Психологические особенности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 14:00, контрольная работа

Описание

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Содержание

Пояснительная записка

1 этап: Психологические особенности младших школьников

2 этап: Целеполагание

3 этап: Проектирование

Самоанализ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Урок.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

     И что-то прячет в уголок? (Пчела)

     2. Кто в лесу огромней всех,

     Кто богатый носит мех,

     Кто в берлоге до весны

     Днем  и ночью смотрит сны? (Медведь)

     3. Горбоносый, длинноногий,

     Великан ветвисторогий.

     Ест траву, кустов побеги,

     С ним тягаться трудно в беге.

     Коль  такого довелось

     Встретить, знай, что это... (Лось)

     4. Некрасивый он, пожалуй...

     Вместо  носа – шланг пожарный,

     Уши вроде опахал,

     Ростом  с башню отмахал. (Слон)

     5. Смел и зол разбойник серый,

     Чуть  козу вчера не съел он.

     К счастью, Тузик и Трезорка

     За  отарой смотрят зорко.

     Еле ноги уволок

     От  собак матерый... (Волк)

     6. Сквозь летние сумерки парка

     По  краю искусственных вод,

     Красавица птица-дикарка,

     Как белое диво плывет. (Лебедь)

     7. Кто-то в сумке носит спички,

     Кто-то – важные вещички,

     Кто-то – книжки и игру,

     А детишек –...(Кенгуру). 

     - Давайте вместе прочитаем полученные слова. (Пчела, медведь, лось, слон, волк, лебедь, кенгуру.)

     - Что заметили? (Это животные, они относятся к одному из царств живой природы.) 

     IV. Сообщение темы и целей занятия. Формулируется учителем после решения кроссворда учениками.

     - Кто может прочитать слово, которое получилось в выделенном столбике кроссворда (Человек.)

     - Правильно, это тема нашего занятия (выставляется карточка-опора «Человек»). Сегодня мы с вами поговорим о человеке, как разумном существе. 

     V. Изучение нового материала. Использование репродуктивного 
метода (беседа) «Человек – разумное существо».

     Человек – это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в труде.

     - Итак, человек – часть природы, ее живого мира, и относится к царству людей. Докажите, что человек – часть живой природы. (Человек дышит, питается, развивается, растет, у него рождаются дети, умирает.)

     - И все же человек отличается от других объектов живой природы. Чем? (Ответы детей.)

     - Отличие огромно. Человек – разумное существо.

     Выставляется  опора «разумное существо»

     Среди животных тоже немало сообразительных, например, дельфины, собаки и др., но только человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, дороги, фабрики, заводы и др.

     - Посмотрите на эту картину и назовите предметы, сделанные человеком. (Часы, кувшин, мост, компьютер и др.)

     - А где же у человека находится разум? (В головном мозге.) Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Благодаря головному мозгу каждый из нас носит целый мир. В любую минуту, никуда не выходя из комнаты, мы можем представить и звездное небо, и густой туман, и любого человека, которого знаем. Разве это не удивительно?

     Все эти картины, которые рисует мозг, отражает наши знания о мире.

     Если  добавить к ним еще переживания (радость, восторг, сочувствие, сожаление  и др.), вы поймете, как сложен внутренний мир человека.

     Внутренний  мир человека называют душевной жизнью, его изучает особая наука – психология (от греческих слов «психе» – душа и «логос» – наука).

     Знания  не даются человеку от рождения. В течение  всей жизни он познает мир. Как  же человек получает знания? Познание начинается с органов чувств.

     - Какие органы чувств вы знаете?

     - Отгадайте загадку:

     Один  говорит,

     Двое  глядят,

     Двое  слушают.

         (Язык, глаза, уши)

     - О каких органах чувств говорится в загадке? (Глаза, уши.)  
 
 
 
 

     IV. Физкультминутка

     Комплекс  для улучшения мозгового кровообращения:

     1. Исходное положение – сидя на стуле.

     И раз, и два – голову отвести назад и плавно наклонить назад.

    И три, и четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз.

     2. Исходное положение – сидя, руки на поясе.

     Раз – поворот головы направо.

     Два – исходное положение.

     Три – поворот головы налево.

     Четыре  – исходное положение.

     Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

     3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

     Раз – правую руку вперед, левую – вверх.

     Два – сменить положение рук.

     Повторить 6-8 раз.

     4. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе.

     Раз – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево.

     Два – исходное положение.

     Три – четыре – то же правой рукой.

     Повторить 4-6 раз в медленном темпе.

     Комплекс  упражнений гимнастики для глаз:

     1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

     2. В среднем темпе проделать  3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза. 

     VI. Закрепление материала. Практическое задание с элементами моделирования.

     Органы  чувств посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит восприятие – это первая ступень познания.

     Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступень познания. Благодаря памяти человек накапливает в своем мозгу знания. Когда говорят: «вспомни», значит надо «достать» что-нибудь нужное из памяти.

     На  доске появляется схема:

     Знания: 1. Восприятие;

     2. Память;

     3. Мышление;

     4. Воображение.

     Обсуждение  схемы 

     VII.   Применение   полученных   знаний   на   практике,   диспут «Ступени познания», решение задач

     Какая бывает память

     Память  бывает разная. Представь, у тебя новый  номер телефона, и ты хочешь, чтобы  твои друзья его запомнили. Один говорит: «Скажи, и я запомню». Это значит, у него хорошая устная или слуховая память.

     Другой  просит, чтобы ты записал для него свой новый телефон. У него зрительная память: он лучше запомнит то, что  видит.

     А третий говорит: «Сейчас запишу, тогда  уж точно не забуду». Оказывается, у него моторная память, связанная с движениями его руки.

     Интереснее  и надежнее развивать в себе и  использовать сразу все виды памяти.

     Память  иной раз творит чудеса, а иногда любит подшутить.

     - Послушайте стихотворение Юрия Владимирова и скажите, не бывало ли с вами такого?

     Я послал на базар чудаков.

     Дал чудакам пятаков.

     Один  пятак – на кушак,

     Один  пятак – на колпак,

     А третий пятак – так.

     По  пути на базар чудаки

     Перепутали  все пятаки.

     Который пятак – на кушак,

     Который пятак – на колпак,

     А который пятак – так.

     Только  ночью пришли чудаки,

     Принесли  мне назад пятаки.

     - Извините, но с нами беда,

     Мы  забыли, который – куда.

     Который пятак – на кушак,

     Который пятак – на колпак,

     А который пятак – так. 

     Что главное в запоминании? Правильно понять, что к чему. Понял – считай, что запомнил.

     Но  человек не только запоминает сведения об окружающем мире. Он их обдумывает, сравнивает, связывает, делает выводы. Это называется мышлением. Это третья ступень познания.

     С мышлением связано еще одно свойство человека – способность представлять себе то, чего нет перед ним. Эта способность называется воображением или фантазией. Без воображения невозможно творчество. Это четвертая ступень познания.

     Далее выполняются задания «Подумай» 

     1. Игра «Четвертый  лишний».

     На  доске анаграммы. Расшифруйте слова, запишите.

     Кинтсорт  амод (тростник) (дома);

     Кинтсев арог (вестник) (гора);

     Овтсвуч ытевц (чувство) (цветы);

     Икзам акпаш (глазки) (шапка).

     2. Вычеркни из логического ряда лишнее слово:

     Шапка, пальто, шуба, нож;

     Ручка, яблоко, слива, груша;

     Велосипед, мотоцикл, лавка, автобус.

     3. Развиваем ум.

     Объедини  одним правилом:

     Гроза, зима, река, гора;

     Шиповник  животное, чуткий, щавель;

     Городки, шапка, шубка;

     Объявление, съедобные (грибы);

     Льет, пьет, бьет, вьет.

     4. Учимся запоминать.

     На  доске слова сыр, платье, бумага, книга, компот, шарф, костюм, варенье, тетрадь, карандаш.

     Наша  задача запомнить эти слова. Прочитайте и подумайте, как удобнее эти  слова запомнить. Их можно сгруппировать по темам: одежда, продукты, школьные вещи. Поработаем со словами по группам. Закрываем слова, пишем по памяти. Можно еще раз открыть на 5 секунд. Запоминается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что появляется и исчезает. Когда я буду открывать на несколько секунд постарайтесь увидеть те слова, которые не можете вспомнить.

Информация о работе Психологические особенности младших школьников