Психологические комплексы по Адлеру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание

Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся оргазмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название "индивидуальная психология", поскольку в латыни "individuum" означает "неделимый" — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом.

Содержание

Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
Социальная принадлежность индивидуума
Индивидуальная субъективность
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
Чувство неполноценности и компенсация
Стремление и превосходству
Стиль жизни
Социальный интерес
Творческое "Я"
Порядок рождения

Работа состоит из  1 файл

Индивидуальная теория личности.docx

— 43.23 Кб (Скачать документ)

 

В последние годы жизни  Адлер пришел к выводу о том, что  стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это "нечто, без чего жизнь  человека невозможно представить". Эта "великая потребность возвыситься" от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности  до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлер придавал этой движущей силе. Он рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.

 

Адлер был убежден в  том, что стремление к превосходству  является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Тем не менее, это чувство надо воспитывать и развивать, если мы хотим реализовать свой человеческий потенциал. От рождения оно присутствует у нас в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Каждому из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству. Будучи неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.

 

Адлер предлагал разные дополнительные идеи о природе и действии стремления к превосходству. Во-первых, он рассматривал его как единый фундаментальный  мотив, а не как комбинацию отдельных  побуждений. Этот мотив выражается в осознании ребенком того, что  он бессилен и малоценен по сравнению  с теми, кто его окружает. Во-вторых, он установил, что это великое  стремление вперед и вверх по своей  природе универсально: оно является общим для всех, в норме и  патологии. В-третьих, превосходство  как цель может принимать негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление. Негативное направление обнаруживается у людей  со слабой способностью к адаптации, таких, которые борются за превосходство  посредством эгоистичного поведения  и озабоченности достижением  личной славы за счет других. Хорошо приспосабливающиеся люди, наоборот, проявляют свое стремление к превосходству  в позитивном направлении, так, чтобы  оно соотносилось с благополучием  других людей. В-четвертых, утверждал Адлер, стремление к превосходству сопряжено с большими энергетическими тратами и усилиями. В результате влияния этой силы, сообщающей жизни энергию, уровень напряжения у индивидуума скорее растет, чем снижается. И, в-пятых, стремление к превосходству проявляется как на уровне индивидуума, так и на уровне общества. Мы стремимся стать совершенными не только как индивидуумы или члены общества — мы стремимся совершенствовать саму культуру нашего общества. В отличие от Фрейда, Адлер рассматривал индивидуума и общество обязательно в гармонии друг с другом.

 

Итак, Адлер описывал людей  живущими в согласии с внешним миром, но постоянно стремящимися его улучшить. Однако гипотеза, согласно которой у человечества есть только одна конечная цель — развивать свою культуру — ничего не говорит нам о том, каким образом мы, как индивидуумы, пытаемся достичь данной цели. Эту проблему Адлер разрешал при помощи своей концепции стиля жизни.

 

 

9. Стиль жизни

 

 

Стиль жизни, в первоначальном варианте "жизненный план", или "путеводный образ", представляет собой наиболее характерную особенность  динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума  способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования  индивидуума.

 

Как проявляется в действии стиль жизни индивидуума? Для  ответа на этот вопрос мы должны ненадолго  вернуться к понятиям неполноценности  и компенсации, поскольку именно они лежат в основе наших стилей жизни. Адлер пришел к выводу, что  в детстве мы все чувствуем  себя неполноценными или в воображении, или в реальности, и это побуждает  нас каким-то образом компенсироваться. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторные усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни — комплексом поведенческой  активности, направленной на преодоление  неполноценности. Итак, стиль жизни  основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности  и, благодаря этому, упрочивающих чувство  превосходства.

 

С точки зрения Адлера, стиль  жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается  тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержне поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, каким сторонам своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышления — то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут - отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность — опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек напротив, работает над своим физическим совершенствованием и структурируем жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, рассуждает, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, если говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни.

 

Типы личности: установки, связанные со стилями жизни. Адлер  напоминает, что постоянство нашей  личности на протяжении жизни объясняется  стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также  определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля  жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используй для  решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки  зрения Адлера ни одна из этих задач  не стоит особняком — они всегда взаимосвязаны, и решение зависит  от нашего стиля жизни: "Решение  одной помогает приблизиться к решению  других; и действительно, мы можем  сказать, что они представляй  собой разные аспекты одной и  той же ситуации и одной и той  же проблемы -необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в той окружении, которое у них есть".

 

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, выделение  личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого  обобщения, Придерживаясь этого  мнения, Адлер весьма неохотно предложил  типологию установок, обусловленных  стилями жизни. В этой классификации  типы выделяются на основании того, как решаются три главные жизненные  задачи. Сама классификация построена  по принципу двухмерной схемы, где одно измерение представлено "социальным интересом", а другое — "степенью активности". Социальный интерес  представляет собой чувство эмпатии ко всем людям; проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради общего успеха, чем для личных выгод. В теории Адлера социальный интерес выступает основным критерием психологической зрелости; его противоположностью является эгоистический интерес. Степень активности имеет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных проблем. Понятие "степень активности" совпадает по значению с современными понятиями "возбуждение", или "уровень энергии". Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы. Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве; он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

 

Первые три адлеровских типа установок, сопутствующих стилям жизни, — это управление, получение и избегание. Для каждой из них характерна недостаточная выраженность социального интереса, но они различаются по степени активности. У четвертого типа, социально-полезного, присутствуют и высокий социальный интерес, и высокая степень активности. Адлер напоминает нам, что ни одна типология, какой бы хитроумной они ни была или ни казалась, не может точно описать стремление личности к превосходству, совершенству и целостности. Тем не менее, описание этих установок, сопутствующих стилям жизни, в некоторой степени облегчит понимание поведения человека с позиции теории Адлера.

 

Управляющий тип. Люди самоуверенные  и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для  них характерна установка превосходства  над внешним миром. Сталкиваясь  с основными жизненными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные правонарушители и наркоманы — два примера людей, относящихся к управляющему типу по Адлеру.

 

Берущий тип. Как следует  из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше. Однако так как они обладают низкой степенью активности, то маловероятно, что они причинят страдания другим.

 

Избегающий тип. У людей  этого типа нет ни достаточного социального  интереса, ни активности, необходимой  для решения своих собственных  проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь  характеризуется социально-бесполезным  поведением и бегством от решения  жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем  в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность  неудачи.

 

Социально-полезный тип. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем  соединены высокая степень социального  интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован  в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи —  работу, дружбу и любовь - как социальные проблемы. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение этих жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

 

В двухмерной теории установок, сопутствующих стилям жизни, отсутствует  одна возможная комбинация: высокий  социальный интерес и низкая активность. Однако невозможно иметь высокий  социальный интерес и не обладать высокой активностью. Иными словами, индивидуумам, имеющим высокий социальный интерес, приходится делать что-то, что  принесет пользу другим людям.

 

 

10. Социальный интерес

 

 

Еще одна концепция, имеющая  решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес. Концепция социального  интереса отражает стойкое убеждение  Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с  другими людьми и, еще более широко, — социально-культурный контекст, в  котором мы живем. Но даже в большей  степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные  изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех I человеческих стремлений.

 

В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и  потребностью доминировать над другими, В частности, он считал, что людей  толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство  неполноценности и стремление к  превосходству. Эти взгляды встретили  широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики  считали, что позиция Адлера в  вопросе мотивации представляет собой не более чем замаскированную  версию доктрины Дарвина о том, что  выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система  Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в  значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или  иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей  сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего  свое выражение в концепции социального  интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности  делу социальной пользы. Выражение "социальный интерес" происходит от немецкого  неологизма Gemeinschafttsgefuhl — термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде "социального чувства", "чувства общности" или "чувства солидарности". Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство идентификации с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

 

Адлер считал, что предпосылки  социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования  привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

 

Социальный интерес развивается  в социальном окружении. Другие люди — прежде всего мать, а затем  остальные члены семьи способствуют протесу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский клад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

Информация о работе Психологические комплексы по Адлеру