Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:29, курсовая работа
Государственная услуга по психологической и социальной поддержке безработных граждан направлена на повышение конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности безработных граждан к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации.
Что касается отношения к обучению в рамках той или иной возрастной группы было выяснено, что чем моложе безработные, тем большую склонность к профобучению они проявляют. Как правило, вместе с жизненным опытом, ростом профессионального мастерства (чаще всего после 30 лет) люди становятся консервативными, предпочитая работать по уже избранной специальности.
Статья 2. Гафнер В.В. Профессиональная переориентация бывших военнослужащих и проблема становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ.
«Привлечение к деятельности учителя всех желающих, даже добросовестно выполняющих свои обязанности лиц, приводит к размыванию, упрощению и выхолащиванию понятия «профессионал» применительно к учителю и отсутствию установки на профессионализм».
Е.В. Юрченко
Известно, что при переходе в зрелом возрасте от одной деятельности к другой имеет ряд особенностей:
- у взрослого
человека, подготовленного в своей
области специалиста, уже есть
сформировавшиеся в предыдущей
деятельности знания, опыт, определенные
личностные качества и
- снижение
с возрастом объективных
- возникают
сложнейшие переживания,
- увеличивается
продолжительность овладения
Бывшие военные имеют право преподавать курс ОБЖ, но этот процесс переориентации специфичен, бывшие военнослужащие в данном случаи будут иметь ряд преимуществ и недостатков.
К преимуществам можно отнести следующее:
- полученная
в армии профессиональная
- личностные качества, сформированные в армии;
- физическая выносливость;
- мобильность
и умение рационально
- требовательность к себе;
- высокая работоспособность;
- дисциплинированность и исполнительность;
К недостаткам относятся:
- недостаточное знание гражданской жизни;
- привычка
к жесткой организации не
- возникает
наложение психологических,
- информационная
и методическая
- изменения
в системе взаимоотношений с
людьми в новых гражданских
условиях: не всегда хватает гибкости,
мягкости, не выработан конструктивный
подход, проявляется прямота,
На начальном
этапе становления
Первые 1-1,5 месяца происходит общее знакомство с деятельностью, адаптация.
Успех в начале освоения профессии чаще всего определяется уровнем развития общепрофессиональных качеств — интеллекта, ответственности, трудолюбия и т. д.
Позже, с переходом к освоению конкретных профессиональных навыков и умений, на передний план выходят другие группы индивидуальных качеств, определяющие успех именно в данной деятельности, то есть профессионально важные для нее качества. На этом этапе могут проявляться противоречия, связанные с несовпадением оценок профессии непосредственно в деятельности и образами ее, сформированными ранее по рассказам других лиц, а также между пониманием необходимости освоения профессии и переживанием своей неспособности к этому.
В случае если указанные противоречия оказываются для личности неразрешимыми, падает эффективность деятельности и удовлетворенность ею, снижается оценка собственных возможностей, осознается ошибочность сделанного выбора.
Исходя из вышесказанного можно сделать выбор, что вступлению в должность учителя безопасности жизнедеятельности должен предшествовать предварительный отбор на профессиональную пригодность к педагогической деятельности и специальная психолого-педагогическая подготовка. Многие перечисленные качества личности бывших военнослужащих, сформированные во время прохождения службы, становятся непреодолимым препятствием для педагогической деятельности.
Заключение
Оказание психологической
поддержки безработным
Приложение 1
Мамай С. Отношение безработных к профессиональному обучению.
Комплексное социологическое исследование
состояния и перспектив развития
профессионального обучения безработных
и незанятого населения Свердловской
области, проведенное научными сотрудниками
Российского учебного центра ФСЗ
РФ (при Уральском
Как известно, возможности профессионального
обучения безработных граждан
Отмечено, что во всех случаях безработные
женщины более склонны, чем мужчины,
к профессиональному обучению. Их
адаптивные способности к новым
условиям работы выше, а требования
к условиям оплаты ниже, чем у
мужчин. Большая готовность (и желание)
получить профессиональное образование
объясняется еще и тем, что
женщинам сложнее трудоустроиться,
так как при прочих равных возможностях
на вакантные рабочие места
Различное отношение к профессиональному обучению высказывают представители разных возрастных групп: чем моложе безработные, тем большую склонность к профобучению они проявляют. Как правило, вместе с жизненным опытом, ростом профессионального мастерства (чаще всего после 30 лет) люди становятся консервативными, предпочитая работать по уже избранной специальности. Готовность (желание) безработных обучаться практически не зависит от уровня их образования. Несколько меньшая склонность к профобучению (по сравнению с другими образовательными группами) наблюдается у лиц с образованием ниже среднего: отчасти потому, что это чаще всего люди старших возрастных групп, отчасти потому, что лица с образованием ниже среднего менее способны к обучению вообще.
В ходе исследования выяснилось также,
какую специальность хотят
Безработные женщины отдали предпочтение профессиям бухгалтера и продавца (торгового работника). И если в сельской местности хотят быть преимущественно бухгалтерами (почти каждая четвертая), то в городе—продавцами (почти каждая третья). Кроме того, около 10% женщин в качестве желательных назвали профессии швеи (портнихи), повара-кондитера, воспитателя детских дошкольных учреждений, медицинского работника. Профессию бухгалтера выбирали женщины преимущественно 23-49 лет, профессию продавца— 16-30 лет, профессии швеи (портнихи) и воспитателя — до 22 лет. Нужно заметить, что безработные граждане делают свой выбор на основе профессиональных статусных предпочтений соответствующих социальных групп, в силу традиции и имеющихся в городе (районе) учебных заведений, далеко не всегда сообразуясь с востребованностью профессии на рынке труда. Так, в обследованных районах отмечается переизбыток бухгалтеров широкого профиля, продавцов, воспитателей детских дошкольных учреждений, водителей категории “С”, и, несмотря на это, безработные выражают желание обучаться именно этим специальностям.
Одним из направлений профессиональной
подготовки является обучение основам
предпринимательской
«Человек и труд» 1997. —№5. —с. 93.
Гафнер В.В.
Профессиональная переориентация бывших военнослужащих
и проблема становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ
Проблема обеспеченности школ учителями безопасности жизнедеятельности по-прежнему остается острой. Практика преподавания предмета показывает, что необходимы не просто учителя, ведущие ОБЖ в качестве дополнительной нагрузки, а специалисты, понимающие задачи и специфику курса.
В соответствии требованиями к квалификации преподавателя - организатора ОБЖ к преподаванию допускаются специалисты, имеющие среднее (высшее) военное образование. Для решения проблемы комплектования образовательных учреждений квалифицированными специалистами имеет большое значение изучение процесса адаптации бывших военнослужащих в системе образования, так как на данный момент педагоги указанной группы составляют достаточно большой процент от общего количества учителей ОБЖ.
Рассматривая проблему становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ у специалиста имеющего военное образование следует подробно рассмотреть начальный этап этого процесса, потому что от успешности профессиональной переориентации на этой стадии будет зависеть вся его дальнейшая профессиональная карьера в системе образования.
Трудности
профессиональной переориентации обусловлены,
в первую очередь, историческими
корнями. Отношение советского человека
к профессиональной деятельности складывалось
в условиях организованного распределения
и направления на работу, полной
и гарантированной занятости. Люди
не привыкли менять занятия и почти
с молоком матери впитали, что
профессия выбирается раз и на
всю жизнь. Многие отечественные
исследователи представляли (и представляют
сейчас) профессиональный путь человека
с юности до пенсионного возраста
как равномерный и