Психологические особенности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 14:00, контрольная работа

Описание

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Содержание

Пояснительная записка

1 этап: Психологические особенности младших школьников

2 этап: Целеполагание

3 этап: Проектирование

Самоанализ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Урок.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Пояснительная записка

1 этап: Психологические особенности младших  школьников

2 этап: Целеполагание

3 этап: Проектирование

Самоанализ

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 этап: Психологические особенности младших школьников  

     Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

     Поступление в школу вносит важнейшие изменения  в жизнь ребёнка. Основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.

     Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

     На  первых порах учащиеся начальной  школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

     Вначале у него формируется интерес к  самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

     Формирование  интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

     Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

     Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

     Наиболее  характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

     В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

     Некоторые возрастные особенности присущи  вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного  внимания. Возможности волевого регулирования  внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать, лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.).

     Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё  новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

     Возрастные  особенности памяти в младшем  школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

     Основная  тенденция развития воображения  в младшем школьном возрасте –  это совершенствование воссоздающего  воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д.

     Под влиянием обучения происходит постепенный  переход от познания внешней стороны  явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

     Аналитико-синтетическая  деятельность в начале младшего школьного  возраста ещё весьма элементарна, находится  в основном на 
стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.

     Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

     Всё это решающим образом сказывается  на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

     В младшем школьном возрасте закладывается  фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

     Характер  младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

     Возрастной  особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство.

     Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность  сказывается, во-первых, в том, что  их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

     Большие возможности предоставляет младший  школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько  лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.   
 
 
 

      2 этап: Целеполагание 

     Цели: Обучающие – закрепить знания о человеке, его способностях, деятельности и труде, обобщить знания о человеке как о представителе живой природе, как разумного существа; продолжать формирование произвольности психических процессов, совершенствовать навыки логического запоминания; 

     Цели: Воспитательные – формировать творческое отношение к делу, самоконтроль и произвольность поведения; воспитывать инициативу и самостоятельность, культуру общения; 

     Цели: Развивающие – развивать умение выделять главное, анализировать, обобщать, делать выводы, осуществлять перенос знаний и умений, развивать познавательные способности, активность, инициативность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 этап: Проектирование

     План-конспект урока по психологии для учащихся 2-х  классов (8-9 лет) 

     Тема «Человек – существо разумное».

     Цель: Рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы; познакомить детей с познавательными процессами.

     Тип урока: комбинированный

     Методы обучения и воспитания рассказ, беседа, самостоятельная работа, составление схем, проблемный метод.

     Оборудование: плакат с кроссвордом; карточки опоры (человек, разумное существо, знание, чувства и т.д.) 

     Ход урока 

     I. Организационный момент

     Встаньте, пожалуйста, ровно и давайте поприветствуем друг друга Попросить дежурных назвать  фамилии отсутствующих.

     II. Проверка домашнего задания. Собрать тетради на проверку.

     III. Актуализация знаний. Творческое задание

     Совместное отгадывание кроссворда: 

            1                                          
 
     2
                                                
                   3                                   
     4                            
                   5                                   
            6                                          
                   7                                          
 

     1. Кто в каждый встреченный цветок

     Свой  опускает хоботок,

     А после – в улей Мчится пулей,

Информация о работе Психологические особенности младших школьников