Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:02, реферат
Определить общую схему соотношения психокоррекции и психотерапии вне конкретной нозологии практически невозможно. Значение психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания обусловливает направленность методов психокоррекции на решение собственно лечебных - психотерапевтических - задач и позволяет рассматривать методы психокоррекции как методы психотерапии.
1. Определение психологической коррекции 2
2. Основные принципы психологической коррекции 4
3. Групповая и индивидуальная психокоррекция 7
4. Методы психологической коррекции 9
5. Понятие психологической этики 16
Литература
Психокоррекционная группа – это искусственно созданная малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного научения, самораскрытия. Это взаимодействие «здесь и теперь», при котором участники изучают происходящие с ними процессы межличностного взаимодействия в данный момент и в данном месте. Среди коррекционных групп выделяют группы для решения проблем, для обучения межличностным взаимоотношениям, роста (самосовершенствования).
Психокоррекционные группы могут быть центрированы преимущественно на руководителе (группы тренинга умений) или на ее членах (группы встреч).
Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений и т.д.), а также формой и содержанием предполагаемой психокоррекционной работы.
Противопоказанием для групповой психокоррекционной работы является низкий интеллект клиента.
4. Методы психологической коррекции
Трансовые методы
Психотерапевтические приемы, использующие измененные (расщепленные) состояния сознания (транс) в лечебных и/или профилактических целях.
Утилизироваться могут спонтанные трансовые состояния (самовнушение по Куэ), искусственно вызванные самим индивидом (аутогенная тренировка, медитация) или наведенные психотерапевтом (гипноз, эриксоновский гипноз, нейролингвистическое программирование, методики визуализации), в том числе и с помощью психоделических психофармакологических препаратов (наркопсихотерапия, психоделическая психотерапия).
Трансовые расщепленные состояния
сознания могут целенаправленно
создаваться как
Нейролингвистическое программирование
Нейролингвистическое программирование (НЛП) - это новое направление в психотерапии, создателями которого по праву считают Р.Бендлера и Дж. Гриндера. Одним из основополагающих положений НЛП является уверенность в том, что любой человек имеет в своем арсенале все необходимые ресурсы для любого целесообразного изменения. Задача терапевта -- обеспечить к ним доступ, извлечь из глубин подсознательного и научить ими пользоваться. Для того, чтобы получить представление об опыте пациента, создана специальная речевая методика -- метасистема. С ее помощью можно проанализировать особенности личного опыта пациента, сенсорные несоответствия и, возможно, причины искаженной коммуникации.
В работе с пациентом можно выделить три этапа, которые составляют основную стратегию психотерапевтического процесса.
1. Установление раппорта,
сбор информации о
2. Выбор методики для
продвижения пациента от
3. Экологическая проверка
и подстройка к будущему: включение
вновь приобретенного опыта (
а) Результат должен быть описан позитивно. Нужно выяснить, чего человек действительно хочет, а не то, чего он не хочет. Если не выработать цели, к которой стремиться, врач не сможет определить ступени на пути к конечному результату.
б) Результат должен быть подтвержден, как для терапевта, так и для пациента, чувственным опытом. Пациент должен возвратиться к глубоко травмировавшему его опыту с новым чувством надежности и безопасности, новым взглядом на опыт. Фактически он приобретает новый чувственный опыт.
в) Необходимо установление
правильного контекста, в котором
будет действовать вновь
г) Результат должен быть таким, чтобы пациент мог поддерживать его самостоятельно, причем независимо от внешних факторов. Без правильной подстройки к будущему все достижения будут утрачены. К методикам и техникам, использующимся в НЛП, относятся: техника якорей, изменение личной истории, визуально-кинестетическая диссоциация, рефрейминг, коммуникация с симптомом, наложение, использование терапевтических метафор. Показания к применению нейролингвистического программирования самые широкие. Любой симптом (или проблема) невротического или соматического характера может рассматриваться как способ адаптации пациента в проблеме, что поддается изменению при соответствующей мотивации пациента.
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия - это метод психотерапии, который обеспечивает ходиетический подход к человеческому опыту путем подчеркивания ответственности пациента за свою жизнь и стимулирования сознавания существующих в настоящий момент психологических и физических потребностей. Развитие этого метода связано с именем Ф. Перлза. Рамку для этой системы обеспечила гештальт-психология. Ее основными понятиями являются понятия о фигуре и фоне, сознавании чувств, сосредоточенности на настоящем, полярностей, способов прерывания контакта со средой или собственной потребностью, понятие зрелости и др. В рамках гештальт-психологии душевные и телесные переживания рассматриваются, как проявления одной и той же сути.
Согласно этому направлению, когда организм взаимодействует с системой элементов, он стремится выделить целостный паттерн или конфигурацию гораздо в большей степени, чем выделить кусочек или бит информации.
Перлз применил этот подход к человеческому опыту, определяя, что здоровые личности, организуют свой опыт так, чтобы была выделена основная потребность. При этом невротическая личность, вмешиваясь в этот процесс с помощью манипуляции или самоманипуляции, неадекватно взаимодействует с собственными потребностями, нередко блокируя их.
Одним из вариантов такого неадекватного взаимодействия может быть, например, подавление чувств. Гештальт-терапия ищет пути для разрешения конфликта и утверждает, что результат может быть достигнут интеграцией личностных черт.
Основой терапевтического гештальт-метода является сознавание. Посредством сознавания осуществляется прямое психотерапевтическое воздействие на потребностную сферу личности. Свободно текущий процесс сознавания с точки зрения гештальт-терапии явяляется критерием здоровья, поскольку сознавая свои потребности и оперируя ими, личность развивается. В ходе терапии врач поддерживает сознавание пациентом потока переживаний, усиливает и сохраняет их непрерывность.
Цель гештальт-терапии - научить людей сознавать существенные моменты происходящего внутри них самих и в окружающей среде так, чтобы они были полностью включены в ситуацию в настоящем. В этом смысле терапевт фокусирует внимание пациента на ситуации здесь и теперь больше, чем на ситуациях прошлого. В ситуации настоящего терапевт может обратить внимание пациента на незавершенные дела в прошлом для того, чтобы завершить их. Драматизация конфликта помогает сделать проблему ясной для пациента, обнаружить репрессированные аспекты своей личности. Подобно другим гуманистическим видам психотерапии, гештальт-терапия выбирает своим направлением здоровье, целостность и реализацию потенциала индивидуумов.
Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и предпринять действия по реализации потребности, что, в конечном счете, помогает пациенту выйти из тупиковой ситуации. Показания к гештальт-терапии достаточно широки, но отличаются одним существенным моментом -- наличием мотивации пациента к личностному развитию.
Эмоционально-когнитивная терапия
Эмоционально-когнитивная терапия - это одна из разновидностей когнитивно-бихевиоральной (когнитивно-поведенческой) психотерапии.
Развитие когнитивной
терапии и ее различных
Первый принцип такой терапии состоит в том, что любое настроение - это продукт человеческого познания и мышления, то есть система доверия к какому-нибудь предмету, явлению или человеку.
Второй принцип говорит о связи мышления и эмоциональной сферы - во время депрессии мысли имеют негативный характер. Личность видит себя и мир в темных тонах и переносит это отношение на реальные ситуации.
Третий принцип - депрессия является продуктом неверных рассуждений. Первой ступенью эмоционально- когнитивной терапии является диагностика депрессии.
После диагностики
депрессии пациента обучают
Больного обучают
разпознаванию иррациональных
а) человек не в состоянии справляться с ежедневными обязанностями;
б) депрессия сопровождается витальными симптомами;
в) депрессия очень сложна;
г) депрессия наступила внезапно;
д) депрессия сочетается с бредом и галлюцинациями;
е) в семье есть другие больные депрессией;
ж) нет побочных эффектов от лекарства,
Эффективность эмоционально-когнитивной терапии обусловлена, по мнению автора, быстрым симптоматическим улучшением, пониманием причин расстройств, обучением самоконтролю, профилактикой возникновения расстройств и толчком к личному развитию пациента. Широкое применение методика имеет при различного рода эмоциональных расстройствах непсихотического регистра.
Поведенческая психотерапия
Ее развитие связано с именами Дж. Вольпе, М.Б. Шапиро и Б.Ф. Скиннера. Требует меньше времени, чем другие виды психотерапии, однако имеет больше ограничений для применения, Наиболее эффективен данный метод для ограниченных симптомов, а не для глобальных дисфункций (расстройства личности).
Метод основан на
принципах теории обучения и
использует классические и
Одной из методик поведенческой терапии является систематическая десензитизация, основанная на поведенческом принципе противообусловливания. Согласно этому принципу субъект может преодолеть дезадаптивное поведение, вызванное ситуацией или пред метом, путем постепенного приближения к вызывающим страх ситуациям и психологическому состоянию, которое тормозит тревогу. Систематическая десензитизация состоит из трех этапов -- обучение релаксации, построение иерархии и десензитизация стимула. Методика используется при фобиях, навязчивостях, компульсивных расстройствах. Кроме того, используется постепенное действие стимулов, моделирование с участием в процедуре (при агорафобии), обучение уверенности в себе, аверсивная терапия (подавление нежелательного поведения негативными стимулами).
Антикризисная психотерапия
Кризис - это эмоциональная и поведенческая реакция на опасные события, которая переживается, как болезненное состояние. Вмешательство во время кризисов предлагается людям, которые в результате кризиса теряют трудоспособность или выявляют значительные нарушения психической деятельности.
Технические требования вмешательства во время кризиса включают: установление терапевтического альянса; рассмотрение событий, которые при-вели к кризису; понимание дезадаптивных реакций, которые использует больной для того, чтобы справиться с кризисом; фокусирование только на кризисе; обучение использованию более адаптивных методов преодоления кризиса; использование преимущественно позитивного переноса врачем; обучение больного способам избегания опасных для него ситуаций, В результате такой терапии больной оказывается лучше вооруженным для избегания кризиса в дальнейшем. Такое вмешательство носит не только психотерапевтический, но и профилактический характер,