Психологические аспекты делового имиджа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:26, реферат

Описание

В мире постоянно растет роль информации, поэтому такая информационная структура, как имидж неизбежно будет привлекать все большее внимание и теоретиков и практиков. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех областях жизни привели к актуализации этого понятия как преднамеренного создания образа в сознании людей, как эффекта личной презентации. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную характеристику делового человека, появляется желание сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Развитие и сущность понятия «имиджа» ……………………………………..3
2. Имидж делового человека и пути его формирования ………………………. 8
Заключение ……………………………………………………………………….. 10
Список используемой литературы ……………………………………………… 12

Работа состоит из  1 файл

Реферат по деловому общению.docx

— 31.35 Кб (Скачать документ)

 

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ДЕЛОВОГО ИМИДЖА»

                                                                             

ВЫПОЛНИЛА:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011

Содержание.

Введение  …………………………………………………………………………..3

1. Развитие  и сущность  понятия «имиджа» ……………………………………..3

2. Имидж делового человека  и пути его формирования ………………………. 8

Заключение ……………………………………………………………………….. 10

Список используемой литературы ……………………………………………… 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В мире постоянно  растет роль информации, поэтому такая  информационная структура, как имидж  неизбежно будет привлекать все  большее внимание и теоретиков и  практиков. Рыночные отношения, развитие конкуренции во всех областях жизни  привели к актуализации этого  понятия как преднамеренного  создания образа в сознании людей, как  эффекта личной презентации. Работа по созданию имиджа позитивно отражается на личностную и профессиональную характеристику делового человека, появляется желание  сотрудничать с ним и с фирмой, которую он представляет. Следовательно, привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой  успех.

Хочется отметить, что имидж человека со временем претерпевает изменения под воздействием внешних факторов. Так воздействие массированного потока новостей на общество привело к разрыву современного человека с прошлым, с обычаями и традициями. Человечество пережило несколько символических типов. Первым был человек, ориентированный на традицию, который поступал так, как предписывалось ему сообществом. Затем основным типом стал внутренне ориентированный человек, поведение которого определялось заложенными внутренними принципами и нормами. Сегодня актуален внешне ориентированный тип, получающий свои нормы извне. Он не только полностью ориентирован на внешнее признание, но и в принципе не уверен в себе и не может существовать без этой четкой внешне проявленной поддержки.

  1. Развитие  и сущность понятия «имиджа».

Термин «имидж» получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа

восходит к французскому image, что означает образ, представление, изображение. Имидж (англ. image) – образ, т.е. это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж, - образ – существовало всегда. По В.И. Далю, «образ – это вид, внешность, фигура, портрет, писаное лицо… и он связан со временем».

В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы».

Понятие «имидж»  возникло на Западе в 50-х гг. и первоначально  использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х гг. этот термин вновь  возникает в сфере предпринимательства  как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже  понятие имиджа стало основным элементом  теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в политическую и общественную жизнь.

Американская  исследовательница по имиджу Лилиан Браун (имиджмейкер пяти американских президентов от Кеннеди до Картера) считает, что «профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышение по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, то есть необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в течение первых пяти секунд разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни».

У нас понятие «имидж» появилось сравнительно недавно, при этом происходило слепое копирование западных алгоритмов решения данного вопроса. Одним из первых, кто ввел понятие «имидж» в литературу был О. Феофанов. В своей работе «США: реклама и общество», появившейся в 1974 г., он рассматривает имидж как основное средство психологического воздействия рекламодателя на потребителя. Другими авторами,  чьи работы посвящались этой  же теме, имидж тоже рассматривался

как средство манипулирования массовым сознанием. Позже в отечественной  науке такое направление формируется  как новая отрасль – имиджелогия.

Имидж можно трактовать как одну из форм социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального и группового. Поведение человека регулируется не только социальным, но и биологическими и психологическими механизмами; все они взаимодействуют между собой и проникают друг в друга. Так как к механизмам социальной регуляции относятся социальные нормы, ценности, институты, организации, то и имидж можно отнести к одному из таких механизмов.

Для того чтобы  лучше представить особенности имиджа как социального регулятора, необходимо построить теоретическую модель имиджа, которая «представляет собой определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения реальности».

Создать такую  модель, – значит представить имидж  в виде идеального объекта, не тождественного объекту эмпирического исследования, обладающего сложной структурой и состоящего из совокупности взаимосвязанных  элементов – частных объектов.

Исследователи имиджа определяют его  как набор определенных качеств, которые ассоциируют с определенной индивидуальностью, и различают  следующие его составляющие:

  1. Персональные характеристики.
  2. Социальные характеристики.
  3. Символические характеристики.

К персональным  характеристикам относятся физические, психологические особенности, характер человека, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д. Многие исследователи отмечают существование некоторого качества, которое делает личность неотразимой в глазах других и позволяет осуществлять загадочное влияние. Лебон назвал это качество обаянием, Вебер – харизмой.

Социальные  характеристики связаны с текущей ситуацией, которой, например, деловой человек должен соответствовать. Это достаточно подвижная часть имиджа, тесно связанная с требованиями реальности. Каждый раз эти характеристики конструируются заново на основе тщательного анализа сложившейся ситуации. К ним относятся статус, модели ролевого поведения и т.д.

Символические характеристики, напротив, являются устойчивым и неизменным компонентом. Они связаны с идеологией и культурой. Иначе говоря, существует определенный набор качеств, характеризующий идеальный тип.

Наряду с  данной точкой зрения в отечественной литературе выделяют еще три возможных подхода к изучению имиджа: функциональный, контекстный, сопоставительный.

Функциональный подход включает следующие варианты имиджа исходя из разного типа функционирования:

- зеркальный – это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант

имиджа более положительный, ибо психологически мы всегда выдвигаем не первое место позитив. Его минус – минимальный учет мнения со стороны;

- текущий – характерен для взгляда со стороны. Необходимо помнить, недостаточная информированность, непонимание и предубеждение формируют имидж не  в меньшей степени, чем реальные поступки;

- желаемый – отражает то, к чему мы стремимся;

- корпоративный – это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов работы. Здесь и репутация организации, и ее успехи, и степень стабильности;

- отрицательный – это имидж, создаваемый оппонентом, соперником, врагом, т.е. вариант сознательно конструируемый, а не возникающий спонтанно. При запуске отрицательного имиджа возникает проблема адекватного его опровержения.

В контекстуальном подходе имидж классифицируется по способам применения, в котором он функционирует (имидж бизнесмена, государственного служащего, политика, педагога и т.п.).

Сопоставительный подход заключается в сравнении имиджевых характеристик. Их можно сопоставить по ряду параметров: компетентность, интеллигентность, склонность к силовому решению и т.д. Увидев отличие, можно соответствующим образом перестраивать имидж.

При формировании любого имиджа (бизнесмена, политика и  т.д.) учитывают различные компоненты. Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса:

    1. природные качества:

- коммуникабельность;

- эмпатичность (способность к сопереживанию);

- рефлексивность (способность понять другого);

- красноречивость  (способность воздействовать словом);

2) качества, привитые образованием  и воспитанием:

- нравственные  ценности;

- психологическое  здоровье;

- набор технологий  общения;

3) качества, обретенные с жизненным  и профессиональным опытом.

В заключение, о рассуждениях об имидже, хочется сказать, что он всегда и во все времена играл и играет в жизни людей огромную роль. Несмотря на то, что сам термин «имидж» возник в начале ХХ в., забота о впечатляющем образе (имидже) была присуща и таким известным историческим фигурам, как: Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Ричард Львиное Сердце и т.д.

ХХ век, в  связи с развитием средств  массовой информации (в частности  телевидения), называют веком сотворения, сознательного конструирования того (имиджа), что нужно публике. За многими громкими именами стоят конкретные «создатели» (имиджмейкеры). Они создавали облик кумира, отбирали его тип автомобиля, подбирали тон костюмов, шлифовали его лексикон и т.п

ХХI век – это информационный век, где масса информации обрушивается на нас (особенно с экранов телевидения) ежедневно в виде символов. Символами успеха и преуспевания становятся не только кинозвезды, но и политики, бизнесмены и даже гангстеры – правила игры одинаковы для всех. Поэтому, имидж не только не потерял своей значимости в нашем мире, но и привлек внимание теоретиков и практиков в области социологии и психологии, истории и теории культуры, эстетики, экономики, семиотики и др.

2. Имидж делового человека и  пути его формирования.

Деловой имидж – это то представление, которое вы создаёте сами о себе как внешнее отражение вашей личности и как показатель ваших деловых и чисто человеческих качеств.

Исходя из выше сказанного под имиджем делового человека обычно понимают сформировавшийся образ, в котором выделяют ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений, высказываемых о нем окружающими.

Об имидже и его роли в бизнесе и политике в последнее  время говорят у нас всё  чаще и серьёзнее. Опыт мирового цивилизованного  сообщества убедительно доказал, что  без создания положительного делового имиджа наивно рассчитывать на успешное осуществление как коммерческих, так и политических проектов и  пользоваться достойной репутацией в деловых кругах.

Удачный деловой имидж  влияет не только на восприятие вас  окружающими, но и на ваше восприятие самого себя. Если вы выглядите хорошо, это придаст вам смелость быть самим собой и чувствовать  себя более уверенным. Другими словами, ваш облик воздействует на вас  в той же степени, в какой он воздействует и на окружающих вас  людей.

Деловой имидж (как и  всякий другой) следует строить на вашем искреннем «я». Основа его  привлекательности для людей, с  которыми вы встречаетесь, заключается  в том , что они должны видеть вас настоящего, а не какую-то искусственную модификацию вашей личности. Вы, конечно, можете радикально изменить свой имидж, оторвать его от вашего естественного «я», но это будет продолжаться очень недолго. Вас выдадут непредусмотренные мелочи.

Важной особенностью имиджа является его активность. Он "способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки, как  отдельных людей, так и целых  групп населения. Как следствие, люди отдают предпочтение тем или  иным товарам, фирмам, банкам или политическим партиям".

Имидж, как и сама личность человека, весьма многогранен, поскольку  в разных деловых ситуациях человек  предстаёт перед окружающими  в довольно несхожих ипостасях. Однако при всём своём различии эти ипостаси – лишь разные точки зрения на одну и ту же личность. В каждой конкретной ситуации и для разных групп людей  деловой имидж должен быть им адекватен  и складываться из возможно большего числа конкретных форм его выражения. Окружающим вас людям не безразлично, как вы смотритесь, в какой мере знаете и соблюдаете правила и  условности делового этикета, владеете искусством устной и письменной речи, из каких этических принципов  исходите в своей деятельности, как  используете средства и приёмы поведенческой  техники и тактики, в какой  мере проявляете заботу о собственном  здоровье.

Таким образом, если говорить более обобщённо, то деловой  имидж заключается в единстве всех указанных выше форм выражения. Именно их гармоничное сочетание  и постоянство проявления делают стабильным доверие и уважение к  деловому человеку со стороны его  коллег, партнёров и клиентов, создают  у них уверенность в его  компетентности, деловитости, моральной  и физической надёжности.

 

Заключение.

В наши дни  профессиональный и политический навык  сам по себе ещё не обеспечивает успешное осуществление коммерческих и политических проектов и не создаёт  достойную репутацию в деловых  кругах. Для этого необходимо уметь  расположить к себе аудиторию, партнёров  и клиентов, то есть создать свой неповторимый деловой имидж. Не только в коммерческой и политической деятельности, но и в любых других профессиях, требующих личного контакта, удачный  имидж становится решающим фактором. Такой имидж очень важен и  для служебной карьеры. Данные исследования показывают, что имидж либо повышает, либо разрушает шансы найти работу, не говоря уже о продвижении по служебной лестнице. Деловой имидж  следует считать важной составной  частью культуры делового общения, а  обладание им – существенной личностной и профессиональной характеристикой  любого серьёзного бизнесмена и политика. Суть создания такого имиджа состоит  в том, чтобы заставить других людей видеть вас таким, каким  вы пожелаете, и преподнести себя так, чтобы они восприняли ваш  образ положительно. Основная цель таких усилий состоит в том, чтобы  предельно использовать всё то хорошее, что заложено в человеке, и научиться избегать тех отрицательных проявлений, которые принижают его профессиональную, политическую и чисто человеческую репутацию.

Информация о работе Психологические аспекты делового имиджа