Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:29, курсовая работа
Государственная услуга по психологической и социальной поддержке безработных граждан направлена на повышение конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности безработных граждан к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации.
Принято считать,
что все наиболее значимые события
процесса профессионализации человека
связаны лишь с поиском и выбором
первой профессии, ее освоением и
адаптацией к производству, которые
приходятся на начальные этапы становления
специалиста. В профессиональной деятельности
после 19-21 года главным образом предполагаются
«приобретение
Исследования
советского времени процесса профессионализации
принципиально обходили проблемы безработицы
и смены профессии, которые при
переходе к рыночной экономике, имеющей
динамичный характер, стали актуальными.
Опыт других стран, столкнувшихся с
подобными вопросами
Переход в зрелом возрасте от одной деятельности к другой имеет ряд особенностей:
- у взрослого
человека, подготовленного в своей
области специалиста, уже есть
сформировавшиеся в предыдущей
деятельности знания, опыт, определенные
личностные качества и
- снижение
с возрастом объективных
- возникают
сложнейшие переживания,
- увеличивается
продолжительность овладения
Кроме того,
при несформированной установке
человека на выбор профессии он будет
выбирать не самую желанную, а лучшую
профессию из числа имеющихся, в
том числе и непривлекательных.
Это может произойти с
В случае переориентации бывших военнослужащих, имеющих право преподавания курса ОБЖ, этот процесс имеет определенную специфику.
Граждане, уволенные с военной службы и имеющие военное образование, как правило, обладают узкоспециализированной профессиональной подготовкой и, в то же время считается, большим опытом выживания в экстремальных условиях. К таким условиям относятся:
1) природные
и климатические - сверхнизкие
и сверхвысокие температуры,
2) боевые - участие в локальных военных конфликтах, антитеррористических операциях, несение боевых дежурств и вахт;
3) социальные - отсутствие необходимых бытовых удобств и условий для отдыха, отдаленность от крупных населенных пунктов и т.д.
Среди уволенных в запас военнослужащих около 70% - с высшим образованием. По характеру профессиональной подготовки, опыт управленческой деятельности имеют 10 - 12%; инженерно-технической - 78 - 80%; специальной (медицинской, юридической, педагогической и т.д.) - 10 - 12% уволенных в запас.
Военнослужащие, уволенные в запас, находятся под постоянным давлением следующих травматических факторов, препятствующих их оперативному и эффективному трудоустройству в любую сферу деятельности, в том числе и в систему образования:
- недостаточное знание особенностей и условий жизни в гражданском обществе, специфики рыночных отношений;
- нечеткое
представление о своей
- личностные
изменения, обусловленные
- существенное изменение и даже снижение социального статуса;
- необходимость «начинать все сначала».
Существуют профессиональные как преимущества, так и недостатки, осложняющие трудоустройство бывших военнослужащих в сфере образования.
К преимуществам можно отнести следующее:
- полученная
в армии профессиональная
- личностные качества, сформированные в армии;
- физическая выносливость;
- мобильность
и умение рационально
- требовательность к себе;
- высокая работоспособность;
- дисциплинированность и исполнительность;
К недостаткам относятся:
- недостаточное знание гражданской жизни;
- привычка
к жесткой организации не
- возникает
наложение психологических,
- информационная
и методическая
- изменения
в системе взаимоотношений с
людьми в новых гражданских
условиях: не всегда хватает гибкости,
мягкости, не выработан конструктивный
подход, проявляется прямота,
Командно-административная вертикаль, межличностные отношения, опосредованные строгой субординацией, приказами и положениями Уставов, приводят к специфической профессиональной деформации. Это выражается в отсутствии инициативы, самостоятельности, творческого подхода к решению проблем, трудового энтузиазма, в командно-административном стиле в руководстве и общении и т.д.
Практика показывает, что между многими военными специальностями и профессиями гражданского профиля зачастую отсутствует прямое соответствие. Даже в тех случаях, когда можно сопоставить между собой два типа специальностей, профессиографические требования к специалистам военного и гражданского профиля существенно различаются.
На начальном
этапе становления
Первые 1-1,5
месяца происходит общее знакомство
с деятельностью, адаптация. В это
время представление о
Позже, с переходом к освоению конкретных профессиональных навыков и умений, на передний план выходят другие группы индивидуальных качеств, определяющие успех именно в данной деятельности, то есть профессионально важные для нее качества. Они могут не соответствовать уже имеющимся установкам и опыту, которые личность неизбежно будет стремиться использовать и в новой работе. Обостряется основное противоречие данного процесса: между требованиями новой деятельности и опытом личности, уже сформированных особенностей ее психики и закрепленных в предыдущей деятельности. Существующий лимит времени на освоение новой профессии создает дополнительную напряженность процессу переориентации. Здесь же могут проявляться противоречия, связанные с несовпадением оценок профессии непосредственно в деятельности и образами ее, сформированными ранее по рассказам других лиц, а также между пониманием необходимости освоения профессии и переживанием своей неспособности к этому.
В случае если указанные противоречия оказываются для личности неразрешимыми, падает эффективность деятельности и удовлетворенность ею, снижается оценка собственных возможностей, осознается ошибочность сделанного выбора. Неудовлетворенность профессией сказывается на результатах труда любого работника, но особенно она чревата последствиями в деятельности учителя, где «педагогический брак» оборачивается изъянами в знаниях и воспитании детей. Учитывая специфику педагогической деятельности, подобные «ошибки» недопустимы.
Следовательно, вступлению в должность учителя безопасности жизнедеятельности должен предшествовать предварительный отбор на профессиональную пригодность к педагогической деятельности и специальная психолого-педагогическая подготовка. Многие перечисленные качества личности бывших военнослужащих, сформированные во время прохождения службы, становятся непреодолимым препятствием для педагогической деятельности.
Завершая
обзор проблемы становления профессиональной
компетентности учителя безопасности
жизнедеятельности на начальном
этапе у специалистов с военным
образованием, приведем мнение Е.В. Юрченко,
с которым полностью согласны:
«Привлечение к деятельности учителя
всех желающих, даже добросовестно
выполняющих свои обязанности лиц,
приводит к размыванию, упрощению
и выхолащиванию понятия «
«ОБЖ. Основы безопасности жизни» 2004. – № 11. – С. 47–49.
Библиографический список
1.Волошина И. А., Галицына О. В., Гребенников В. А., Знакова Т. А. Групповая работа как форма психологической поддержки человека в ситуации безработицы // Вопросы психологии – 1999. -№4. стр.43
2.Климов Е. А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
3.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения -Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс", 1996.
5.Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., 1996.
6.Психологические особенности профессионального самоопределения безработной молодежи в процессе профпереориентации // "Социальна психология"- 2006. - №5. - с.122-127
7.Дановский С.Л. Социальная и психологическая характеристика безработных // Социологические исследования. - 2007. - № 5.
План
Введение
Теоретическая часть
1.Понятие психологической поддержки безработных
2. Профессиональная
Практическая часть
Статья1. Мамай С. Отношение безработных к профессиональному обучению.
Статья 2. Гафнер В.В.Профессиональная переориентация бывших Военнослужащих и проблема становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ.
Заключение
Приложение 1