Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:07, курсовая работа
Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.
В
играх использован принцип
Внеся в группу дидактической игрушки, сделав их доступными для детей, нужно разрешить задачу, поддержать интерес к игрушке и вместе с тем переключить его от импульсивного влечения к захвату игрушки, перевести к игре с нею; детскую активность, как необычайно ценное и значимое качество, подчинить разумной деятельности направленной на выполнение какой-то небольшой, но требующей некоторого усилия и вместе с тем доступной задачи.
Используя
игру, как средство умственного воспитания,
в единстве с ним, воспитатель
формирует взаимоотношение
Глава
4. Опытно- экспериментальная работа
по эффективности использования игры
как способ всестороннего развития детей
4.1. Диагностика творческих способностей у дошкольников
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
- создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
- выявить особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста.
- Выяснить условия используемые педагогом в работе по развитию творчества
- Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная работа.
С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет [п 1].
Для оценки игровых проявлений детей выделяются критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:
- оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
- быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
- гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;
- вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Для аналитической
обработки результатов выделяют три
уровня развития творческих способностей
у дошкольника в игре:
III уровень
– низкий. Ребенок не может
предложить новый замысел,
Использует
известный вариант.
II уровень
– средний. Ребенок предлагает
замысел из известной сказки,
мультфильма, не всегда готов
принять новый замысел.
I уровень
– высокий. Ребенок может
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все качества, свойства личности формируются в активной деятельности тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в труде и повседневной жизнедеятельности людей.
Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.
Развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий. Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.
Развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия:
- создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;
- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
- специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре;
- нашло
подтверждение в ходе экспериментально
– опытной части проведенного исследования.
Список
литературы
Богоявленская
Д. Б. О предмете исследования творческих
способностей // Психол. Журнал.- 1999. - т.16.
- №5. - С.49-58.
Болотина
Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная
педагогика. - М.: Академия, 1998.
Ветлугина
Н. А. О теории и практике художественного
творчества детей.// Дошкольное воспитание.
– 2005. - №5.
Воспитателю
о детской игре: Пособие для
воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А.
Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил.
Выготский
Л. С. Воображение и творчество в детском
возрасте. Изд. 2-е, М.,2001.
Выготский
Л. С. Избранные психологические исследования.
– М., 1998.
Выготский
Л. С. Обучение и развитие в дошкольном
возрасте. - М., 1998. - С.432-433.
Дьяченко
О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое
развитие дошкольников. - М., 2001.
Жуковская
Р. И. Воспитание ребенка в игре. -
М.,2003.
Жуковская
Р. И. Развитие интересов детей в
творческих играх // Дошкольное воспитание.
– 2001. - №10.
Запорожец
А. В. Избранные психологические
труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие
ребенка. - М.: Педагогика, 1996. - 320 с., ил.
Запорожец
А. В. Некоторые психологические
проблемы детской игры.// Дошкольное
воспитание. – 1995. - №10.
Иванова
Н. И. Воображение и творчество детей.
// Дошкольное воспитание. – 2005. - №10.
Казакова
Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество
(конспекты занятий рисованием, лепкой,
аппликацией). Пособие для воспитателей
детского сада. – М.: Просвещение, 2003.-192с.,
ил.
Косенко
Н. Т. Формирование творческой активности
в игре.// Дошк. восп.- 1999. - №12.
Крупская
Н. К. Пед. соч. – М., 1989. - т. 6. - С.54-55.
Кудрявцев
В., Синельников В. Ребенок – дошкольник:
к диагностике творческих способностей
// Дошк. воспитание. – 1995. - №9.
Леонтьев
А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е.
- М., 2002.
Леонтьев
А. Н. Психологические основы дошкольной
игры.// Психологическая наука и
образование. - М., 1996. - №3.
Люблинская
А. А. Детская психология. Учебное пособие
для студентов педагогических институтов.
- М.: Просвещение, 2001.
Люблинская
А. А. Очерки психологического развития
ребенка. 2-е изд.-М.,2005. - С. 234-235.
Макаренко
А. С. Игра. соч. - М., 1987. - т.IV. - С. 376.
Михайленко
Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых
с детьми в игре.// Дошкольное воспитание.
– 2003. - №4. - С.18-23.
Никитин
Б. П. Ступеньки творчества или развивающие
игры. - М., 1998.
Одаренные
дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской
и Слуцкого. - М., 1999.
Основы
психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева.
– Ростов на Дону, 1999.
Панов
В. И. Некоторые теоретические и
практические проблемы одаренности.//
Прикладная психология. – 1998. - №3. - С.33-48.
Педагогический
словарь в 2-х томах. Том первый.
- М.,2006.
Поздняков
Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь
игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное
воспитание. - 2004. - №12.
Пономарев
Я. А. Психология творчества и педагогика.
- М.: Педагогика, 1998.
Проблемы
дошкольной игры: психолого-педагогический
аспект. /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я.
Михайленко. - М., 2005.
Психология
и педагогика игры дошкольника. /Под
ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1996.
Психологический
словарь,/Под ред. В. В. Давыдова, А. В.
Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн.
–исслед. Ин-т общей и педагогической
психологии. – М.: Педагогика, 1993. – 448 с.,
ил.
Пчелкина
В. Книга – источник детского творчества.
//Дошк. восп. – 2001. - №6.
Рубинштейн
С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е.
– М, 1999.
Руководство
играми детей в дошкольных учреждениях:
(из опыта работы) /Сост. Е. Н. Тверитина,
Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой.
–М.: Просвещение, 2004. – 112 с.
Савенков
Л. И. Детская одаренность в
Сухомлинский
В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1999. - Т. I. - С.104.
Урунтаева
Г. А. Диагностика психологических особенностей
дошкольника: Практикум. – М., 1999.
Усова
А. П. К вопросу о характеристике
творческих игр детей и правилах
руководства ими //Ученые записки
ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1997. - Т. 56.
Флерина
Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника.
– М.,2001. - С.140.
Хазратова
Н. В. Проблема измерения креативности
детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность
и способности. - М. 2004. - С.93-114, Приложения
(с.114-117).
Художественное
творчество и ребенок./Под. ред. Н. А.
Ветлугиной.-М.,1992.
Чернов
А. В. Роль творческой игры в развитии
моральных отношений у детей.
– Ростов на Дону, 2002.
Эльконин
Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка
– дошкольника // Труды всероссийской
конференции по дошкольному воспитанию.
- М., 1999.
Эльконин
Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии
детей. // Дошкольное воспитание. – 1996.
- №5.
Эльконин
Д. Б. Основные вопросы теории детской
игры./ В сб.: психология и педагогика игры
дошкольника. – М.,1996.
Эльконин
Д. Б. Психологические вопросы дошкольной
игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста. - М., 1999.
Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1998.
Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника