Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 19:52, курсовая работа
В настоящее время достаточно актуальным является вопрос о взаимосвязях между лидерством и инновационностью. Ибо потребности людей, растущие с каждым днем, превратили инновации – в главное средство выживания организаций на рынке. Деятельность организаций, направленная на удовлетворение человеческих потребностей невозможна сегодня без разработки инновационных идей. Предприятия не могут удовлетворить потребности людей, используя вчерашние технологии, и эти задачи непременно ложатся на плечи лидера организации.
Введение 3
1. Понятие инновация 4
2. Инновационное поведение 5
3. Инновационный процесс 6
4. Инновационная деятельность 8
5. Лидерство, как многоаспектное социальное явление 9
6. Роли инновационного лидера 13
7. Качества инновационного лидера 14
8. Заключение 18
9. Список использованной литературы 19
Федеральное агентство по образованию
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Факультет психологии
Кафедра
социальной и гуманистической психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
КАЧЕСТВА ЛИДЕРА В ИННОВАЦИОННОЙ
СРЕДЕ
Руководитель
Автор работы
Томск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Содержание
Введение
Введение.
В
настоящее время достаточно актуальным
является вопрос о взаимосвязях между
лидерством и инновационностью. Ибо
потребности людей, растущие с каждым
днем, превратили инновации – в главное
средство выживания организаций на рынке.
Деятельность организаций, направленная
на удовлетворение человеческих потребностей
невозможна сегодня без разработки инновационных
идей. Предприятия не могут удовлетворить
потребности людей, используя вчерашние
технологии, и эти задачи непременно ложатся
на плечи лидера организации. И в этом
смысле, данная курсовая работа посвящена
психологическим качествам и свойствам
лидера находящегося в инновационной
среде. В ней основное внимание уделяется
рассмотрению инновационной среды как
фактора, во многом определяющего эффективность
организационного поведения лидера.
В первую очередь следует обозначить понятия инновации, инновационной среды, инновационного процесса, инновационного поведения и инновационного лидерства.
Понятие «инновация» происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств). В литературе насчитывается около сотни определений понятия «инновация». Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) стоит заметить, что трактуют они это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.
Так,
например, Б. Твист определяет инновацию
как процесс, в котором изобретение
или идея приобретают экономическое
содержание. Ф. Никсон считает, что инновация
- это совокупность технических, производственных
и коммерческих мероприятий, приводящих
к появлению на рынке новых
и улучшенных промышленных процессов
и оборудования. Б. Санто считает,
что инновация – это такой
общественный - технический - экономический
процесс, который через практическое
использование идей и изобретений
приводит к созданию лучших по своим
свойствам изделий, технологий, и
в случае, если она ориентируется
на экономическую выгоду, прибыль, появление
инновации на рынке может привести
добавочный доход, И. Шумпетер трактует
инновацию как новую научно-
Инновации, нововведения – новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок.
Инновация является конечным результатом основанной на использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности.
Непременным
свойством инновации является научно-техническая
новизна. Поэтому необходимо отличать
инновации от несущественных видоизменений
в продуктах и технологических
процессах (изменения цвета, формы
и т.п.); незначительных технических
или внешних изменений
Инновационное поведение – поведение, которое осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых (воспроизводимых) потребностей, но возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, в которых сходятся между собой как минимум три фактора. Это:
1)
возможности человека, представленные
его личностным, духовным, творческим,
интеллектуальным и т.д.
2)
среда, отвечающая этим
3)
готовность человека
В феноменах инновационного поведения проявляет себя особая, только человеку присущая форма перехода возможности в действительность, т.е. заявляет о себе процесс саморазвития человека. Мышление включено в этот процесс и выполняет в нем важнейшую функцию: оно опосредует процессы перестройки образа жизни и образа мира, добиваясь временного «консенсуса» между ними, необходимого для удержания человеком собственной целостности как устойчиво саморазвивающейся системы. [6]
В ряде источников инновация рассматривается как процесс. Инновационный процесс – процесс последовательного проведения работ по преобразованию новшества в продукцию и введение ее на рынок для коммерческого применения.
В общем виде инновационный процесс состоит из следующих стадий:
Инновационный процесс включает в себя также деятельность, обеспечивающую создание инноваций, научно-технические услуги, маркетинговые исследования, разработку бизнес-плана проекта, оценку экономической эффективности инновации, подготовку и переподготовку кадров, организационную и финансовую деятельность. [6]
Различают три логических формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.
Простой
инновационный процесс
По мере превращения инновационного процесса в товарный, выделяются две его органические фазы:
а) создание и распространение - в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.
б)
диффузия нововведения – на этой фазе
общественно-полезный эффект перераспределяется
между производителями
В инновационном процессе, как и в любом другом можно выделить субъекты. Субъекты инновационного процесса делятся на следующие группы: новаторы, ранние реципиенты, раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. Инновационные способности (способности к созданию новшеств) персонала – это залог успешного воплощения проекта в жизнь. Поэтому в личности новатора большое значение играет гармоничное сочетание организаторских и изобретательских способностей.
В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. [8]
Инновационный процесс неразрывно связан с инновационной деятельностью. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии. Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Итак, в данной части работы, мы выяснили, что инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация, позволяющая удовлетворять растущие потребности населения и являющаяся необходимым средством для поддержания конкурентоспособности предприятий.
А поскольку лидерство проявляется всегда и везде, (включая инновационные процессы), где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, можно сделать вывод, что лидерство – многоаспектное социальное явление [7].
На протяжении многих лет лидерство активно изучалось у нас и за рубежом в различном контексте. В некоторых случаях лидерство описывается как процесс, но в большинстве теорий и исследований рассматривается фигура, завоевавшая понимание. Термин лидер имеет два значения:
Информация о работе Психологические качества лидера в инновационной среде