Психологическая поддержка безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание

Государственная услуга по психологической и социальной поддержке безработных граждан направлена на повышение конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности безработных граждан к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.26 Кб (Скачать документ)

Введение

В отечественной и зарубежной литературе отмечают негативные последствия безработицы, проявляющиеся в росте уровня заболеваемости и смертности, числа  самоубийств, алкоголизма и разводов. В целом, у многих безработных  снижаются способности адаптироваться к новым и сложным для них  жизненным условиям.

Оказание эффективной помощи таким  клиентам службы занятости осложняется  из-за отсутствия целостного, достаточно проработанного методологического  подхода к определению содержания, форм и методов психологической  поддержки.

Государственная услуга по психологической  и социальной поддержке безработных  граждан направлена на повышение  конкурентоспособности на рынке  труда и адаптированности безработных  граждан к существующим условиям реализации профессиональной карьеры  путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или  снижения актуальности психологических  проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации.

Актуальность выбранной темы обусловлена  значимостью психологической поддержки  при профреориентации безработных.

Цель работы - раскрыть сущность и трудности процесса психологической поддержки безработных при профессиональной реориентации

 

 

 

 

Теоретическая часть

1.Понятие психологической поддержки безработных

Несмотря на широкое распространение  термина "психологическая поддержка", он не имеет четкого содержательного  определения. В рамках данной работы психологическая  поддержка будет пониматься как заданное воздействие на клиента в целях коррекции его психического состояния для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте.

Как отмечают специалисты  службы занятости, после увольнения трудовая активность людей в целом  снижается. Для безработных характерны пассивность и иждивенческая  позиция. По данным социологических  исследований, более половины безработных  не участвуют ни в одной из форм занятости. Молодые безработные  относятся к своему положению  как временному явлению, выход из которого произойдет без дополнительных усилий с их стороны, при помощи родителей, знакомых, государственных служб.[7] Подобная позиция характерна и для части безработных женщин. В решении своих жизненных проблем они проявляют недостаточную активность и редко берут на себя ответственность за изменение существующей ситуации.

Хроническая безработица  приводит к тому, что люди, оставшиеся на длительное время без работы, испытывают чувство неполноценности, депрессию, стресс, утрачивают основные жизненные ориентиры, становятся безразличными  ко всему. В то же время в ситуации длительной безработицы происходит снижение субъективной значимости профессиональной деятельности.

Оказавшись в состоянии  безработицы (тем более хронической), люди теряют ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе, то есть происходит маргинализация.  Степень  маргинальности определяют прежде всего характеристики и значимость ситуации, в которой находится индивид, и степень его адаптации.[1]

Длительная безработица приводит к увеличению маргинальной прослойки, формированию личности, очень быстро деградирующей. Безработный, который  активно не ищет свое место на рынке  труда, не борется за достойное существование, а рассчитывает лишь на пособие, деградирует  как работник, как человек. Привычка жить на пособие сродни наркомании: появляется легко, отвыкнуть от нее  сложно. Чем дольше человек является безработным, тем тяжелее ему  восстановить себя как активную самостоятельно действующую личность.

Вместе с тем нынешняя социальная ситуация диктует необходимость  мобильной перестройки поведения  и установок личности, изменения  иерархии ценностей и критериев  жизненного успеха. Таким образом, сложность  проблемы заключается в том, что  внутренний мир человека с его  ценностями и установками имеет  свойство инерционности, стремление к  устойчивости и сохранению своего внутреннего  состояния.[5,121]

Реализация данного воздействия  может быть осуществлена на нескольких уровнях: 1) мотивационном как повышение  активности человека, актуализация потребности  в работе, в самопознании и саморазвитии; 2) когнитивном как повышение самооценки, коррекция представлений человека о самом себе; 3) эмоциональном  как коррекция текущего состояния  клиента и формирование умений саморегуляции; 4) поведенческом как формирование эффективных умений и навыков.

В работе с безработными необходимы мероприятия, направленные на коррекцию  их состояния, повышение активности и ответственности. На основании  этого выделяют следующие основные задачи психологической поддержки безработных:

  • коррекция психического состояния безработных снятие эмоционального напряжения для обеспечения эффективности профконсультации;
  • социально-психологическая адаптация граждан (переоценка жизненной ситуации и формирование у клиентов позитивной жизненной перспективы);
  • обучение умениям и навыкам эффективного поведения на рынке труда.

2. Профессиональная переориентация безработных.

С формальной стороны, профессиональная реориентация - длительный и сложный  процесс перехода личности от одной  профессии к другой. В смысловом  значении - это сознательное определение  личностью профессиональных ориентиров и реализация их в совместной деятельности путем усвоения специальных знаний, формирования умений и навыков, релевантных  избранной профессиональной специализации, сознательное принятие избранной профессии  и нахождение личностно значимых смыслов деятельности, дальнейшего  личностного и профессионального  развития.

В процессе профессиональной реориентации безработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выбора профессиональных ориентиров и реализует  их в совместной деятельности путем  усвоения специальных знаний, формирования умений и навыков, релевантных избранной  профессиональной специализации. [6]

Профессиональную реориентацию следует  рассматривать как часть профессионального  самоопределения личности. Если понимать самоопределение как выбор и  реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождения смысла деятельности, то тогда самоопределение  предусматривает развитие самой  готовности человека самоопределяться.

В этом контексте Н. Пряжников предлагает выделять духовные потребности личности в профессиональной деятельности: 1) осознание ценностно-моральной основы самоопределения; 2) осознание ценности профессионального образования; 3) осознание  смысла своей жизни и соответствующей  профессиональной деятельности. [5,138]

Выделение этих компонентов профессионального  самоопределения позволяет рассматривать  профессиональную реориентацию не только как выбор субъектом той или  иной профессии, но и как выбор  стратегии и траектории профессионального  развития, то есть личностно-индивидуальных смыслов и перспектив собственного развития.

Профессиональная переподготовка безработных относится к системе  дополнительного профессионального  образования. Это поднятие более  широкое, чем профессиональное переобучение, поскольку данный процесс включает помимо обучения «другой» профессии  профессиональную реориентацию человека, потерявшего работу, и его профессиональную адаптацию на новом рабочем месте  после переобучения.[4,268]

На организацию и содержание профессиональной переподготовки безработных  влияют многие факторы, наибольшее значение среди которых имеют социально-демографические  и личностные особенности безработных  как потенциальных обучающихся  и как соискателей рабочего места; особенности потребностей рынка  труда, который, как правило, имеет  не только динамический, но и региональный характер.

Задача и результат профессиональной переподготовки безработных заключаются  не столько в приобретении ими  новых знаний и умений, сколько  в формировании у них мотивации  овладения новой профессией, выявлении  способности определить и успешно  пройти собственный путь нового профессионального  становления, соответствующий индивидуальным потенциальным возможностям и потребностям, определении уровня квалификации, развития профессионально значимых качеств. Поэтому важной функцией профессиональной переподготовки безработных является создание оптимальных социально-педагогических условий для развития способности личности к социальному взаимодействию, социализации и активной адаптации в новых социально-экономических условиях. Эту функцию можно обозначить как сопровождение социализации безработного.

Выделяют две группы целей реориентации безработных.

Первая группа целей, непосредственно  связанная с процессом обучения и предусматривает:

  • формирование минимума профессиональных знаний и умений, необходимых для того, чтобы работник приступил к выполнению своих профессиональных, производственных функций;
  • формирование готовности к овладению и овладение обобщенными способами деятельности, что в условиях ускоренного профессионального обучения имеет более важное значение, чем формирование знаний и умений;
  • обеспечение адекватности подготовки специалиста его новому рабочему месту.

Вторая группа целей связана  с развитием способности личности активно действовать в изменяющихся социально-экономических условиях, умения мобилизовать потенциальные  возможности и обеспечить себе гарантии в сфере занятости. Реализация этих целей имеет отсроченный эффект и носит социально значимый характер. Суть обозначенных целей заключается  в том, чтобы улучшить мотивацию  безработных и их реальные возможности  применить свои знания и умения на рынке труда длительное время, что  предполагает:

  • формирование уверенности в себе, способности пересмотреть свои потенциальные возможности, умения принимать решения и определять пути и способы их реализации, развитие познавательных способностей, развитие мотивации;
  • обеспечение соискателю рабочего места, высокой степени вероятности трудоустроиться;
  • развитие способности к активной адаптации на рабочем месте;
  • формирование предпосылок к проявлению социальной и профессиональной мобильности. [4,279]

Сущность профессиональной реориентации заключается в сложности, многоаспектности процесса выбора и овладения новой профессией на основе имеющегося у человека опыта, знаний, навыков, образования и обусловленностью этого процесса потребностью в трудоустройстве и дальнейшем личном и профессиональном развитии.

На основании этого деятельность психолога при работе с безработным должна осуществляется по следующим направлениям: 
• оказание практической помощи безработным в выработке оптимальной стратегии и такта индивидуального поведения при трудоустройстве; 
• диагностика личности путем тестирования и прогнозирования успешности поиска работы лицами, направляемыми на переобучение; 
• психокоррекционная работа по снятию эмоциональных стрессов у обратившихся в службу занятости граждан; 
• изучение отношения безработных к профессиям, предлагаемым рынком труда; 
• диагностика и коррекция их профессиональной мотивации.

Практика оказания психологической  помощи безработных во взаимосвязи  с переобучением по новой профессии (для повышения личностной конкурентной способности человека на рынке труда) предполагает проведение обязательного психологического тестирования с целью определения личностных особенностей и их соответствия избираемой профессии или профилю переобучения. Психологическое тестирование позволяет адекватно оценить психическое состояние конкретного человека и его возможности, сложившиеся к данному этапу возрастного и профессионального развития. Тестирование помогает также прогнозировать перспективы освоения человеком новой профессии на основании учета психологических особенностей "меняемых" видов деятельности. Рекомендации психолога во многом определяют эффективность использования индивидуальных возможностей человека. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Статья 1. Мамай С.  Отношение безработных к профессиональному обучению.

В данной статье описаны  результаты исследования, проводившиеся  среди безработных Свердловской области. Исследование было направленно  на выявление отношения безработных  к профессиональному обучению.  Респонденты  имел возможность выбрать  один из двух вариантов: обрести новую  специальность, не отказываясь при  этом от возможности получить работу по уже имеющейся специальности, либо не требующую ее вовсе (“мягкий  выбор”), либо пройти профессиональное обучение, обусловленное невозможностью трудоустройства по прежней специальности («жесткий выбор»). Результаты опроса показали, число желающих пройти профессиональное обучение (“мягкий выбор”) колеблется от 17 до 29%. В условиях “жесткого  выбора” пределы различий между  ответами сокращаются до минимума: 53-61%. При этом исследователи отметили, что основная часть безработных, не имеющих профессии, не выражает желания пройти профобучение, и предпочитает профессии не требующие специальности.  Но когда безработный встает перед “жестким выбором”; в такой ситуации готовы обучаться более половины безработных граждан.

Так же выяснилось, что во всех случаях  безработные женщины более склонны, чем мужчины, к профессиональному  обучению. Их адаптивные способности  к новым условиям работы выше, а  требования к условиям оплаты ниже, чем у мужчин. Большая готовность (и желание) получить профессиональное образование объясняется еще  и тем, что женщинам сложнее трудоустроиться, так как при прочих равных возможностях на вакантные рабочие места принимают, как правило, мужчин.

Информация о работе Психологическая поддержка безработных