики.

Содержание

Ведение 3
Становление психологии профессий 4
Предмет, задачи и методы профпсихологии 5
Основные концептуальные положения 7
Основы дифференциальной психологии профессий 10
Понятие профессии 10
Психологическая классификация профессий 14
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Реферат психология профессий.docx

— 52.30 Кб (Скачать документ)

 В современных классификациях  эти критерии уже не используются  и ссылка на них — дань  истории психологии труда.  

Важной проблемой классификации  профессий были и остаются методы сбора данных, характеризующих профессию. К ним относятся наблюдение, самостоятельное  выполнение деятельности (трудовой метод), опрос работников, наблюдаемый опрос  на рабочих местах и др.  

Широкое распространение  за рубежом получили классификации  профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств  темперамента. Рассмотрим примеры таких  классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре  личности.  

Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий  Дж.Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж.Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.  

На основе установления основных компонентов направленности — интересов  и ценностных ориентации — Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический тип — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств, интеллектуальный — на умственный труд, социальный — на взаимодействие с социальной средой, конвенциональный — на четко структурированную деятельность, предпринимательский— на руководство людьми и' бизнес, художественный — на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.  

Дж.Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами1.  
 Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее — конвенциональный.  

Суть теории Дж.Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных типов личности.  

Для установления типов личности Дж.Холланд разработал методики диагностик, позволяющие определить профессиональные предпочтения и интересы. По результатам диагностики выделяют три рекомендуемые профессиональные среды. На первом месте стоит среда, наиболее отчетливо отражающая тип личности, на втором и третьем местах — менее значимые профессиональные среды, позволяющие личности подобрать себе резервные профессии. 

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация  профессий, разработанная Е.А.Климовым.

  В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:  

1) Человек — живая природа  (П). Представители этого типа  имеют дело с растительными  и животными организмами, микроорганизмами  и условиями их существования.  Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.  

2) Человек — техника  (и неживая природа) (Т). Работники  имеют дело с неживыми, техническими  объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик,  техник-механик, инженер-механик,  электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог  общественного питания.  

3) Человек — человек  (Ч). Предметом интереса, распознавания,  обслуживания, преобразования здесь  являются социальные системы,  сообщества, группы населения, люди  разного возраста. Примеры: продавец  продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.  

4) Человек — знаковая  система (3). Естественные и искусственные  языки, условные знаки, символы,  цифры, формулы — вот предметные  миры, которые занимают представителей  профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед. 5) Человек — художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности — вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.  

Эти пять типов профессий  разделяют по признаку целей на три  класса:  

1) Гностические профессии  (Г) (от древнегреч. «гнозис» — знание). Примеры в типе «человек — природа»: контролер — приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «человек — техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «человек — человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «человек— знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор; в типе «человек — художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед.  

2) Преобразующие профессии  (П). Примеры в типе «человек—  природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зоо-инженер; в типе «человек — техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек — человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод; в типе «человек — знаковая система»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «человек — художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.  

3) Изыскательские профессии  (И). Примеры в типе «человек  — природа»: летчик-наблюдатель  рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель  лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «человек — техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «человек —человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли; в типе «человек — знаковая система»: программист, математик; в типе «человек — художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.  

По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:  

1) Профессии ручного труда  (Р). Примеры в классе гностических  профессий: лаборант химико-бактериологического  анализа, контролер слесарных  и станочных работ, фельдшер-лаборант; в классе преобразующих профессий:  ветеринарный фельдшер, слесарь,  картограф, художник-живописец. В  классе изыскательских профессий  ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках  конструктора.  

2) Профессии машинно-ручного  труда (М). Машины с ручным управлением  создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда,  поэтому типичными профессиями  для этого подразделения классификации  являются машинист экскаватора,  токарь, водитель автомобиля.  

3) Профессии, связанные  с применением автоматизированных  и автоматических систем (А): оператор  инкубационных цехов, оператор  станков с программным управлением,  оператор магнитной записи.  

4) Профессии, связанные  с преобладанием функциональных  средств труда (ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).  

По условиям труда Е.А.Климов делит профессии на четыре группы:  

1) Работа в условиях  микроклимата, близких к бытовым,  «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.  

2) Работа, связанная с  пребыванием на открытом воздухе  в любую погоду (о): агроном, монтажник  стальных и железобетонных конструкций,  инспектор госавтоинспекции.  

3) Работа в необычных  условиях на высоте, под водой,  под землей, при повышенных и  пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.  

4) Работа в условиях  повышенной моральной ответственности  за жизнь, здоровье людей (взрослых  или детей), большие материальные  ценности (м): воспитатель детского  сада, учитель, следователь.  

Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые  человек сочтет для себя важными.[2,70-73]   

В.Е.Гаврилов, признавая положительную  роль психологической классификации  профессий, предложенной Е.А.Климовым, отмечает ряд ее недостатков. К их числу он относит то обстоятельство, что профессии одной группы часто  включают компоненты, предъявляющие  к работнику противоположные  требования, что затрудняет определение критериев профпригодное.  

Следующий недостаток этой классификации видится в том, что мир профессий весьма динамичен, да и само содержание труда конкретных профессий изменчиво. Это вносит большую долю неопределенности в  классификацию профессий и затрудняет внедрение профподбора в профконсультационный процесс.  

В.Е.Гаврилов указывает, что  для профподбора, при котором в отличие от профотбора подбирается не человек для профессии, а профессия для человека, необходимо предварительное определение критериев профпригодности, но они не должны быть такими жесткими, как для профотбора. По его мнению, в массовой практике профконсультационной работы правильнее подбирать профессии по критериям профуспешности и для этих целей весьма продуктивным может стать использование модульного принципа психологической классификации профессий.[1,139] 

Модуль профессии —  это единица анализа профессии, типовой элемент, «строительный  кубик» при создании описания профессии. Специалисты при сопоставлении  профессий установили, что в структурах разных профессий есть как повторяющиеся  элементы («кубики»), так и различия.  

Для упорядочивания и классификации  профессии может использоваться описанный в литературе модульный  подход. Модуль профессии - это единица  анализа профессии, типовой элемент, "строительный кубик" при создании описания профессии. Специалисты при  сопоставлении профессий установили, что в структурах разных профессий  есть как повторяющиеся элементы ("кубики"), так и различия. Отмечается, что профессии, схожие по одному признаку, могут отличаться по другому признаку, например, профессии водителя грузового  автомобиля и водителя автобуса, имея общее в использовании транспортных средств, отличаются тем, что водитель автобуса должен обслуживать пассажиров. Оказалось более экономным при  сопоставлении разных профессий  оперировать этими общими типовыми элементами и на их фоне определять специфические составляющие для  каждой профессии. Общее число модулей намного меньше, чем общее число профессий.  

Из полного набора психологических  модулей можно как из кубиков  собрать характеристику любой из нескольких тысяч профессий.

Каждая профессия обычно состоит из нескольких модулей, Задачи исследования - установить связь между  объективными, характеристиками труда (предмет, орудия, орудия) и психологическими требованиями, предъявляем причем эти психологические качества должны иметь уровень развития не ниже среднего. Автор приводит примерные психологические качества, могущие фигурировать в модулях профессии (острота зрения, глазомер, правильное цветоразличение, мышечная и температурная чувствительность, обоняние, пространственное представление, распределение и переключение внимания, быстрота реакции, координация движения, память, наблюдательность, оперативность мышления, эстетический вкус, эмоциональный облик и др.).[6,45]

 

Заключение

Теоретический анализ по избранной  теме показал многозначность данной темы, сложность её восприятия и  трактовки разными учеными. Так  в отечественной литературе к  проблеме психологии профессий обращаются такие психологи, как  Климов Е.А., Зеер Э.Ф., Маркова А.К. и др. результаты данных исследований говорят о значимости этой проблемы. Кроме того психологическая практика в профессиональной деятельности показывает необходимость исследований в данной области.

Информация о работе Психологическая классификация профессий