Психологическая сущность игры дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности.

Работа состоит из  1 файл

Введени1.docx

— 49.26 Кб (Скачать документ)

      В играх использован принцип самоконтроля.

      Внеся в группу дидактической игрушки, сделав их доступными для детей, нужно  разрешить задачу, поддержать интерес  к игрушке и вместе с тем  переключить его от импульсивного  влечения к захвату игрушки, перевести  к игре с нею; детскую активность, как необычайно ценное и значимое качество, подчинить разумной деятельности направленной на выполнение какой-то небольшой, но требующей некоторого усилия и  вместе с тем доступной задачи.

      Используя игру, как средство умственного воспитания, в единстве с ним, воспитатель  формирует взаимоотношение детей  к игре. Одним из крупнейших отечественных  педагогов В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он -  засушенный цветок" [п16].

Глава 4.  Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как способ всестороннего развития детей 

4.1. Диагностика творческих способностей у дошкольников

Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются  следующие условия:

- создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;

-  гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

- специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре.

      Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной  работы:

- выявить особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста.

- Выяснить условия используемые педагогом в работе по развитию творчества

- Провести сравнительный анализ результатов исследования.

Опытно-экспериментальная  работа.

      С этой целью мы использовали игровые  умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет [п 1].

      Для оценки игровых проявлений детей выделяются критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:

- оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;

- быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

- гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

- вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.  

Для аналитической  обработки результатов выделяют три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре: 

III уровень  – низкий. Ребенок не может  предложить новый замысел, хочет  играть по известному замыслу.  Имеет затруднения при принятии  игровой задачи (трудность при  адаптации к новой игровой  задаче). 

Использует  известный вариант. 

II уровень  – средний. Ребенок предлагает  замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов  принять новый замысел. Затрудняется  в предложении нового использования  предметов. 

I уровень  – высокий. Ребенок может предложить  различные новые замыслы, может  быстро адаптироваться к игровой  задаче, новому замыслу. Может  предложить не один вариант  сюжета, способен предложить  новое  использование для известных  предметов и объектов. 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Все  качества, свойства личности формируются  в активной деятельности тех ее различных  видах, которые составляют жизнь  личности, ее общественное бытие.

      Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира, путем активного соучастия в  труде и повседневной жизнедеятельности  людей.

      Игровая деятельность ребенка всегда есть обобщенной, потому что мотивом есть не отражение какого-то конкретного явления, а совершение самого действия, как личного отношения.

      Развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного  педагогического руководства, которое заключается в установлении влиятельных способов  руководства этим процессом. Под руководством мы понимаем процесс, в котором используются такие методы и приемы, которые бы содействовали лучшему развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое руководство процессом развития творческих способностей детей мы осуществляли с помощью творческих упражнений и заданий.  Практическая ценность работы лежит в выполнении уровня развития способностей детей и проверке эффективного применения творческих упражнений, и задач на практике.

Развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если соблюдать следующие условия:

- создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;

- гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

- специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре;

- нашло подтверждение в ходе экспериментально – опытной части проведенного исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

Богоявленская Д. Б. О предмете исследования творческих способностей // Психол. Журнал.- 1999. - т.16. - №5. - С.49-58. 

Болотина  Л. Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1998. 

Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного  творчества детей.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №5. 

Воспитателю о детской игре: Пособие для  воспитателя дет.сада / Под ред.Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 2002. - 128 с., ил. 

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,2001. 

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1998. 

Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. - М., 1998. - С.432-433. 

Дьяченко  О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое  развитие дошкольников. - М., 2001. 

Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,2003. 

Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в  творческих играх // Дошкольное воспитание. – 2001. - №10. 

Запорожец А. В. Избранные психологические  труды: В 2-х т. т.I. Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1996. - 320 с., ил. 

Запорожец А. В. Некоторые психологические  проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. – 1995. - №10. 

Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №10. 

Казакова  Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003.-192с., ил. 

Косенко Н. Т. Формирование творческой активности в игре.// Дошк. восп.- 1999. - №12. 

Крупская  Н. К. Пед. соч. – М., 1989. - т. 6. - С.54-55. 

Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок – дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошк. воспитание. – 1995. - №9. 

Леонтьев  А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 2002. 

Леонтьев  А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и  образование. - М., 1996. - №3. 

Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2001. 

Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд.-М.,2005. - С. 234-235. 

Макаренко А. С. Игра. соч. - М., 1987. - т.IV. - С. 376. 

Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре.// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С.18-23. 

Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие  игры. - М., 1998. 

Одаренные дети: пер. с англ./общ. ред. Бурменской и Слуцкого. - М., 1999. 

Основы  психодиагностики./Под. ред. А. Г. Шмелева. – Ростов на Дону, 1999. 

Панов В. И. Некоторые теоретические и  практические проблемы одаренности.// Прикладная психология. – 1998. - №3. - С.33-48. 

Педагогический  словарь в 2-х томах. Том первый. - М.,2006. 

Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание. - 2004. - №12. 

Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1998. 

Проблемы  дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. /Под ред. Н. Н. Подьякова, Н. Я. Михайленко. - М., 2005. 

Психология  и педагогика игры дошкольника. /Под  ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. - М., 1996. 

Психологический словарь,/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научн. –исслед. Ин-т общей и педагогической психологии. – М.: Педагогика, 1993. – 448 с., ил. 

Пчелкина  В. Книга – источник детского творчества. //Дошк. восп. – 2001. - №6. 

Рубинштейн  С. Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. – М, 1999. 

Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы) /Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; Под ред. М. А. Васильевой. –М.: Просвещение, 2004. – 112 с. 

Савенков  Л. И. Детская одаренность в познавательной сфере.//Дошк. восп. - 1998. - №5-6.  

Сухомлинский  В. А. Избр. Пед. соч. – М., 1999. - Т. I. - С.104. 

Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. – М., 1999. 

Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими //Ученые записки  ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1997. - Т. 56. 

Флерина Е. А, Эстетическое воспитание дошкольника. – М.,2001. - С.140. 

Хазратова Н. В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста. //Индивидуальность и способности. - М. 2004. - С.93-114, Приложения (с.114-117). 

Художественное  творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной.-М.,1992. 

Чернов  А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. – Ростов на Дону, 2002. 

Эльконин Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника // Труды всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. - М., 1999. 

Эльконин Д. Б. Игра, ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1996. - №5. 

Эльконин Д. Б. Основные вопросы теории детской игры./ В сб.: психология и педагогика игры дошкольника. – М.,1996. 

Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры./ В сб. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - М., 1999. 

Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1998.

Информация о работе Психологическая сущность игры дошкольника