Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 01:10, контрольная работа
В процессе трудовой деятельности каждый работник сталкивается с новыми для него обстоятельствами, требующими овладения профессиональными навыками; выработки определенной линии поведения; изменения установок, взглядов, убеждений и т. д. Сказанное в полной мере относится как к работникам, вступающим в трудовую жизнь, так и к тем, кто меняет место работы. Привлечение нового персонала неизбежно связано с проблемой адаптации в связке “предприятие – работник”.
1. Определение адаптации, её структура и виды адаптантов…………...5
адаптация новичков или первичная адаптация молодых специалистов
адаптация работников, имеющих опыт практической работы или вторичная адаптация
адаптация к новой должности
адаптация новой группы
2. Факторы и организационные вопросы адаптации ..…………………11
факторы, влияющие на успешность адаптации уровень удовлетворенности работника как мера его адаптации
управление процессом адаптации, типичные ошибки при найме работников
первый день сотрудника на работе, корпоративная культура
Список использованной литературы………………………………................3
Список использованных интернетисточников……………………
Это примерный перечень действий. Менеджеру по персоналу необходимо сформировать свой перечень действий по каждому направлению, а линейным менеджерам адаптировать под специфику своих отделов.
Несмотря
на различия адаптации отдельных
демографических групп
2. Успешность процесса адаптации определяется целым рядом факторов, которые можно сгруппировать следующим образом.
Как же измерить глубину процесса адаптации работника, чтобы судить о степени его интеграции в микросреду предприятия?
На
практике различные стороны
|
В опросный лист включаются те факторы производственной ситуации, влияние которых интересует кадровую службу.
Суммарный показатель удовлетворенности – индекс удовлетворенности (Iуд) – можно рассчитать по формуле:
где n1, n2, n3, n4 – соответственно количество
респондентов по каждому из вариантов
ответов по шкале удовлетворенности.
Значение
индекса удовлетворенности
Управление процессом адаптации работника тесно связано с решением целого ряда организационных вопросов:
Процесс адаптации нового работника начинается уже с первого собеседования при устройстве на работу. Типичными ошибками при найме работника являются следующие.
1. Завышение
работодателем каких-то
Для С. при устройстве на работу в ОАО “Прогресс” решающим фактором стало освоение новой техники по специальности, о которой на прежнем месте работы можно было только мечтать. Однако, проработав два месяца, он понял, что если данные ему обещания и не были совсем уж надуманными, то ждать их придется очень долго. Случайно встретив бывшего однокурсника, он узнал, что на фирме, где работает приятель, идет набор специалистов его профиля для обучения и работы на технике нового поколения. Через несколько дней С. подал заявление об увольнении по собственному желанию.
2. Наем
работника более высокой
И. была очень хорошим программистом, но фирма, где она работала, распалась. Приняв предложение работать на новом месте, она не задумывалась о том, насколько ей будет интересна новая работа, – главным для нее было устроиться на работу. Через полгода ее стало раздражать то, что она делает: простенькие программки, сплошная рутина. И. поняла, что надо искать другую работу.
3. Прием на работу специалистов, готовых быстро продвигаться, зная при этом, что такие возможности у предприятия ограничены.
На
заводе “Станкоинструмент”
Р. проработал после
окончания института
около пяти лет
в должности экономиста
планового отдела.
Анализируя возможности
должностного продвижения,
он понял, что здесь
перспектив у него
нет: нынешний начальник
отдела молодой – 35
лет, заместителя утвердили
в должности год назад.
Прочитав в газете объявление,
что родственному предприятию
требуются экономисты,
он подъехал на собеседование,
в ходе которого поинтересовался
возможностями продвижения.
Кадровик бодрым голосом
сказал, что предприятию
нужны молодые, энергичные
специалисты и такие
перспективы имеются.
На деле же оказалось,
что начальник отдела
действительно идет
на повышение, но на
его место претендуют
три специалиста отдела,
состоящие в кадровом
резерве на выдвижение.
4. Неумение
соотнести деловые качества
В., руководитель дилерской фирмы, поставил перед начальником отдела кадров задачу: при приеме на работу новых сотрудников обращать в первую очередь внимание на такие качества, как умение работать в команде. А. добросовестно задавала всем претендентам на работу следующие вопросы: “Были ли у вас на прежнем месте конфликты с руководителем, коллегами? Готовы ли вы поделиться своими идеями с коллегами?”. Из принятых ею четырех новых сотрудников только один вписался в команду и стал продуктивно работать на общий результат.
В данном примере выполнение поставленной руководителем задачи требует совершенно иного подхода к отбору работников, связанного с выявлением необходимых качеств у претендентов. В этом случае к процессу отбора должны привлекаться психологи, владеющие набором тестов, методиками, ролевыми играми, позволяющими выявить и оценить заданные качества у претендентов.
Если при приеме на работу удалось избежать рассмотренных ошибок, то следует задуматься над тем, как уже с первых шагов ввода в должность помочь новичку успешно адаптироваться.
Большую роль в адаптации нового сотрудника играет управление процессом адаптации, которое включает функции: планирование и организация, мотивация, контроль, оценка.
Планирование трудовой адаптации - целенаправленные мероприятия, связанные с постепенной врабатываемостью работника в новых или изменившихся профессиональных и социально-экономических условиях труда. План позволяет выстроить все необходимые действия по каждому направлению в определенном порядке, определить формы их проведения, исполнителей и сроки. Это позволяет лучше организовать процесс адаптации, оптимально распределить время и ответственность. Очень важно чтобы в плане были представлены конкретные действия, сроки и исполнители. Кроме того, в плане должны быть прописаны цели, задачи сотрудника на период адаптации и критерии оценки прохождения адаптации к новой должности (Приложение1).
В
процессе адаптации
необходим промежуточный
контроль, оценка работы
и мотивация сотрудника
на преодоление трудностей
вхождения в новую
должность. Хорошим инструментом для
осуществления перечисленных функций
является обратная связь о проделанной
работе: что получилось хорошо, что можно
сделать лучше и каким образом. Кроме того,
регулярная обратная связь позволяет
отслеживать настроения новых сотрудников,
их впечатления от работы, коллектива,
понять насколько совпадают ожидания
нового сотрудника от компании и реальность
и т.д.
Заслуживает внимания опыт
Для нового работника очень важно, как пройдет его первый рабочий день. Руководителю подразделения следует представить нового работника коллегам, уделить ему внимание в конце рабочего дня, сказать, что работник может рассчитывать на помощь и поддержку руководителя. Постепенно следует вводить нового работника в систему неформальных отношений, поручать разовые общественные поручения, что способствует установлению межличностных контактов и помогает ему адаптироваться в новом социуме.
Многие современные фирмы придают большое значение формированию корпоративной культуры. Литературные источники утверждают, что “дух корпорации” увеличивает прибыль и качество продукции на 15–20 %.
Корпоративная культура имеет две составляющие:
Корпоративная культура указывает, как необходимо вести себя работникам независимо от их должности и статуса в соответствии с имиджем фирмы. Ее основная функция – создание образа коллективного “мы”, идентификация работника с организацией, формирование приверженности фирме. Безусловно, продуманная корпоративная культура помогает процессу адаптации работника. Работник постоянно видит стандарты поведения, которым и он должен следовать.
Информация о работе Психологические факторы профессиональной адаптации