Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:37, контрольная работа
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся оргазмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название "индивидуальная психология", поскольку в латыни "individuum" означает "неделимый" — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом.
Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
Социальная принадлежность индивидуума
Индивидуальная субъективность
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
Чувство неполноценности и компенсация
Стремление и превосходству
Стиль жизни
Социальный интерес
Творческое "Я"
Порядок рождения
13. Фикционный финализм
По убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, и но нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления — достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма — идею о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.
Адлер развивал мысль о
том, что наши основные цели (те цели,
которые определяют направление
нашей жизни и ее назначение) представляют
собой фиктивные цели, соотнесенность
которых с реальностью
По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной и фиктивной целью. Он также полагал, что превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, явись субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его "история жизни" приобретает дополнительное объяснение.
Хотя фиктивные цели не
имеют аналогов в реальности, они
часто помогают и более эффективно
разрешать жизненные проблемы. Адлер
настаивал на том, что если подобные
цели не выполняют функции ориентира
в повседневной жизни, их следует
или изменить, или отбросить. То,
что фикция может быть полезней,
звучит странно, но один пример прояснит
этот вопрос. Женщина-врач стремившая
достичь более высокого профессионального
уровня, по сравнению со своими коллегами.
Но превосходство не имеет четких
границ. Она всегда может знать
еще что-то новое по своей специальности.
Конечно, она может больше посвящать
чтению медицинских журналов. Кроме
того, она может углубить свои знания,
посещая заседания
В заключение следует сказать, что концепция фикционного финализма показывает, какое значение придавал Адлер телеологическому или ориентированной на цель подходу к проблеме мотивации человека. В его понимании, на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не" нее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности.