Психологическая сущность игры дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Работа состоит из  1 файл

Введени1.docx

— 49.26 Кб (Скачать документ)

      На  третьем году жизни начинает развиваться  воображение, в играх появляется несложный сюжет. 

1.3.     Влияние игры на психическое  и личностное развитие ребенка

      Влияние игры на развитие личности ребенка  заключается в том, что через  нее он знакомится с поведением и  взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для  его собственного поведения, и в  ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для  установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя  его подчиняться правилам, соответствующим  взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции  поведения.

 Игра  как ведущий вид деятельности  ребенка дошкольного возраста  оказывает воздействие на развитие. Начинает формироваться произвольность  психических процессов. Прежде всего, развивается произвольное восприятие, внимание и память. Потребность в общении со сверстником вынуждает ребенка точно выполнять правила игры, а это требует специальных усилий и целенаправленности. Развитие мышления - осуществляется переход от мысли в действии к мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок учится мыслить о реальном предмете. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и "примерять" на себя различные роли,  образы и действия.  Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых, приобретая, таким образом, навыки общения и способы волевой регуляции своего поведения.  В игре развивается знаковая функция речи (предмет - знак - его наименование). Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями. В игре эта возможность открывается потому, что ребенок находится в двойной позиции - исполняющего роль и контролирующего качество (правильность) ее исполнения.

 В  игре же продолжают развиваться  продуктивные виды деятельности, появляются элементы учебной  трудовой деятельности.

 Игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка  [п.16].

Глава 3.  Психологическая сущность игры дошкольника

3.1. Характеристика игровой деятельности ребенка

      В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок большую  часть времени проводит в развлекающих его играх, - игра вызывает качественные изменения ребенка. Собственно игровое  действие будет происходить тогда, когда ребенок под одним действием  подразумевает другой. Игровое действие носит знакомый (символический) характер. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формулирующаяся знаковая функция  сознания ребенка. Ее проявление в игре имеет свои особенности: игровые  заместители предметов могут  иметь значительно меньшее сходство с самими предметами, чем, например, рисунок с изображаемой действительностью. Однако игровые заместители должны давать возможность действовать  с ними так, как с замещаемым предметом.  Поэтому, давая свое название избранному предмету – заместителю и приписывая ему определенные свойства, ребенок  учитывает и некоторые особенности  самого предмета – заместителя. При  выборе предметов – заместителей дошкольник исходит из реальных отношений  предметов. Он с готовностью соглашается, что полспички будет мишуткой, целая спичка  мишкой – мамой, коробок – постелькой для мишутки. Но он ни за что не примет такого варианта, где мишуткой будет коробок, а постелью – спичка.  «Так не бывает», - обычная реакция ребенка.

3.2. Классификация игр

      В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.

      Полноценного  развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует  эту деятельность, отрабатывая все  ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой  игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.

3.2.1.Сюжетно – ролевые игры дошкольников

      В первом полугодии учебного года воспитатель  интенсивно формирует у детей  игровые умения и главным образом  ролевое поведение. Он включает ребят  в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа.

      В младших группах у детей уже  сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к  определенному персонажу (роли).

      Перед  педагогом стоит задача – стимулировать  творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание  игры с включением в нее различных  ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных  и реальных персонажей. Например, воспитатель  детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач.

      Включение в общий сюжет таких ролей  активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать  новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным  совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При  этом воспитатель учитывает игровые  интересы детей, которые в обычных  совместных играх часто не могут  реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как  можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые  вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих  лиц, так как это является показателем  свободного владения игровыми способами  деятельности и творческой активности ребенка.

      Создание  обстановки для сюжетно-ролевой  игры или конструирование недостающих  предметов в ходе уже развернувшегося  сюжета помогает четче обозначить игровую  ситуацию интереснее осуществить игровые  действия, точнее согласовать замысел  игры между ее участниками. Обычно для  этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так  как не все дети сразу могут  воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это  относится к групповым  играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.

3.2.2.      Театрализованные игры

      Театрализованные  игры – разыгрывание в особах определенного  литературного произведения и отображение  с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованные игры в отличие  от сюжетно-ролевых предлагают наличие  зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей  формируется умение с помощью  изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст. Эта сложная  деятельность требует обязательного  участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.

3.2.3. Творческие игры

      Творческие  игры – игры, в которых проявляются  образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего. Переживания в игре влияют на ее характер [п. 14].

3.2.3. Дидактические игры

      В средней  группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как  на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и  определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью  дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них  воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются  познавательные способности. 

4.2.5. Музыкально – дидактические

      Музыкально-дидактические  игры  осваиваются  детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время  музыкальных  занятий. Педагог знакомит детей  с правилами игры, ставит перед  ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором  проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди  своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических  игр, позволяют им более успешно  выполнять задания, связанные с  различными видами музыкальной деятельности.

3.3. Игрушка и ее значение в игровом процессе

      В дошкольном возрасте игра – ведущий  вид деятельности детей. Ребенок  проводит в игре много времени. Она  вызывает существенные изменеия в ег психике.

      Дети  очень любят, когда взрослые (родители, родственники) играют вместе с ними. Имеется в виду в первую очередь  очень подвижные шумные игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах, приподнимание, подкидывание, карабканье на закорки, мнимая борьба на диване (с поддавками) приносят ребенку много радости, веселого возбуждения и физической тренированности.

      Игра  для ребенка – очень серьезное  занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим  трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.

      Необходимо  позаботиться об игрушках, чтобы ребенку  можно было организовать игру. Для  детей в первую очередь нужны  куклы, изображающие взрослых людей  разных профессий, или персонажей из известных сказок. Для игры с куклой необходима подходящая по размеру мебель, посуда. Мягкие игрушки, изображающие животных. Машины и разнообразный  транспорт. Механические заводные игрушки  развивают интерес к технике.

      Очень полезны разнообразные строительные наборы и конструкторы. Они открывают  простор для ребячьей фантазии. Для  детей старшего дошкольного возраста подходят наборы из большого количества  деталей, которые соединяются между собой различными способами. Пользование таким набором дает ребенку навык завинчивания гаек, действий ключом.

      Самые интересные игрушки у детей –  самоделки. Особенно ценны они тогда, когда ребята сами вместе со взрослым, под его командой включаются в процесс изготовления самодельных игрушек. Это развивает их самостоятельность, воспитывает желание трудиться.

      Для детей всех возрастов необходимы игрушки, способствующие развитию движений.

      К ценным игрушкам для детей следует  отнести те, которые развивают  у них смекалку, изобретательность, ловкость, пробуждают творческие возможности.

      Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Желательно научить его  делиться игрушками при игре со сверстниками, дарить игрушки, которые смастерил  сам другим детям. Пусть ребенок  почувствует радость того, что  доставил удовольствие другому.  

      Оказывая  детям помощь в организации игры нельзя подавлять их инициативу, навязывать свои идеи. Необходимо разумно сочетать контроль с предоставлением свободы  и самостоятельности. Игра – прекрасное средство воспитания.

      Народная  дидактическая игрушка – игрушка, в которой отображена народная мудрость, веселая выдумка, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем  чему-то научить. Народные дидактические  игрушки, как и все русское  народное искусство, составляют национальное достояние народа – дар народа малым детям.

      Особенно  важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической  игрушки ясно и отчетливо выведен  познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает  забавы, игры.

      А. С. Макаренко о том, что "игра без  усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра".

      В играх предусмотрена их повторность, обеспечивающая упражнения для закрепления  представлений, умений ребенка и  отвечающая стремлению ребенка трех – четырех лет к процессуальности, к манипулированию с игрушкой.

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника