Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:34, курсовая работа
Исследование проблем компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков.
Введение
1.Особенности психического развития подростка
2. Компьютерные игры и их
3. Психологическая зависимость
4.Возникновение психологической зависимости от компьютерных игр
Заключение
Список литературы
2
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Особенности психического развития подростка………………………….. 5
2. Компьютерные игры и их…………………………………………………...9
3. Психологическая
зависимость…………………………………………….
4.Возникновение
психологической зависимости от компьютерных
игр ….24
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
3
Введение
Исследование проблем компьютерной зависимости подростков в России приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий. В последние года компьютерные игры накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. Создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.
В настоящий момент увеличивается
количество детей и подростков умеющих
работать с компьютерными программами,
в том числе и играть в компьютерные
игры. Термин компьютерной зависимости
появился еще в 1990 году. Психологи
классифицируют эту вредную привычку
как разновидность
Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков.
Таким образом тема курсовой работы «Компьютерные игры и психологическая зависимость от них подростков» является актуальной.
4
Объект изучения – компьютерные игры.
Предмет изучения - - психологическая зависимость подростков от компьютерных игр.
Цель:
Показать
психическую зависимость
Задачи:
1. Выделить психологические особенности развития подростков
2. Представить компьютерные игры и их виды.
3. Дать определение психологическую зависимость от компьютерных игр.
4 Изучить компьютерные игры и психологическая зависимость от них подростков.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что ее можно использовать в профилактической и коррекционной работе с подростками, имеющими игровую компьютерную зависимость. Разработанные рекомендации позитивного отношения к компьютеру могут применяться для работы с подростками и их родителями.
5
1.Особенности
психического развития
До 18 века не существовало критерия - подростковый возраст. Периодом взрослости считалось начало полового созревания. Это критический, кризисный период, период свертывания и разрушения старого. Хронологически подростковый возраст находится в периоде от 10-11 до 14-15 лет. Негативное содержание подросткового возраста - дисгармония в строении личности, свертываемость установившихся интересов, протестующий характер поведения, нестабильность эмоциональных переживаний. Позитивное содержание подросткового кризиса заключается в развитии самостоятельности, более многообразными отношениями с окружающими взрослыми и сверстниками, усложнение и расширение форм и видов деятельности. Значительную часть составляют физическое и психосексуальное развитие подростков. Можно выделить два этапа:
1.
Активизация эндокринной системы организма,
в результате чего образуется противоречивость
нервной системы, с преобладанием возбужденности
и повышенной утомляемостью.
2. Стабилизация, основанная
на установлении взаимосвязи центральной
нервной, эндокринной и половой систем.
Повышается уровень гормонов, повышается
масса тела, появляются новые особенные
качества конституции. Возбуждение также
преобладает над торможением, появляется
интерес к противоположному полу и сексуальной
информации. Повышается интерес к собственному
телу, что может приводить у некоторых
подростков к психологическим нарушениям
(детская психика – взрослое тело)[1].
Активно развивается самосознание, созревает образ о своей внешности (способе самоутверждения, особенно связанного с половыми ролями), гипертрофируется образ «Я» (эксперименты над внешностью и стилем), в самосознании появляется чувство «субъективной» взрослости (требование
6
отношения как ко взрослому, стремление к самостоятельности, желание оградить свою личную жизнь, наличие собственной линии поведения)[12].
Самооценка подростка влияет на его самосознание, имеет тенденцию к завышению, неустойчивости. По Божович, расхождение между высокой самооценкой и ограниченными возможностями приводят к аффектам, которые связаны с притязаниями ребенка. Наиболее распространенными реакциями поведения являются: реакция оппозиции (протест против
требований, давления), реакция компенсации (гиперкомпенсация при слабости одной функции подчеркивается проявление сильной функции),
реакция имитации (подражание), реакция эмансипации (освобождение от опеки), реакция группирования (различные увлечения), реакция увлечения (хобби), эгоцентрические увлечения, желание быть в центре внимания.
Подростковый период связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. Вступление в этот период у всех детей происходит по-разному. Этот период протекает трудно, кризисно для ребенка и его близких. В подростковом периоде развиваются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Ребенок осознает, что он не может включиться во взрослую жизнь, но он стремится к ней и отстаивает свои права на нее. Новые проявления появляются во многих сферах. Одна из них — внешний облик, манеры. Внешний вид подростка очень часто становится источником конфликтов в семье. Подросток подражает своим сверстникам и требует от родителей определенные вещи, которые они должны приобрести. Ребенок желает слиться с группой и ничем не выделяться. Это явление психологи называют социальной мимикрией — механизмом защиты подростка. Вместе с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости. Ребенок начинает относиться к себе как к взрослому человеку. Чаще это происходит в 11 -13 лет. Подросток в этот период
7
начинает требовать от взрослых серьезного отношения к нему. Он отстаивает свои права, поэтому часто вступает в конфликты с окружающими. В этот период формируются и этические нормы поведения. Они предписывают подросткам определенный стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками [14].
В 15 лет у ребенка формируется «Я-концепция» — система представлений о себе самом, собственный внутренний мир. Ребенок начинает анализировать окружающий мир, себя в нем, свое поведение, свои личные качества. Он стремится понять себя и то, каким бы он хотел быть. В этом ему помогают его друзья, родители, родственники. Для подростка характерен долгий и подробный самоанализ, который переходит в недовольство собой.
Самооценка оказывается низкой и неустойчивой. Более того, подросток считает, что за ним наблюдают другие люди. В подростковом возрасте возникает склонность к уединению, чувство одиночества, непонятности и тоски. Подросток еще не является цельной зрелой личностью. В этот период к нему надо быть особенно внимательным, так как любое неудачное замечание или слово может спровоцировать конфликт. В этом возрасте формируется и идеальное «я». При высоком уровне требований к себе и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «я» может сильно отличаться от реального. Тогда ребенок замыкается в себе, чувствует неуверенность, дискомфорт, проявляет упрямство, агрессивность. Когда идеальный образ является достижимым, подростки мечтают о своем
ближайшем будущем, когда этот образ будет достигнут. Затем формируется
«Я-концепция».
Структура «Я-концепции»:
1.Реальное «я»: когнитивный
2) 2.Идеальное «я».
8
Уже в 15 лет подросток думает о том, кем ему быть (профессиональное самоопределение) и каким ему быть (моральное). Особенно в выпускном классе дети думают о своей будущей профессии. В разное время подростки имели различные ориентиры при выборе профессии. В 80-е гг. XX века наиболее значимыми были три фактора: престижность профессии, качества личности, которые должны быть присущи представителям этой профессии, и принципы, характерные для профессионального круга. В современном мире определяющим фактором является материальный [13].
Профессиональное и личное самоопределения являются важными особенностями ранней юности. Они связаны с новым восприятием времени, временной перспективой. В 11 классе жизненный выбор становится реальностью. Поэтому ситуация становится более напряженной. Развитие самооценки зависит не только от общей ситуации, но и индивидуальных черт ребенка. Дети в 16-17 лет более сдержанны, чем в 11-15 лет. В это время формируется нравственная устойчивость личности. Старшеклассники начинают ориентироваться на свои взгляды, представления, убеждения, знания.
В этот период вырабатывается мировоззрение человека. Интеллектуальное развитие состоит в накоплении и систематизации знаний о мире. Важный пункт профессионального самоопределения подростков — изменение учебной мотивации. Старшеклассники начинают рассматривать учебу как нужную базу для будущей профессии [12].
22
3. Психологическая зависимость
На настоящий момент в научной литературе
нет единого признанного определения
психологической зависимости. Психологическую
зависимость Курек Н.С. определяет как
необходимость "Я" в приеме психоактивных
веществ для достижения определенных
эмоциональных переживаний, акцентируя,
таким образом, предопределенность, неизбежность
приема психоактивного вещества и его
цель. Другие исследователи определяют
психологическую зависимость как эмоциональное
состояние.
"Психологическая зависимость обозначает стойкую эмоциональную потребность в повторяющемся употреблении какого - либо наркотика или группы наркотиков. В основе формирования психологической зависимости лежит способность наркотиков снимать напряжение, либо вызывать эйфорию. В медицинской литературе используется термин "синдром психологической зависимости". Синдром - это определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных едиными механизмами возникновения. Исследуя психологическую зависимость И.Н.Пятницкая выявила следующие особенности:
23
И.Н.Пятницкая объясняет возникновение психологической зависимости прежде всего эффектом наслаждения. "Наслаждение, даваемое наркотиками, создает стойкую доминирующую систему взглядов, подкрепляемую самый сильным фактором - аффектом. По интенсивности и объему охвата представлений эта система превышает так называемую сверхценную идею, приближаясь по силе и стойкости к идее бредовой" [5].
На психофизиологическом уровне аффект оставляет свой след в виде доминанты.Запредельные положительные эмоции побуждают человека повторять поведенческие акты, и, таким образом закреплять их. В отсутствии наркотиков, напротив возникают сильные негативные эмоции. Курек Н. С. отмечает такое последствие влияния сильных негативных эмоций на личность, как дезадаптация "я", выражающаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на планирование действий. А это приводит к потере контроля над поведением, оно становится хаотичным и нецелесообразным [7].
.
2. Компьютерные игры и их виды
Вследствие того, что критерии принадлежности игры к тому или иному жанру не определены однозначно, классификация компьютерных игр недостаточно систематизирована, и в разных источниках данные о жанре конкретного проекта могут различаться. Тем не менее, существует консенсус, к которому пришли разработчики игр, и принадлежность игры к одному из основных жанров почти всегда можно определить однозначно. Эти наиболее популярные жанры (которые объединяют в себе множество поджанров) перечислены ниже. Существуют игры с элементами нескольких жанров, которые могут принадлежать каждому из них (например, серия Grand Theft Auto, Космические Рейнджеры, Rome: Total War и многие другие). Такие проекты причисляют либо к одному из жанров, который в игре является основным, либо сразу ко всем, присутствующим в игре, если они в равной мере составляют геймплей проекта [23].
Информация о работе Психологическая зависимость подростков от компьюторных игр