Психологические качества лидера в инновационной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 19:52, курсовая работа

Описание

В настоящее время достаточно актуальным является вопрос о взаимосвязях между лидерством и инновационностью. Ибо потребности людей, растущие с каждым днем, превратили инновации – в главное средство выживания организаций на рынке. Деятельность организаций, направленная на удовлетворение человеческих потребностей невозможна сегодня без разработки инновационных идей. Предприятия не могут удовлетворить потребности людей, используя вчерашние технологии, и эти задачи непременно ложатся на плечи лидера организации.

Содержание

Введение 3
1. Понятие инновация 4
2. Инновационное поведение 5
3. Инновационный процесс 6
4. Инновационная деятельность 8
5. Лидерство, как многоаспектное социальное явление 9
6. Роли инновационного лидера 13
7. Качества инновационного лидера 14
8. Заключение 18
9. Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ФП ТГУ.docx

— 42.50 Кб (Скачать документ)

     - индивид, обладающий наиболее  ярко выраженными, полезными (с  точки зрения внутригруппового  интереса) качествами, благодаря которым  его деятельность оказывается  наиболее продуктивной. Такой лидер  служит образцом для подражания, своеобразным эталоном, к которому  должны, с точки зрения групповых  ценностей, примыкать другие члены  группы.

     -лицо, за которым данное общество  признает право на принятие  решений, наиболее значимых с  точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан  на способности сплачивать, объединять  других для достижения групповой  цели. Такое лицо, независимо от  стиля лидерства (авторитарного  или демократического), регулирует  взаимоотношения в группе, отстаивает  её ценности в межгрупповом  общении, влияет на формирование  внутригрупповых ценностей, и  в некоторых случаях символизирует  их.

     Лидер это тот, кто думает, как другие не думают; делает то, что другие не делают. Лидерство – это не пункт  назначения, - это путь, это не нечто, что вам даётся в красивой упаковке, лидерство – это тяжёлая работа в первую очередь над собой. Лидерство  – это процесс улучшения самого себя и своих качеств. [1] Люди следуют  за лидером, прежде всего потому, что  он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших  потребностей, указать нужное направление  деятельности.

     Власть  лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.

     Лидер прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, умело их использует в  официальных и неофициальных  контактах. Убеждая других, он проявляет  завидную гибкость и умение идти на компромисс.

     Но  подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение  интересов коллектива вовсе еще  не означает покорности ему.

     Значительное  отличие инновационных подходов от традиционных проявляется и в  системе отбора работников. При традиционном подходе необходимый объем работы по набору определяется в значительной мере разницей между имеющейся рабочей  силой и будущей потребностью в ней. В инновационной деятельности, которая характеризуется неопределенностью  и значительным риском, сложно прогнозировать будущие потребности в рабочей  силе. Необходимо оценить соответствие возможностей имеющихся работников с точки зрения их адаптации к  стохастическим социальным процессам  и уровня их квалификации содержанию инновационной деятельности.

     Инновационный тип современного производства по-новому формулирует проблему профессиональной успешности, а в связи с этим формирует особую систему отбора, переобучения и социальной адаптации  работника. Новая ситуация заставляет искать нетрадиционные социальные технологии, требует от работника умения сочетать врожденные и приобретенные качества с требованиями окружающей его среды, воспринимать широкий спектр трудовой мотивации. Инновационные структуры  требуют от работника и руководителя особой гибкости и подвижности мышления, эффективной системы восприятия, особого типа внутренней потребности в творчестве, своеобразной формы самореализации и интеграции в социальную систему. Они ориентированы в первую очередь на высококвалифицированную рабочую силу, центральным звеном которой является личность новатора-ученого или новатора-менеджера. Ключевой фигурой в инновационной деятельности становится интеллектуал, для которого наибольшее значение приобретает смысловая значимость труда и высокая внутренняя мотивация. Особые требования к ключевой фигуре новатора должны сочетаться с четкой согласованностью действий, с совершенствованием коммуникативных процессов и межличностных отношений.

     Сегодня фирмы выросли настолько, что  единоличное управление ими стало  практически невозможным. Кроме  того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в  том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими  деятелями. Каждым направлением занимается самостоятельный управляющий, поэтому  глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого - координировать деятельность группы менеджеров.

     Выполняя  эту обязанность, инновационный лидер выступает в нескольких ролях:

     Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом  людей.

     Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

     В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно  преодолевающий внутренние и внешние  конфликты.

     В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный  создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.

     В-пятых, это - инноватор, понимающий роль науки  в современных условиях, умеющий  оценить и без промедления  внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

     В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими познаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих. Все эти роли, характеризуют инновационного лидера.

     Так что же нужно человеку, для того, чтобы успешно реализовать все  эти роли? Прежде всего, это личное желание занять высокий пост, которое есть далеко не у всех, а соответственно и готовность брать на себя сопряженные с этим обязанности, ответственность, риск. Считается, что преуспевающий лидер обладает почти интуитивным умением оказаться в нужный момент в нужном месте. Такому свойству трудно научиться, хотя в определенном смысле оно, как и талант свойственно не многим. Но талант без труда - ничто, поэтому лидер должен постоянно и упорно стремиться вперед, несмотря ни на какие преграды, упорно двигаясь к собственной цели.

     В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

     В процессе общения инновационному лидеру приходится выполнять три основных роли.

     Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего  диалог между ними. Эту роль (имидж  и представительство во внешнем  мире) фактически может играть номинальный  глава фирмы, обеспечивающий и вдохновляющий  действия людей, направленные на достижение целей фирмы. Это и коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между  сотрудниками.

     Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего  прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может  играть контролер, следящий за работой  подчиненных, сравнивающий ее с поставленными  целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий  их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

     В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Её играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Её играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

       В современных условиях чаще всего эти задачи ложатся на плечи одного человека – лидера организации.

     Наконец, претендент на лидерство на высоком  уровне должен накопить значительный опыт выполнения разнообразных функций и "созреть" как эффективный руководитель. Продолжительность такого созревания западные специалисты определяют в 5-7 лет.

     Подчиненным импонирует руководитель, берущий на себя ответственность, смело принимающий  решения, честно признающий ошибки. Росту  авторитета способствует также терпимость к слабостями людей, не мешающим работе.

     Авторитет завоевывается долго, а теряется быстро. И главные причины этого - бездеятельность и перестраховка. Ошибки же на авторитет влияют меньше - от них никто не застрахован, а  исправить. их при желании не трудно.

Обычно  авторитетный лидер - руководитель от природы. Но что же делать, если этого  нет? Единственный ответ - настойчивое  стремление к совершенствованию  своего профессионального мастерства, подчинение цели "развития выдающихся способностей у ординарных людей", руководствуясь принципами японской народной педагогики, провозглашающей, что "усидчивость  и интенсивная работа над собой  всегда ведут к успеху". Для  этого нужно знать качества, которые  менеджеру в обязательном порядке  должны быть присущи. Существует три  группы таких качеств: личные, профессиональные, организаторские и деловые.

     К личным качествам в первую очередь  относят честность и порядочность, предполагающие всегда соблюдение норм общечеловеческой морали, скромность и справедливость по отношению к  окружающим. Руководитель должен стараться  понимать своих подчиненных, видеть в них личности, достойные уважения, уметь разбираться в их поведении, быть человечным и заботиться о людях, стремиться к сотрудничеству, учитывая при этом интересы всех.

     Предприниматель имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с  различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько  хорошо он это делает, зависит его  репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.

     Менеджер  должен быть принципиален во всех вопросах, уметь противостоять давлению как "сверху", так и "снизу", последовательно  и твердо стоять на своем, не скрывать своих взглядов, защищать до конца  те ценности, которые они исповедуют, и помогать обретать эти ценности другим посредством личного примера, а не морализирования, твердо держать данное слово.

     В работе инновационного лидера важным критерием его эффективности является здоровье, как физическое, так и психологическое, которое помогает ему быть энергичным и жизнестойким, мужественно переносить удары судьбы, успешно справляться со стрессами. Для поддержания хорошего физического здоровья нужны постоянные тренировки, сбалансированные разнообразные нагрузки, предполагающие смену видов деятельности. Силы и энергию необходимо рационально распределять между всеми своими делами, чтобы в каждом добиться успеха, но нельзя приучать себя к постоянным стабильным нагрузкам и время от времени разрушать привычные образцы действий, ибо, когда потребуется рывок, выдохшийся руководитель на него уже не будет способен.

     Однако  одного физического здоровья не достаточно. Он должен быть еще и эмоционально здоровым человеком, иначе просто не выдержит всех сваливающихся на его голову перегрузок.

     Поэтому имеет смысл формировать у себя положительные эмоции: сопереживание, делающее человека более гуманным; волнение, стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер и видов деятельности; уверенность в себе и своих силах.

     Принятие  управленческих решений требует  от лидеров не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.

     Инновационного  лидера характеризует активная борьба с собственными недостатками, формирование положительного отношения к жизни и работе, создание "здорового" окружения путем выдвижения и обучения людей, раскрытия их способностей и талантов; при этом не нужно опасаться потерять авторитет - в большинстве случаев сотрудники за такое отношение к ним платят, признанием и благодарностью.

     Другая  группа качеств, необходимых инновационному руководителю - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она делится на специальную и управленческую. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов. Прежде всего, такого руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Информация о работе Психологические качества лидера в инновационной среде