Психологическая поддержка безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:29, курсовая работа

Описание

Государственная услуга по психологической и социальной поддержке безработных граждан направлена на повышение конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности безработных граждан к существующим условиям реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния, полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.26 Кб (Скачать документ)

Что касается отношения к обучению в рамках той или иной возрастной группы было выяснено, что чем моложе безработные, тем большую склонность к профобучению они проявляют. Как правило, вместе с жизненным опытом, ростом профессионального мастерства (чаще всего после 30 лет) люди становятся консервативными, предпочитая работать по уже избранной специальности.

Статья 2. Гафнер В.В. Профессиональная переориентация бывших военнослужащих и проблема становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ.

«Привлечение  к деятельности учителя всех желающих, даже добросовестно выполняющих  свои обязанности лиц, приводит к  размыванию, упрощению и выхолащиванию  понятия «профессионал» применительно  к учителю и отсутствию установки на профессионализм».

Е.В. Юрченко

Известно, что при  переходе в зрелом возрасте от одной деятельности к другой имеет  ряд особенностей:

- у взрослого  человека, подготовленного в своей  области специалиста, уже есть  сформировавшиеся в предыдущей  деятельности знания, опыт, определенные  личностные качества и профессиональные  деформации;

- снижение  с возрастом объективных возможностей  развития индивидуальных качеств,  формирования новых знаний и  навыков;

- возникают  сложнейшие переживания, стрессовые  и кризисные состояния;

- увеличивается  продолжительность овладения новой  профессией.

Бывшие военные имеют  право преподавать курс ОБЖ, но этот процесс переориентации специфичен, бывшие военнослужащие в данном случаи будут иметь ряд преимуществ  и недостатков.

К преимуществам  можно отнести следующее:

- полученная  в армии профессиональная подготовка;

- личностные  качества, сформированные в армии;

- физическая  выносливость;

- мобильность  и умение рационально использовать  время;

- требовательность  к себе;

- высокая  работоспособность;

- дисциплинированность  и исполнительность;

К недостаткам  относятся:

- недостаточное  знание гражданской жизни;

- привычка  к жесткой организации не только  профессиональной, но и повседневной  деятельности;

- возникает  наложение психологических, материальных  и бытовых проблем, происходит  радикальное обновление всех  сфер жизнедеятельности; 

- информационная  и методическая неподготовленность  к переориентации  на  педагогическую  деятельность;

- изменения  в системе взаимоотношений с  людьми в новых гражданских  условиях: не всегда хватает гибкости, мягкости, не выработан конструктивный  подход, проявляется прямота, жесткость  суждений.

На начальном  этапе становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ у  специалиста с военным образованием  могут возникнуть определенные трудности.

Первые 1-1,5 месяца происходит общее знакомство с деятельностью, адаптация.

Успех в  начале освоения профессии чаще всего  определяется уровнем развития общепрофессиональных качеств — интеллекта, ответственности, трудолюбия и т. д.

Позже, с  переходом к освоению конкретных профессиональных навыков и умений, на передний план выходят другие группы индивидуальных качеств,  определяющие успех именно в данной деятельности, то есть профессионально важные для  нее качества. На этом этапе могут  проявляться противоречия, связанные  с несовпадением оценок профессии  непосредственно в деятельности и образами ее, сформированными ранее  по рассказам других лиц, а также между пониманием необходимости освоения профессии и переживанием своей неспособности к этому.

В случае если указанные  противоречия оказываются для личности неразрешимыми, падает эффективность  деятельности и удовлетворенность  ею, снижается оценка собственных  возможностей, осознается ошибочность  сделанного выбора.

Исходя  из вышесказанного можно сделать  выбор, что вступлению в должность учителя безопасности жизнедеятельности должен предшествовать предварительный отбор на профессиональную пригодность к педагогической деятельности и специальная психолого-педагогическая подготовка. Многие перечисленные качества личности бывших военнослужащих, сформированные во время прохождения службы, становятся непреодолимым препятствием для педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Оказание психологической  поддержки безработным гражданам  помогает им преодолевать отрицательные  эмоции и стрессовые состояния, возникшие  в результате потери работы, содействует  повышению самооценки, переоцениванию жизненной ситуации.  Побуждает  такого человека к максимальной активности при освоении новых профессий  и стремлении восстановить занятость. Процесс реориентации безработных  является достаточно сложным и трудоемким. Основная задача реориентации заключается, прежде всего, в мотивировании безработного на освоение новой профессии, нежели обучение его новым навыкам и знаниям.  Работая в этом направлении психолог стремится оказать помощь в выработке оптимальной стратегии индивидуального поведения при трудоустройстве, развить способности к активной адаптации на рабочем месте, продиагностировать и в случаи необходимости скорректировать профессиональную мотивацию безработного.  Успешность протекания процесса реориентации безработного прежде всего зависит от его личностных особенностей, мотивированности и желания освоить новую профессию, а так же от его возраста, уже имеющихся навыков, образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Мамай С. Отношение безработных к профессиональному обучению.

Комплексное социологическое исследование состояния и перспектив развития профессионального обучения безработных  и незанятого населения Свердловской области, проведенное научными сотрудниками Российского учебного центра ФСЗ  РФ (при Уральском государственном  профессионально-педагогическом университете), включало и выяснение отношения  безработных к профобучению. Было опрошено 1100 состоящих на учете безработных  граждан трех районов области  и г. Ирбита, где расположено градообразующее  предприятие. В Режевском районе опрошено 396 человек (23% численности  безработных, состоящих на учете  в ЦЗН), в Талицком районе— 348 человек (26%), в Ирбитском районе и в  г. Ирбите —356 человек (15%). Сравнение  данных, полученных в трех типичных районах области, позволило оценить  ситуацию в целом.

Как известно, возможности профессионального  обучения безработных граждан определяются объемом средств, выделяемых на финансирование этого направления деятельности службы занятости. А сегодня их катастрофически  не хватает. Другой, весьма существенный, ограничитель—готовность (желание) самих  безработных пройти профессиональное обучение. Если такой готовности нет, то и обучение оказывается неэффективным. Собственно, поэтому одной из целей  исследования и было определение  отношения безработных к профобучению. Респондент имел возможность выбрать  один из двух вариантов: обрести новую  специальность, не отказываясь при  этом от возможности получить работу по уже имеющейся специальности, либо не требующую ее вовсе (“мягкий  выбор”), либо пройти профессиональное обучение, обусловленное невозможностью трудоустройства по прежней специальности (“жесткий выбор”). Как показали результаты опроса, число желающих пройти профессиональное обучение (“мягкий выбор”) колеблется по центрам занятости от 17 до 29%. Причем, прослеживается четкая зависимость—безработные в районе с преобладающим городским населением в большей степени склонны к профессиональному обучению. Это и понятно: в городе. По сравнению с сельской местностью, шире спектр профессиональных возможностей. Сказываются и относительно больший консерватизм сельских жителей, их меньшая мобильность. В условиях “жесткого выбора” пределы различий между ответами жителей трех районов сокращаются до минимума: 53-61%. В этом случае сказываются факторы, не зависящие от условий проживания, и, прежде всего— возраст безработных. Примерно каждый пятый безработный хотел бы пройти профобучение и обрести новую профессию вне зависимости от того, могут ли ему подыскать место работы или нет, считая, что таким образом шансы на получение подходящей работы увеличиваются. При этом различия в ответах между теми, кто уже имеет какую-то профессию, и теми, кто ее не имеет, очень небольшие (последних чуть больше). Парадоксально, что основная часть безработных, не имеющих профессии, не выражает желания пройти профобучение (бесплатно! ), предпочитая работу, не требующую специальности. Отношение к профессиональному обучению меняется, если безработный встает перед “жестким выбором”; в такой ситуации готовы обучаться более половины безработных граждан.

Отмечено, что во всех случаях безработные  женщины более склонны, чем мужчины, к профессиональному обучению. Их адаптивные способности к новым  условиям работы выше, а требования к условиям оплаты ниже, чем у  мужчин. Большая готовность (и желание) получить профессиональное образование  объясняется еще и тем, что  женщинам сложнее трудоустроиться, так как при прочих равных возможностях на вакантные рабочие места принимают, как правило, мужчин.

Различное отношение к профессиональному  обучению высказывают представители  разных возрастных групп: чем моложе безработные, тем большую склонность к профобучению они проявляют. Как правило, вместе с жизненным опытом, ростом профессионального мастерства (чаще всего после 30 лет) люди становятся консервативными, предпочитая работать по уже избранной специальности. Готовность (желание) безработных обучаться практически не зависит от уровня их образования. Несколько меньшая склонность к профобучению (по сравнению с другими образовательными группами) наблюдается у лиц с образованием ниже среднего: отчасти потому, что это чаще всего люди старших возрастных групп, отчасти потому, что лица с образованием ниже среднего менее способны к обучению вообще.

В ходе исследования выяснилось также, какую специальность хотят получить безработные граждане, изъявившие желание  пройти профобучение. Среди мужчин во всех трех районах наибольшей популярностью  пользовалась профессия водителя, в  Ирбитском и Талицком районах  эту профессию предпочел почти  каждый второй безработный (43-46%). Во всех районах у мужчин оказались популярными  профессии сварщика и бухгалтера. В Ирбитском и Талицком районах, в качестве желаемых назывались профессии  тракториста и строителя (около 10% опрошенных). Профессию водителя выбирали преимущественно молодые люди до 22 лет, профессию сварщика—лица  в возрасте 30-49 лет. По другим профессиям таких заметных корреляций не было выявлено.

Безработные женщины отдали предпочтение профессиям бухгалтера и продавца (торгового  работника). И если в сельской местности  хотят быть преимущественно бухгалтерами (почти каждая четвертая), то в городе—продавцами (почти каждая третья). Кроме того, около 10% женщин в качестве желательных  назвали профессии швеи (портнихи), повара-кондитера, воспитателя детских  дошкольных учреждений, медицинского работника. Профессию бухгалтера выбирали женщины преимущественно 23-49 лет, профессию  продавца— 16-30 лет, профессии швеи (портнихи) и воспитателя — до 22 лет. Нужно  заметить, что безработные граждане делают свой выбор на основе профессиональных статусных предпочтений соответствующих социальных групп, в силу традиции и имеющихся в городе (районе) учебных заведений, далеко не всегда сообразуясь с востребованностью профессии на рынке труда. Так, в обследованных районах отмечается переизбыток бухгалтеров широкого профиля, продавцов, воспитателей детских дошкольных учреждений, водителей категории “С”, и, несмотря на это, безработные выражают желание обучаться именно этим специальностям.

Одним из направлений профессиональной подготовки является обучение основам  предпринимательской деятельности. По данным этого исследования, от 16 до 19% безработных, пожелавших пройти профобучение, хотели бы получить знания, необходимые  для открытия своего дела. Больше всего  желающих стать предпринимателями—в  возрастной группе от 30 до 49 лет, причем мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

«Человек и труд»  1997. —№5. —с. 93.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гафнер  В.В.

Профессиональная  переориентация бывших военнослужащих

и проблема становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ

 

Проблема  обеспеченности школ учителями безопасности жизнедеятельности по-прежнему остается острой. Практика преподавания предмета показывает, что необходимы не просто учителя, ведущие ОБЖ в качестве дополнительной нагрузки, а специалисты, понимающие задачи и специфику курса.

В соответствии требованиями к квалификации преподавателя - организатора ОБЖ к преподаванию допускаются  специалисты, имеющие среднее (высшее) военное образование. Для решения  проблемы комплектования образовательных  учреждений квалифицированными специалистами  имеет большое значение изучение процесса адаптации бывших военнослужащих в системе образования, так как  на данный момент педагоги указанной  группы составляют достаточно большой  процент от общего количества учителей ОБЖ.

Рассматривая  проблему становления профессиональной компетентности учителя ОБЖ у  специалиста имеющего военное образование  следует подробно рассмотреть начальный  этап этого процесса, потому что  от успешности профессиональной переориентации на этой стадии будет зависеть вся  его дальнейшая профессиональная карьера  в системе образования.

Трудности профессиональной переориентации обусловлены, в первую очередь, историческими  корнями. Отношение советского человека к профессиональной деятельности складывалось в условиях организованного распределения  и направления на работу, полной и гарантированной занятости. Люди не привыкли менять занятия и почти  с молоком матери впитали, что  профессия выбирается раз и на всю жизнь. Многие отечественные  исследователи представляли (и представляют  сейчас) профессиональный путь человека с юности до пенсионного возраста как равномерный и последовательный в рамках изначально выбранной деятельности с обязательно гарантированным  рабочим местом. Профессиональная же карьера в целом виделась логичной и последовательной, где каждый очередной  этап закономерно вытекает из предыдущего, а основные трудности и противоречия связаны только с выбором «своей»  профессии в юности, а затем  с переходами от общеобразовательной  школы к ПТУ, техникуму, ВУЗу, а  от них — к производству. В  дальнейшем на этом пути предполагались лишь частичные изменения (повышение  квалификации), но опять же в пределах своей сферы деятельности.

Информация о работе Психологическая поддержка безработных