Психологическая коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:02, реферат

Описание

Определить общую схему соотношения психокоррекции и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Значение психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания обусловливает направленность методов психокоррекции на решение собственно лечебных - психотерапевтических - задач и позволяет рассматривать методы психокоррекции как методы психотерапии.

Содержание

1. Определение психологической коррекции 2
2. Основные принципы психологической коррекции 4
3. Групповая и индивидуальная психокоррекция 7
4. Методы психологической коррекции 9
5. Понятие психологической этики 16
Литература

Работа состоит из  1 файл

Психологическая коррекция.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Московский государственный областной  гуманитарный институт

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему

«Психологическая  коррекция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса

ф-та ин.языков

504-а группы

Морозова Мария

Проверила:

Озерова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орехово-Зуево

2012год

 

 

Содержание.

 

1. Определение психологической коррекции                                                         2

2. Основные принципы  психологической коррекции                                           4

3. Групповая и индивидуальная  психокоррекция                                                  7

4. Методы психологической  коррекции                                                                  9

5. Понятие психологической этики                                                                         16

Литература                                                                                                                  18

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение психологической коррекции

Психокоррекция – направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Термин "психологическая коррекция" получил распространение в начале 70-х гг. В этот период психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Длительные дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время за счет базового психологического образования более подготовлены к такого рода деятельности, в частности в области групповой психотерапии. Однако психотерапия является лечебной практикой, которой по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование. Поэтому распространение термина психокоррекция в определенной мере было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог - психокоррекциией.

Тем не менее вопрос о соотношении понятия "психотерапия" и психокоррекция остается открытым и сегодня, и здесь можно указать две основные точки зрения. Одна из них заключается в признании полной идентичности понятий психокоррекция и "психотерапия", однако при этом не учитывается, что психокоррекция, как направленное психологическое воздействие реализуется не только в медицине (где можно указать три основные области ее применения: психопрофилактика, собственно лечение - психотерапия и реабилитация), но и в других сферах человеческой практики, например в педагогике. Даже обычное, обыденное человеческое общение может содержать в большей или в меньшей степени целенаправленно используемую психокоррекцию. Другая точка зрения основана на том, что психокоррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения психокоррекция представляется в определенной степени искусственным.

Во-первых, в области неврозов полностью  развести понятия "психическая коррекция" и "психотерапия", "лечение" и "профилактика" не удается, так как невроз - это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику.

Во-вторых, в настоящее время  в системе восстановительного лечения  различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Если психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии - одного из компонентов лечебного процесса.

Определить общую схему соотношения  психокоррекции и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Значение психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания обусловливает направленность методов психокоррекции на решение собственно лечебных - психотерапевтических - задач и позволяет рассматривать методы психокоррекции как методы психотерапии. Задачи психокоррекции могут существенно варьироваться от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возможных в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной их идентичности задачам психотерапии при неврозах (во всяком случае, в рамках различных личностно-ориентированных систем психотерапии).

Сопоставление понятий психокоррекции и "психологическое вмешательство" обнаруживает очевидное сходство. Психокоррекция, так же как и психологическое вмешательство, понимается как целенаправленное психологическое воздействие, реализуется в различных областях человеческой практики и осуществляется психологическими средствами. Психокоррекция в медицине может быть направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психологическое вмешательство в медицине (клинико-психологическое вмешательство) также выполняет функции профилактики, лечения и реабилитации. И психокоррекция и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Очевидно, что по существу эти понятия совпадают. Возможно, наиболее точным и адекватным был бы термин "психологическое вмешательство" с целью психокоррекции, однако это слишком громоздко.

Можно лишь указать, что  в отечественной литературе более  распространенным является понятие психокоррекция, а в зарубежной - "психологическое вмешательство". Все же более предпочтительным представляется термин "психологическое вмешательство". Следует также подчеркнуть, что как психотерапия, так и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь методами психокоррекции, что еще раз указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психокоррекции и психотерапии, которые взаимопересекаются, но полностью не исчерпывают друг друга.

 

2.  Основные принципы  психологической коррекции.

Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое  воздействие сводится к тому, что  один человек пытается помочь другому.

Коррекционная ситуация включает в  себя 5 основных элементов:

1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, – это клиент.

2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, – это психолог, психокорректор.

3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы.

4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.

5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.

Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая  позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение  является фактором, характерным для  всех форм воздействия.

Принципы психокррекционной  помощи

1. Принцип единства  диагностики и коррекции –  отражает целостность процесса  оказания психологической помощи  как особого вида практической  деятельности психолога.Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.

2. Принцип нормативности  развития. Нормативность развития  следует понимать как последовательность  сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Кроме понятия «возрастная норма» психологу приходится встречаться с понятием «индивидуальная норма», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития.

3. Принцип коррекции  «сверху вниз». В центре внимания  психолога стоит завтрашний день  развития, а основным содержанием  коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для клиента. Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

4. Принцип коррекции  «снизу вверх». При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения. Таким образом, главной задачей коррекции «снизу вверх» становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции – наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.

5. Принцип системности  развития психической деятельности. Этот принцип задает необходимость  учета в коррекционной работе  профилактических и развивающих  задач. Системность этих задач  отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.

6. Деятельностный принцип  коррекции. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента.

 

3. Групповая  и индивидуальная психокоррекция

Психокоррекция на практике применяется в двух формах: индивидуальной и групповой.

В случае индивидуальной психокоррекционной работы психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. Во втором случае он работает с группой клиентов, которые в психокоррекционном процессе взаимодействуют не только с психологом, но и друг с другом.

Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она  обеспечивает конфиденциальность, тайну  и по своему результату бывает более  глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека

Необходимыми условиями  индивидуальной психологической коррекции  являются следующие:

добровольное согласие на получение такой помощи;

доверие клиента к  психологу;

активность клиента  и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;

право клиента принимать или  не принимать оказываемую помощь;

право клиента самому решать вопросы  в своей жизни.

Противопоказаниями для групповой  психокоррекционной работы могут служить  сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п.

Индивидуально-психологическая коррекция  – это обоснованное воздействие  психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека. Принятие решения о проведении индивидуальной психологической коррекции, путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррекционной работы.

Специфика групповой психокоррекции заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т.е. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и психолога, в коррекционных целях. Групповая психокоррекция не является самостоятельным направлением психокоррекции, а представляет лишь специфическую форму, при использовании которой основным инструментом воздействия выступает группа клиентов, в отличие от индивидуальной психокоррекции, где таким инструментом является только сам психолог.

Информация о работе Психологическая коррекция