Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:29, курсовая работа
Государственная услуга по психологической и социальной поддержке безработных граждан направлена на повышение конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности безработных граждан к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации.
Введение
В отечественной и зарубежной литературе
отмечают негативные последствия безработицы,
проявляющиеся в росте уровня
заболеваемости и смертности, числа
самоубийств, алкоголизма и разводов.
В целом, у многих безработных
снижаются способности
Оказание эффективной помощи таким
клиентам службы занятости осложняется
из-за отсутствия целостного, достаточно
проработанного методологического
подхода к определению
Государственная услуга по психологической
и социальной поддержке безработных
граждан направлена на повышение
конкурентоспособности на рынке
труда и адаптированности безработных
граждан к существующим условиям
реализации профессиональной карьеры
путем оптимизации
Актуальность выбранной темы обусловлена
значимостью психологической
Цель работы - раскрыть сущность и трудности процесса психологической поддержки безработных при профессиональной реориентации
Теоретическая часть
1.Понятие психологической поддержки безработных
Несмотря на широкое распространение термина "психологическая поддержка", он не имеет четкого содержательного определения. В рамках данной работы психологическая поддержка будет пониматься как заданное воздействие на клиента в целях коррекции его психического состояния для облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте.
Как отмечают специалисты службы занятости, после увольнения трудовая активность людей в целом снижается. Для безработных характерны пассивность и иждивенческая позиция. По данным социологических исследований, более половины безработных не участвуют ни в одной из форм занятости. Молодые безработные относятся к своему положению как временному явлению, выход из которого произойдет без дополнительных усилий с их стороны, при помощи родителей, знакомых, государственных служб.[7] Подобная позиция характерна и для части безработных женщин. В решении своих жизненных проблем они проявляют недостаточную активность и редко берут на себя ответственность за изменение существующей ситуации.
Хроническая безработица приводит к тому, что люди, оставшиеся на длительное время без работы, испытывают чувство неполноценности, депрессию, стресс, утрачивают основные жизненные ориентиры, становятся безразличными ко всему. В то же время в ситуации длительной безработицы происходит снижение субъективной значимости профессиональной деятельности.
Оказавшись в состоянии безработицы (тем более хронической), люди теряют ощущение принадлежности к какой-либо социальной группе, то есть происходит маргинализация. Степень маргинальности определяют прежде всего характеристики и значимость ситуации, в которой находится индивид, и степень его адаптации.[1]
Длительная безработица
Вместе с тем нынешняя социальная
ситуация диктует необходимость
мобильной перестройки
Реализация данного
В работе с безработными необходимы мероприятия, направленные на коррекцию их состояния, повышение активности и ответственности. На основании этого выделяют следующие основные задачи психологической поддержки безработных:
2. Профессиональная переориентация безработных.
С формальной стороны, профессиональная
реориентация - длительный и сложный
процесс перехода личности от одной
профессии к другой. В смысловом
значении - это сознательное определение
личностью профессиональных ориентиров
и реализация их в совместной деятельности
путем усвоения специальных знаний,
формирования умений и навыков, релевантных
избранной профессиональной специализации,
сознательное принятие избранной профессии
и нахождение личностно значимых
смыслов деятельности, дальнейшего
личностного и
В процессе профессиональной реориентации
безработный сознательно
Профессиональную реориентацию следует
рассматривать как часть
В этом контексте Н. Пряжников предлагает
выделять духовные потребности личности
в профессиональной деятельности: 1)
осознание ценностно-моральной
Выделение этих компонентов профессионального
самоопределения позволяет
Профессиональная
На организацию и содержание
профессиональной переподготовки безработных
влияют многие факторы, наибольшее значение
среди которых имеют социально-
Задача и результат
Выделяют две группы целей реориентации безработных.
Первая группа целей, непосредственно связанная с процессом обучения и предусматривает:
Вторая группа целей связана
с развитием способности
Сущность профессиональной реориентации заключается в сложности, многоаспектности процесса выбора и овладения новой профессией на основе имеющегося у человека опыта, знаний, навыков, образования и обусловленностью этого процесса потребностью в трудоустройстве и дальнейшем личном и профессиональном развитии.
На основании этого деятельность
психолога при работе с безработным должна
осуществляется по следующим направлениям:
• оказание практической помощи безработным
в выработке оптимальной стратегии и
такта индивидуального поведения при
трудоустройстве;
• диагностика личности путем тестирования
и прогнозирования успешности поиска
работы лицами, направляемыми на переобучение;
• психокоррекционная работа по снятию
эмоциональных стрессов у обратившихся
в службу занятости граждан;
• изучение отношения безработных к профессиям,
предлагаемым рынком труда;
• диагностика и коррекция их профессиональной
мотивации.
Практика оказания психологической
помощи безработных во взаимосвязи
с переобучением по новой профессии
(для повышения личностной конкурентной
способности человека на рынке труда)
предполагает проведение обязательного
психологического тестирования с целью
определения личностных особенностей
и их соответствия избираемой профессии
или профилю переобучения. Психологическое
тестирование позволяет адекватно оценить
психическое состояние конкретного человека
и его возможности, сложившиеся к данному
этапу возрастного и профессионального
развития. Тестирование помогает также
прогнозировать перспективы освоения
человеком новой профессии на основании
учета психологических особенностей "меняемых"
видов деятельности. Рекомендации психолога
во многом определяют эффективность использования
индивидуальных возможностей человека.
Практическая часть
Статья 1. Мамай С. Отношение безработных к профессиональному обучению.
В данной статье описаны
результаты исследования, проводившиеся
среди безработных Свердловской
области. Исследование было направленно
на выявление отношения
Так же выяснилось, что во всех случаях
безработные женщины более