Психологические особенности личности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 14:44, реферат

Описание

Успешный руководитель должен располагать полной информацией о своём предприятии, о продукции и услугах; людях, занятых на предприятии; о конкурентах.

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ

2 КАЧЕСТВА ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

3 ЧЕРТЫ СЛАБОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

3 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

4 ТРИ ВИДА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

7 ТИПЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
13 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности личности руководителя.docx

— 47.25 Кб (Скачать документ)

В процессе изменения  старого механизма управления и  формирование нового совершается качественный переворот в силе управления. Рождаются  новые, непривычные ситуации, нуждающиеся  в неординарных и результативных методах воздействия. В руководстве  организации нужны хорошо подготовленные руководители.                                                        
 
 

 СТИЛИ  РУКОВОДСТВА  

Стиль руководства  является принадлежностью всякого  аппарата управления.По этому различают индивидуальный и общий стили руководства. Индивидуальный стиль рассматривается как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива.Особенности личности руководителя включают субъективное начало, субъективный элемент стиля :

принципы и  установки, обуславливающие умение пользоваться властью;

специфику психического склада руководителя – его темперамент  и характер;

выбор форм и  методов воздействия на подчинённых  в каждой конкретной ситуации; неповторимые личные качества, определяющие управленческий почерк; 

индивидуальные  особенности исполнения социальных ролей; 

уровень профессиональных знаний, интеллекта, культуры, определяющих характер поведения.

Субъективные  факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются  под влиянием окружающей среды. Объектиный стиль руководителя диктуется сознательной целью, определяющей способ и характер его действий:

спецификой систем, целей, задач, структуры;

закономерностями  управления;

функциональным  назначением сферы конкретной деятельности;

особенностями руководимого коллектива- структурой, уровнем подготовки, характером взаимоотношений, социально – психологическими чертами исполнителей;

уровнем практики управления;

способами и  приёмами управления, используемыми руководством;  

Поиск правильного  пути руководства представляет собой  сферу приложения усилий множества  людей.Происходящие изменения в современном, техническо –интенсивном, прогрессивном, информационном мире заставляют пересматривать нормы и ценности руководства людьми в организацмях и предприятиях.Проблема стиля руководства – это тема потенциала взаимодействия людей, включённых в совместную деятельность.Стиль выступает в качестве психологической системы и согласованности с совокупностью деятельности руководителя с внешней средой.

Стиль руководства  – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его  отношении с подчинёнными. Это  способ, которым руководитель управляет  подчинёнными, и в котором выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения ( устойчивое и инавариантное).

Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый подчинёнными зависит  от личных качеств подчинённых и  требований со стороны внешней среды. Если у подчинённых наблюдается  большая потребность в самоуважении и принадлежности, то стиль поддержки (ориентированный на человеческие отношения) будет самым подходящим. Если же у подчинённого существует потребность  в автономии и самовыражении, он предпочитает инструментальный ( ориентированный на задачу) стиль.

К.Левин предложил разделить системы воздействия одного человека на группу людей на :      

         АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ.

Это жесткие, централизованные  приёмы управлениия, пересечения инициативы, единоличные решения основных и мелких вопросов в жизни коллектива. Руководители авторитарного стиля сосредатачивают всю власть в своих руках и не поощряют формирование отношений между подчинёнными. Сознательно ограничивают контакты с подчинёнными и между подчинёнными.

Такой руководитель догматичен, жаждет подчинения своей воле, не терпит возражений, не прислушивается к чужому мнению, часто вмешивается в работу подчинённых и жестко контролирует их действия. Критику не выносит , не признаёт своих ошибок, но любит покритиковать других. 

Основным механизмом административного воздействия  при авторитарном стиле является внушение, а формой воздействия- приказ, распоряжение.

Автократ работает много, заставляет работать других, в  том числе внерабочее время.

Наиболее эффективен в экстремальных условиях,при лимите времени и на больших предприятиях.При данных обстоятельствах управление должно быть наиболее централизованным и однонаправленным.

НЕДОСТАТКИ АВТОРИТАРНОГО  СТИЛЯ

Ориентация на формальные способы воздействия  приводит к тому, что среди подчинённых  нарастает наряжение, конфликтность.  

Главным недостатком  является отсутствие уважения к своим подчинённым. 

Автократ может  оказывать и психологическое  давление на своих подчинённых , которое проявляется в виде угроз.

Отсутствие структуированных отношений приводит к тому, что часто подчинённые не знают цели, которая известна только руководителю, и деятельность таких руководителей носит неосмысленный, имитационный характер.          

 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ  СТИЛЬ.

Это распределение  функций и ответственности, самостоятельности  между членами группы. Основными  принципами демократического стиля  являются коллегиальность и поощрение  инициативы. Руководитель, практикующий демократический стиль, ориентирован на убеждение как основной механизм воздействия, а в качестве основной формы воздействия используются групповые процедуры ( собрания, совещания).

Руководитель- демократ во всей своей деятельности лично  занимается только наиболее сложными и важными вопросами, предоставляя подчинённым решать всё остальное.Он старается часто советоваться и прислушиваться к мнению своих подчинённых. Никогда не подчёркивает своего превосходства, разумно реагирует на критику.,не уходит от ответственности.         

В психологической  литературе данный стиль является идеальной  формой упрпавления.

Наиболее эффективен в тех ситуациях, когда деятельность осуществляется в стандартных условиях, поэтому возможно принимать алгоритмы обсуждения и группового принятия решения.                  

НЕДОСТАТКИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Не смотря на коллегиальность, основные решения принимаются на высшем уровне управления, а сотрудники выступают в роли совещательного органа.

Ориентация на демократические процедуры приводит руководителя к убеждению о том, что сами эти процедуры и обеспечивают правильность принимаемых решений  и их эффективность. При данном стиле управления порядок принятия решения всегда главенствует над задачей и содержанием обсуждаемой проблемы.

В нестандартных условиях, из-за отсутствия времени этот стиль является неэффективным. 
 
 
 

ТИПЫ  РУКОВОДИТЕЛЕЙ

   Харизматичный лидер

   Это главный герой всех американских историй успеха. Человек, как правило, без высшего образования (это  если по американской мечте), построивший  бизнес с нуля своими руками. Он умеет  вдохновлять людей, как никто  другой (да, это умели и знаменитые полководцы, тот же Ганнибал, который  потерял почти 40 тысяч человек  при переходе через Альпы ради мечты о завоевании Рима). Его  энергия заразительна. Именно в компаниях  с такими руководителями чаще всего  случаются технические революции.

   Подобный  управленец обычно игнорирует дресс-код, всегда готов выслушать любого сотрудника, что, правда, не значит, что он согласится с его мнением. Как показывает история, именно к такому типу руководителей более всего привязаны служащие компании, так как его идеи служат для них неким катализатором, переходящим впоследствии в преданность. Вырасти вместе с таким руководителем может каждый работник. И это одно из главных преимуществ подобного стиля. Уверенность в себе и воля являются основными чертами данного типа. Подобный управленец терпеть не может поражений, так как это бьет по его ЭГО.

   Конечно, тот факт, что данный руководитель всячески поощряет риск и новые идеи также положительно сказывается на талантливых сотрудниках. Правда, харизматичный лидер сегодня актуален далеко не везде. Такой руководитель, конечно, является самым популярным в США, высока его популярность во многих странах Европы (англосаксонских). Но вот в Азии и Австралии такой тип руководства вовсе неприемлем. В силу культурных традиций.

   Кроме того, стоит отметить, что подобный стиль руководства очень продуктивен  на стадии становления бизнеса. Когда  воля является одним из важнейших  атрибутов успеха. В случае разрастания  компании руководителю придется меняться, хотя, конечно, не кардинальным образом. Одним из самых известных представителей данного типа является сооснователь Apple Стив Джобс.

   Дипломат

   Из  названия уже становится понятно, что  подобный управленец основное внимание уделяет командной деятельности. Пожалуй, это лучший тип руководителя для бизнесов, где работают высокообразованные специалисты (которые могут быть намного умнее управленца, например ученые). Дипломат характеризуется  доброжелательностью,  компетентностью, способностью слушать.

   Как правило, главное задачей дипломата  является установка равноправных отношений  с сотрудниками. Они не подчиненные, а партнеры. Все наиболее значимые решения принимаются после обсуждений с сотрудниками, причем дипломат старается  сделать так, чтобы были учтены мнения всех и каждого. Настолько насколько это, конечно, возможно в конкретно взятой фирме.

   Наибольшей  популярностью дипломаты пользуются в Японии. Именно из этой страны и  пришел данный тип руководства. Мудрый, понимающий, что без других людей невозможно добиться успеха. При этом данный руководитель не считает себя выше других. Он никогда не скажет: «Я это сделал», но всегда может отметить: «Мы сделали это».

   Если  говорить о представителях данного  типа, то сразу же на ум приходит Коносуке Мацусита из компании Panasonic. Кроме Азии подобный тип руководства пользуется большой популярностью и в Латинской Америке.

   Гуманист

   Данный  тип руководителя рассматривает  компанию, как одну большую семью. Он, прежде всего, ценит сотрудников  как людей, и уже потом обращает внимание на их профессиональные качества. В компаниях такого типа сотрудники часто отдыхают вместе, дружат, выезжают на природу. Начальник вполне может  решить некоторые проблемы подчиненных  (например, добровольно оплатить лечение их родственников, причем он сам позвонит врачу, чтобы узнать, как состояние больного не потому, что это надо для работы, а чисто из человеческих соображений).

   В компаниях, где у руля стоит гуманист, обычно нет каких-то штрафов, жестких  систем для контроля сотрудников. Несомненно, такой стиль руководства лучше  всего применим в маленьких фирмах, так как с ростом компании руководителю будет все сложнее общаться с  каждым сотрудником, как с другом. Наибольшей популярностью подобный стиль пользуется в некоторых  странах Латинской Америки, Китае. В Европе и США руководители-гуманисты  не прижились. Во-первых, потому, что  здесь не любят вмешательство  в личную жизнь (даже из добрых побуждений), а во-вторых, здесь выше доходы, и  совсем другой стиль работы, из-за чего выстроить такие отношения крайне сложно.

   Демократ

   Демократ  характеризуется тем, что готов  делегировать часть своих полномочий сотрудникам. Тем самым, разделив с  ними и ответственность за результат. Надо отметить, что демократ должен полностью доверять своим работникам и быть уверенным в том, что  они справятся с теми задачами, которые он перед ними ставит.

   Подобный  руководитель достаточно тесно общается с коллективом. Более того, часто  проводит с сотрудниками нерабочее  время (бильярд, боулинг, рыбалка и  так далее). Он не считает себя избранным, и уж тем более кем-то, кто ставит себя выше сотрудников. Все равны, и  могут в любой момент высказаться. Правда, это не значит, что в компаниях, где у руля стоит демократ, отсутствует  контроль выполняемой работы. Просто контролем занимается не только руководитель, но и те работники, которым были делегированы определенные полномочия. Они уже  отчитываются о проделанной работе перед руководителем. И конечно на них висит ответственность за результат. И перед коллективом в том числе.

Информация о работе Психологические особенности личности руководителя