Психологические комплексы по Адлеру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:37, контрольная работа

Описание

Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся оргазмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название "индивидуальная психология", поскольку в латыни "individuum" означает "неделимый" — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом.

Содержание

Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству
Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое
Социальная принадлежность индивидуума
Индивидуальная субъективность
Индивидуальная психология: основные концепции и принципы
Чувство неполноценности и компенсация
Стремление и превосходству
Стиль жизни
Социальный интерес
Творческое "Я"
Порядок рождения

Работа состоит из  1 файл

Индивидуальная теория личности.docx

— 43.23 Кб (Скачать документ)

 

 

13. Фикционный финализм

 

 

По убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, и но нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления — достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма — идею о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.

 

Адлер развивал мысль о  том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление  нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые  люди, например, могут выстраивать  свою жизнь, исходя в представления  о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь  почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение — просто фикция, тому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что они заслуживают. Другой пример фикции, оказывающей огромное влияние  на бессчетное число людей, — вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что ни жили на земле  праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь можно считать  по большому счету фикцией, поскольку  не существует эмпирического или логического доказательства его существования. Тем не менее, подобные утверждения реальны для тех, кто принимает религиозную систему верований. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: "Честность — лучшая политика", "Все люди созданы равными", "Мужчины стоят выше женщин".

 

По Адлеру, стремление индивидуума  к превосходству управляется  выбранной и фиктивной целью. Он также полагал, что превосходство  как фиктивная цель является результатом  самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована собственной  творческой силой индивидуума, что  делает ее индивидуально-уникальной. Таким  образом, стремление к превосходству  как к фиктивной цели, явись  субъективно понимаемым идеалом, имеет  огромное значение. Когда фиктивная  цель индивидуума известна, все последующие  действия наполняются смыслом, и  его "история жизни" приобретает  дополнительное объяснение.

 

Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они  часто помогают и более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер  настаивал на том, что если подобные цели не выполняют функции ориентира  в повседневной жизни, их следует  или изменить, или отбросить. То, что фикция может быть полезней, звучит странно, но один пример прояснит этот вопрос. Женщина-врач стремившая достичь более высокого профессионального  уровня, по сравнению со своими коллегами. Но превосходство не имеет четких границ. Она всегда может знать  еще что-то новое по своей специальности. Конечно, она может больше посвящать  чтению медицинских журналов. Кроме  того, она может углубить свои знания, посещая заседания профессиональных обществ и медицинские семинары. Но конечной цели - достижения превосходства  она никогда, в сущности, не достигнет  в полной мере. Тем не менее, ее стремление достичь самого высокого профессионального  уровня является полезным и здоровым. И она, и ее пациенты, скорее всего, извлекут выгоду из этого стремления.

 

В заключение следует сказать, что концепция фикционного финализма показывает, какое значение придавал Адлер телеологическому или ориентированной на цель подходу к проблеме мотивации человека. В его понимании, на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не" нее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности.


Информация о работе Психологические комплексы по Адлеру