Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:37, контрольная работа
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся оргазмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название "индивидуальная психология", поскольку в латыни "individuum" означает "неделимый" — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом.
Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
Социальная принадлежность индивидуума
Индивидуальная субъективность
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
Чувство неполноценности и компенсация
Стремление и превосходству
Стиль жизни
Социальный интерес
Творческое "Я"
Порядок рождения
Так как социальный интерес
возникает в отношениях ребенка
с матерью, ее задача состоит в
том, чтобы воспитывать в ребенке
чувство сотрудничества, стремление
к установлению взаимосвязей и товарищеских
отношении качеств, которые Адлер
считал тесно переплетенными. В идеале
мать проявляет истинную любовь к
своему ребенку — любовь, сосредоточенную
на его благополучии, а не на собственном
материнском тщеславии. Эта здоровая
любовь проистекает из настоящей
заботы о людях и дает возможность
матери воспитывать у своего ребенка
социальный интерес. Ее нежность к мужу,
к другим детям и людям в
целом служит ролевой моделью
для ребенка, который усваивает
благодаря этому образцу
Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также, и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовав себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления и социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.
Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивна установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегав двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.
Наконец, согласно Адлеру, огромное
влияние на развитие у ребенка
социального чувства оказывают
отношения между отцом и
Социальный интерес как
показатель психического здоровья. Согласно
Адлеру, выраженность социального интереса
оказывается удобным критерием
оценки психического здоровья индивидуума.
Он ссылался на него, как на "барометр
нормальности" — показатель, который
можно использовать при оценке качни;
жизни человека. То есть, с позиции
Адлера, наши жизни ценны только
в той степени, в какой мы способствуем
повышению ценности жизни других
людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему
беспокоятся о других; их стремление
к превосходству социально
У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение — они поглощены своими интересами и самозащитой.
11. Творческое "Я"
Ранее мы отмечали, что фундамент
стиля жизни закладывается в
детские годы. По убеждению Адлера,
стиль жизни настолько прочно
кристаллизуется к пяти годам
жизни ребенка, что потом он продвигается
в этом же направлении всю жизнь.
При односторонней
Концепция творческого "Я" является самым главным конструктом адлеровского теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придаст ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Иными словами, каждый человек имеет возможность свободно создавать свой собственный стиль жизни. В конечном счете, сами люди ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни века, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.
Предполагая существование
творческой силы, Адлер не отрицал
влияния наследственности и окружения
на формирование личности. Каждый ребенок
рождается с уникальными
Где истоки творческой силы человека? Что побуждает ее развиваться? Адлер не полностью ответил на эти вопросы. Лучшим ответом на первый вопрос, скорее всего, будет следующий: творческая сила человека представляет собой результат долгой истории эволюции. Люди обладают творческой силой, потому что они являются людьми. Мы знаем, что творческие способности расцветают в раннем детстве, и это сопутствует развитию социального интереса, но почему именно и как он развивается, пока остается без объяснений. Тем не менее, их присутствие дает нам возможность создавать наш собственный уникальный стиль жизни, исходя из способностей и возможностей, данных наследственностью, и окружением. В адлеровской концепции творческого "Я" отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.
12. Порядок рождения
Исходя из важной роли социального контекста в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей — все это меняется в результате появления в семье следующих детей! сильно влияет на формирование стиля жизни.
По Адлеру, порядок рождения
(позиция) ребенка в семье имеет
решающие значение. Особенно важно
восприятие ситуации, что, скорее всего,
сопутствует определенной позиции.
То есть от того, какое значение придает
ребенок сложившей ей ситуации, зависит,
как повлияет порядок его рождения
на стиль жизни. Боле того, поскольку
это восприятие субъективно, у детей,
находящихся в любой позиции,
могут вырабатываться любые стили
жизни. Однако в целом определении
психологические особенности
Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было "как полагается". Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.
Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка как положение "монарха, лишенного трона", и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший 6м или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок осознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец "приучает себя к изоляции" и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности и одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок в семье скорее вся консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому я часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.
Единственный ребенок. Адлер
считал, что позиция единственного
ребенка уникальна, потому что у
него нет других братьев или сестер,
с которыми ему приходилось бы
конкурировать. Это обстоятельство,
наряду с особой чувствительностью
к материнской заботе, часто приводит
единственного ребенка к
Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.
Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, нем первый, начать разговаривать или ходить. "Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспеют его опередить. Он все время мчится на всех парах".
В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.
Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока "лишения трона" другим сиблингом и, будучи "малышом" или "баловнем" семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и рому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.
Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о "борющемся младшем ребенке", как о возможном будущем революционере.
Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание "типичного" старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что noзиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное). Интерес Адлера к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами.