Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 17:39, курсовая работа
Проблема лечения алкогольнозависимых личностей в настоящее время стоит как никогда остро. С одной стороны, бюджетные средства, отпускаемые на разрешение этой проблемы, уменьшаются. С другой стороны, имеет место малая эффективность лечения, несмотря на его дороговизну и большое количество жалоб со стороны больных и их родственников. Одной из причин вышесказанного является то, что врачам удаётся создавать лишь недолговременные ремиссии заболевания и снимать физическую зависимость от алкоголя, а уменьшить и ликвидировать психологическую зависимость практически не удаётся.
Введение
1. Личностная сфера больных алкоголизмом
1.1. Понятие, сущность, клинические стадии алкоголизма
1.2. Психоаналитические теории алкоголизации
1.3. Типы личности больных алкоголизмом
1.4. Алкогольная деградация личности
2. Психологическая защита больных алкоголизмом
2.1. Отношение к болезни при алкоголизме
2.2. Механизмы психологической защиты
2.3. Алкогольная анозогнозия
Заключение
Список литературы
6) Взаимоотношение с окружающими (семья, близкие, друзья, противоположный пол).
7) Степень осведомленности
Анкета состоит из 43 вопросов (Приложение). Опрос проводился анонимно. В проведенном исследовании приняли участие 50 человек. Из них 27 человек - мужчины в возрасте от 19 до 59 лет и 23 человека - женщины в возрасте от 18 до 56 лет. Люди, принявшие участие в исследовании, с разным уровнем образования, с разной профессиональной квалификацией.
Результаты опроса показали следующее: негативное отношение к алкоголю высказали 38% опрошенных, из них 26% определили алкоголь как яд, отравляющий организм человека и 12% - как слабость для ненормальных людей. Средством для расслабления и отдыха алкоголь считают 38% опрошенных и 24% видят в нем прежде всего получение удовольствия.
Отношение опрашиваемых к алкоголизму показало, что большинство респондентов рассматривают алкоголизм как болезнь - 49%. Как к дурной, вредной привычке относятся к алкоголизму 32% респондентов, 16% определили алкоголизм как «увлечение спиртными напитками», и лишь 3% опрошенных считают алкоголизм обычной привычкой, не хуже остальных.
Отрицательное отношение к людям, страдающим алкогольной зависимостью высказали 34% опрашиваемых, в том числе считая их людьми пропащими, без стимула в жизни (25%) и опасными для окружающих (9%). Согласных с утверждением, что человек, страдающий алкогольной зависимостью это больной человек, нуждающийся в лечении, оказалось 42% от общего числа респондентов. 24% опрашиваемых считают алкоголика человеком, настроение и самочувствие которого зависит от принятия алкоголя. Как людей безответственных, легкомысленных охарактеризовали их 35% опрошенных, раздражительных, неуравновешенных - 21%, заторможенных, замкнутых - 34%. и только 10% опрошенных считают алкоголиков людьми веселыми и общительными.
85% респондентов coгласны с тем, что алкоголь оказывает пагубное влияние на организм, отрицают это 13% и не знают о влиянии алкоголя на организм человека всего 2% опрошенных.
71% опрошенных считают, что
Из общего числа респондентов 38% согласны с тем, что алкоголь отрицательно влияет на умственные способности человека, а 44% считают, что принятие алкоголя снижает производительность труда. 33% опрошенных отрицают влияние алкоголя на умственные способности человека, 26% считают, что факт принятия алкоголя снижает производительность труда лишь в незначительной степени, а 21% опрошенных вообще отрицают его влияние в этой сфере.
Самой уязвимой категорией, подверженной алкоголизму, опрошенные считают подростков ( 47% респондентов ). 28% респондентов считают самой уязвимой категорией женщин, и 25% - мужчин.
Между тем, только 3% из общего числа опрошенных вообще не употребляли спиртные напитки. 24% респондентов считают алкоголь обязательным атрибутом любого праздника, 50% считают его необязательным, но иногда возможным, и 26% опрошенных не видят в нем особой необходимости.
Предпочтение крепким спиртным напиткам (водка, коньяк) отдают 20% респондентов, более слабым напиткам (вино, пиво) - 30% и в одинаковой мере и тем и другим категориям напитков - 50% опрошенных.
На вопрос «как часто на Ваш взгляд человек может употреблять алкогольные напитки?» 39% опрошенных ответили, что 1-2 раза в месяц, по праздникам, 30% считают, что употреблять алкоголь можно 1 раз в неделю, по выходным, 23% считают употребление алкоголя возможным 2 раз в полгода, 7% респондентов считают, что употреблять алкоголь возможно хоть каждый день, по желанию, и лишь 1% oпрошенных считают, что употребление алкоголя вообще недопустимо.
Впервые интерес к алкоголю появился из желания испытать новые ощущения у 42% опрошенных, чтобы не быть «белой вороной» в компании, впервые употребили алкоголь 40% респондентов, попробовали алкоголь по примеру друзей, родственников старшего возраста 18% респондентов.
В детстве (в возрасте до 14 лет) попробовали алкоголь 8% респондентов, в юном возрасте (от 15 до 18 лет) попробовали спиртное 44% опрошенных, 35% опрошенных впервые употребили алкоголь в возрасте от 18 до 21 года и только 13% попробовали алкоголь после 21 года.
Человек употребляет спиртные напитки, чтобы быть как все, быть «своим» в компании ровесников - так считают 65% опрошенных, от скуки, безделья - 16%, хочется казаться взрослым - 11 %, хочется выделиться в компании - 8%.
Постепенно, все чаще люди начинают
употреблять алкогольные
Причиной употребления спиртных напитков 33% опрошенных считают влияние окружающей среды (для свободного общения), немаловажным здесь является и то, что люди связывают принятие спиртного с получением удовольствия - 25% (что возможно ассоциируется с различными праздниками, юбилеями и т.д.). Сюда можно добавить опять же влияние различных стрессовых ситуаций - 24% и неумение организовать свой досуг ( от скуки, безделья) - 18%.
Факторами, способствующими возникновению алкоголизма считают: отсутствие силы воли, слабохарактерность - 46% , влияние ближайшего окружения - 32%, наследственный фактор - 22%.
Большое значение развитию алкоголизма приписывается неумению организовать свой досуг или отсутствию такой возможности - 57% (нечем заняться в свободное время). Очень значительными в этом вопросе являются экономическая и политическая нестабильность, так считают 31 % опрошенных. Влиянию старшего поколения в формировании алкогольной зависимости отдали свои голоса 12%.
С тем, что доступность спиртных напитков влияет на общую алкоголизацию страны согласны 35% респондентов, 51% считает, что все зависит от самого человека и доступность алкоголя не играет определяющего значения.
В вопросах провождения свободного времени и организации досуга, которым отдают большое значение в причинах распространения алкоголизма, процентное соотношение распределилось следующим образом. На вопрос «хватает ли Вам свободного времени?» 56% ответили «не всегда», 32% ответили «да, вполне» и 12% тех, у кого «абсолютно нет свободного времени». 45% опрошенных предпочитают проводить свободное время дома, в окружении близких, 29% - в одиночестве, 16% - вне дома, 10% - в шумной компании. При этом предпочтение отдается следующим занятиям: чтению, просмотру телевизионных передач - 47%, просто отдыху -24%, хождению в гости -15%, занятиям спортом, хобби -14%.
Из всего количества опрошенных за последние полгода посещали кафе, бары, рестораны 21 %, 16% - ходили в театр, музеи, кинотеатры, 7% - побывали на дискотеках, различных шоу-программах и 56% ничего не посещали.
Из общего количества опрошенных живут со своей семьей (жена или муж, дети) - 72%, одна (один) с ребенком - 12%, одиноко проживающих - 9%, живущих с родителями-7%.
Отношения в своей семье характеризуют как дружеские, теплые - 26% респондентов, скорее натянутые - 6%, часто ссорятся - 10%, довольно разнообразные ( «иногда все хорошо, иногда мы ругаемся» ) - 58% .
По мнению опрошенных отношения
с противоположным полом
Свое материальное положение как высокое охарактеризовали 4% респондентов, как достаточно обеспеченное - 52%, 32% опрошенным денег хватает только на самое необходимое и денег абсолютно не хватает, приходится занимать в долг 12% респондентов.
Среди близких родственников
Считают, что можно помочь человеку, страдающему алкоголизмом 42%, наверно, нет - 34% нет, практически не возможно помочь - 19% и не знают - 5% опрошенных.
Знают, где это можно сделать - 58%, имеют очень слабое представление об этом - 23% и абсолютно не знают, где могут оказать помощь больному алкоголизмом - 19% опрошенных.
Хорошо организованной наркологическую службу нашего города считают 14 %, таковой ее не считают 48%, не имеют об этом никакого представления - 38%.
На вопрос «можете ли Вы назвать
какие-либо акции по борьбе и профилактике
алкоголизма, проводимые в Башкирии
в последнее время?»
Мероприятиями, необходимыми для снижения уровня алкоголизма в нашей стране респонденты считают следующие: усиление наркологической службы, принудительное лечение бoльных алкоголизмом, организацию досуга, особенно подрастающему поколению, более широкую пропаганду здорового образа жизни и введение «сухого закона» - 41%, остальные 59% опрошенных не смогли назвать мероприятия, значимые в этой сфере. Сторонниками «сухого закона» оказались 28% респондентов, а 54% опрошенных считают, что введение «сухого закона» проблемы алкоголизма не решит.
Учитывая изложенное выше, мы приходим к следующему выводу. В целом у опрошенных отношение к алкоголю двоякое: с одной стороны, люди определяют его как яд, отравляющий организм и слабость для ненормальных людей, а с другой стороны опрошенные считают алкоголь необходимым средством для расслабления, отдыха и получения удовольствия.
При этом половина опрошенных понимает , что алкоголизм это прежде всего болезнь и больные алкоголизмом нуждаются в лечении.
Также большинство опрошенных высказали отрицательное отношение, как к алкоголизму, так и больным, страдающим этим заболеванием.
Уровень осведомленности граждан о влиянии алкоголя на физическое, умственное и психическое здоровье, на развитие будущего поколения достаточно высок, так как большая часть опрошенных согласна с пагубным влиянием алкоголя на здоровье и будущее потомство.
Намного хуже обстоят дела со знаниями о влиянии алкоголя в сфере обучения и производственного труда. Более половины принявших участие в опросе не знают о том, что факт принятия алкоголя значительно снижает сложные мыслительные процессы, и отрицают пагубное влияние алкоголя на производительность труда в последующем.
Между тем, степень алкоголизации среди опрашиваемых достаточно высока. Лишь 3% из общего числа респондентов вообще не употребляют спиртные напитки, а более 80% связывают проведение праздников (в том числе и встреч с друзьями) с распитием спиртных напитков.
Из ответов опрашиваемых можно сделать следующие выводы о влиянии различных факторов на причину употребления алкоголя и развитие алкоголизма в целом. Анализ причин возникновения алкоголизма показал, что на первом месте стоят социальные причины. К ним относятся:
1) Употребление спиртных
2) Влияние ближайшего окружения
(алкоголизирующие семьи,
3) Безработица, падение
4) Доступность алкогольных
На втором месте по значимости стоят биологические причины. Предпочтение биологическому фактору отдали 22% опрашиваемых. При этом следует отметить, что у 23% респондентов есть близкие родственники, страдающие алкоголизмом.
На третьем месте находятся причины психологического характера. К ним можно отнести следующие факторы:
1) Неумение справляться со
2) Застенчивость и низкая
3) Отсутствие «силы воли»,
4) Личностная
Самой уязвимой категорией, подверженной алкоголизму, опрашиваемые считают подростков, затем женщин и мужчин.
Сравнивая показатели наркодиспансера с результатами опроса, мы можем сказать о том, что реально подвержены алкоголизму прежде всего мужчины, затем подростки и женщины.
Предрасположенности к алкоголизму
среди мужчин, по мнению специалистов,
способствует меньшая нагрузка в
семейных и бытовых отношениях, меньшая
ригидность в стрессовых ситуациях
и большая эмоциональная
К причинам подросткового алкоголизма специалисты относят:
1) Возрастные, индивидуальные особенности.
2) Групповую психологическую
3) Семейно-бытовые трудности (
О степени осведомленности
АНКЕТА-ОПРОСНИК
1. Укажите, пожалуйста, Ваш:
а) пол
Информация о работе Психологическая защита больных алкоголизмом