Психологическая классификация профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 16:31, реферат

Описание

Одновременно следует отметить, что, не смотря на активное развитие психологии профессий, недостаточно современных описаний профессий в рамках психограмм и профессиограмм. Даже справочники по профессиям включают в среднем до ста профессий, что очень мало. Таким образом, в настоящее время нельзя считать удовлетворительной ситуацию теоретического и эмпирического исследования данных феноменов. Научные исследования проведенные в интересующей нас области расширяются, но их рост не соответствует потребностям практики.

Содержание

Ведение 3
Становление психологии профессий 4
Предмет, задачи и методы профпсихологии 5
Основные концептуальные положения 7
Основы дифференциальной психологии профессий 10
Понятие профессии 10
Психологическая классификация профессий 14
Заключение 20
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Реферат психология профессий.docx

— 52.30 Кб (Скачать документ)

 

[1,19-21] 

Основы  дифференциальной психологии профессий

Понятие профессии

 

 Исходным концептуальным понятием профессиоведения является профессия. Трактовок понятия «профессия» в профессиоведческой литературе много. Прежде всего это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Далее, профессия объединяет группу людей,' занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения. Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием. По определению Б.Шоу, профессия — это заговор специалистов против непосвященных.[1,122]

.А. Климов выделил следующие  значения употребления понятия "профессия":

  • область приложения сил человека (как субъекта труда);
  • общность людей-профессионалов;
  • подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу;
  • деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.[3,107]

Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия":

1. Профессия как общность людей,  занимающихся близкими проблемами  и ведущих примерно одинаковый  образ жизни (известно, что профессия  все-таки накладывает свой "отпечаток"  на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился "хорошо зарабатывать" за свой труд, а кто-то даже не стремится к тому, обнаруживая иные "радости" в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых "доходов").

2. Профессия как область приложения  сил связана с выделением (и  уточнением) самого объекта и  предмета профессиональной деятельности  психолога. Здесь также решается  вопрос, в каких сферах жизнедеятельности  человек может реализовать себя  как профессионал. Применительно к некоторым сферам, например, к психологии, можно заметить, что вся история психологии (и философии) - это непрекращающиеся попытки понять, что же такое "психика", и как, с помощью какого "метода" ее лучше исследовать и развивать.

3. Профессия как деятельность  и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный результат труда - это не производимые товары, а "сам человек в его общественных отношениях").

4. Профессия как исторически  развивающаяся система. Интересно, что само слово "профессия" восходит к латинскому profiteri - говорить публично. Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно когда эти психологические проблемы умышленно не связывают с общественными проблемами). 

5. Профессия как реальность, творчески  формируемая самим субъектом  труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая  ситуация (эпоха) не является тотально  доминирующей, поскольку многое  зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять  место своей профессии (и свою  личную "миссию") в общественной  системе, а не просто выполнять  работу "по инструкции". Именно  благодаря конкретным специалистам  данная наука и данная практическая  сфера развиваются. Вероятно, подлинное  величие того или иного профессионала  определяется тем, насколько он  сумел содействовать развитию  своей науки не столько "благодаря"  сложившимся обстоятельствам (и  социально-экономическим условиям), сколько "вопреки" этим обстоятельствам.  А идеальным вариантом творческой  самореализации в профессии является  ситуация, когда работник даже  неблагоприятные обстоятельства  сумеет использовать во благо  (здесь нет никакого противоречия, т.к. нередко именно преодоление  трудностей позволяет сделать  что-то действительно значительное).[5,145-205]

Можно выделить следующие  основные характеристики профессии:

  • это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);
  • это общественно-полезная деятельность. Хотя четкого критерия "полезности" не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого - меньше. Правда, неопределенность общественной полезности разных видов труда все-таки порождает сильную спекуляцию по этому поводу. Например, с помощью изощренной демагогии обосновывается, что труд спекулянта гораздо важнее труда честного труженика, а соответственно, обосновывается, что и получать он должен намного больше (в десятки раз - пример современной РФ). Вероятно, одним из перспективных направлений профессиографии должен стать не только традиционный анализ операционально-технологического содержания труда (этим неплохо занимаются технологи на производстве), сколько обоснование более справедливой оценки разных профессионалов с позиций психологического и культурологического анализа;
  • это деятельность, предполагающая специальную подготовку (заметим, что это именно современное понимание профессии, хотя еще К. Маркс говорил о том, что "при развитой промышленности работник вынужден будет постоянно обновлять свою профессию").
  • это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);
  • это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная "визитная карточка");
  • наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию", но при условии, что эта деятельность признается за профессию личным самосознанием данного лица. Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии - отношение конкретного работника к данной работе как к своей "профессии". Заметим, что данное понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об "отчужденном характере", когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.[4,161-162]

Все это позволяет совершенно по-новому анализировать профессиональную деятельность с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне довольно начальство, в психологическом плане у  него могут возникать серьезные  проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т.п. 

Примечательно, что у американцев  различаются понятия "труд", "трудовые занятия" (occupation), связанные с различными уровнями выполнения работы, и собственно понятие "профессия" (profession), с которой связывают относительно высокие уровни выполнения данной работы.[5,46]

Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют: 1) формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и 2) реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Например, неопытного работника (с низкой реальной квалификацией) ставят "по блату" на высокооплачиваемую работу и это, естественно, вызывает либо зависть со стороны других работников (если они, не обладая высокой квалификацией, сами хотели бы оказаться на его месте), либо это вызывает их справедливое негодование (если, конечно, у них еще сохранилось чувство собственного достоинства).

Интересно, что А.К. Маркова выделяет близкое понятие - "профессиональную компетентность", понимаемую как "индивидуальная готовность человека выполнять данную работу на высоком уровне".[6,31]

Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы (фраза: "меня на должность поставили" нередко и переводится так, что "из меня начальника сделали"). Иногда должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространенное понимание должности - это любая фиксированная работа и профессия (нередко в анкетах можно даже увидеть графу: "место работы и должность").

Более узкое определение  профессии с точки зрения конкретного  человека приводит В.Г.Макушин: профессия — это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию.  

Обобщение имеющихся трактовок  позволяет дать следующее определение. Профессия (лат. ргоГеззю) — это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.  

В англоязычной среде различают  понятия «профессия» (ргоГеззюп) и «занятие» (оссираНоп). Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.  

В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия — понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности являются также социально - профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия — врач, специальности — терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия — инженер, специальности — конструктор, технолог, металлург и др.; профессия— слесарь, специальности — сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.  

Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального  образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в  рамках той или иной профессии. Таким  образом, специальность — один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных  результатов либо на достижение общих  результатов специфическими средствами.[1,122-126]  

  Психологическая классификация профессий

 

 Психологическая классификация профессий  предназначена для профориентационной работы. Как уже было отмечено, мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. Особенностью психологической классификации является отказ от социологических, экономических и технологических критериев.  

Психологическая классификация  профессий должна обеспечивать валидную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Отсюда возникает проблема нахождения психологических критериев, позволяющих объединить профессии в группы. Но главное, необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.  

Изучение литературы позволило  остановиться на критериях, максимально  учитывающих соответствие личности и профессии, так называемую профессиональную пригодность. При этом согласовываются  востребованные профессией психологические  структуры личности. По этим критериям  можно также осуществлять профессиональный отбор из числа лиц, которые будут  более успешно выполнять конкретную деятельность.

Информация о работе Психологическая классификация профессий