Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:47, контрольная работа
Цель данной работы: изучить влияние феномена моды на психологию масс.
Задачи:
Рассмотреть историю вопроса;
Дать характеристику основных понятий;
Рассотреть теории исследования данного вопроса;
Проследить влияние данного феномена.
Введение ……………………………………………………………...……3
Глава 1. Проблема модны в зарубежной и отечественной литературе...4
История вопроса. ……………………………………..…..4
Характеристика понятий…………………………………5
Теории исследования проблемы…………………….. ….6
Структурно-динамическая характеристика исследуемого феномена…………………………………………………...7
Влияние данного феномена. ………………………….…9
Экспериментальные, эмпирические и практические данные по исследованию данной проблемы. ………………………….10
Заключение……………………………………………………………….13
Выводы…………………………………………………..………………..14
Литература………………………………………………………..………16
НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ им. П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Кафедра психологии им. А. Ц. Пуни
Психологические особенности моды.
Исполнитель: Студентка 4 курса Чередниченко В.А. |
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры психологии
НГУ им. П.Ф.Лесгафта,
канд. психологических наук
Андреев В.В.
С а н к т – П е т е р б у р г
2012г.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Проблема модны в зарубежной и отечественной литературе...4
Заключение……………………………………………………
Выводы…………………………………………………..………
Литература……………………………………………………
Введение.
Проблема с определением понятия «мода» достаточно сложна. Как и во многих других случаях в психологии масс мода, это нечто, что все знают, понимают и чувствуют, но сколько-нибудь четко определить затрудняются. Сложность заключается главным образом в том, что всякий раз речь идет о конкретных видах и разновидностях моды — следовательно, о совершенно разных вещах. Мода на одежду и мода на политические идеи, мода на коллекционирование фарфора и мода на автомобили — все это внешне разные вещи, всякий раз порождающие совершенно разные определения и значительную путаницу между людьми. Однако о какой бы из модных тенденций не шла речь: образ жизни, политика, спорт, одежда и др. неизменным остаётся их присутствие в жизни общества и цикличная схема проявлений.
В современном обществе мода
стала иметь ещё большее
Феномен моды интересен и важен для исследования, как один из способов воздействия на массы.
Цель данной работы: изучить влияние феномена моды на психологию масс.
Задачи:
Глава 1. Проблема модны в зарубежной и отечественной литературе.
1.1.История вопроса.
В самом широком смысле слова мода определяется как «существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры»1. Однако существует мода и как отношение к внутренним формам культуры — идеям, воззрениям. Кроме того, при подобном подходе настойчивый акцент делается на конкретность и изменчивость моды, ее обязательную связь с определенными периодами и этапами развития человечества. Стоит обратить внимание на то, что для характеристики одного из обязательных понятий в самом распространенном виде моды — моды на одежду, во всех европейских языках используется одно и то же, заимствованное из итальянского языка слово costume. И значение оно имеет противоположное: обычай, привычка. Таким образом, возникает нечто несовместимое: постоянно изменчивый обычай, непрерывно меняющаяся привычка. Особенность данного феномена и заключается в том, что на самом деле это действительно так. Мода есть и то и другое. И непрерывная изменчивость, и стабильная устойчивость. Меняются конкретные разновидности моды, но всегда остается мода как особое явление в психологии масс.
Хотя предположить наличие моды в первобытном обществе трудно, именно в таком виде как она существует на данный момент, но с античных времен мода существует как достаточно развитый феномен. Соответственно, давно известно и понятие «мода». Этимологически оно ведет свое происхождение от латинского modus, что переводится как «мера, способ, правило». В значительной степени такого рода трактовки сохраняют смысл и до нашего времени.
Согласно здравому смыслу,
мода — это не что-то особенно выдающееся:
это своего рода именно мера уникального
и привычного, старого и нового.
Это, безусловно, и способ быть соответствующим
чему-то общепринятому. Наконец, это, конечно,
и некоторое правило, нарушать которое
не вполне прилично. Из всего сказанного
следует, что само понятие «мода»
никогда точно не определялось с
эстетической точки зрения, хотя именно
к ней, по наиболее распространенному
мнению, наиболее близка мода, связываемая
с модной одеждой. Ближе всего
это понятие при анализе
возникающая преимущественно стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т. д.»2
Правда, развитие моды в последние десятилетия и появление целой «индустрии моды» заставляет сомневаться в стихийности ее возникновения. Так же далеко не очевидна связь моды именно с доминирующими в обществе настроениями — более явная связь прослеживается со вкусами и увлечениями, а также с тем, как понимается в том или ином обществе такая категория как «престиж». В конце концов, юноши носят джинсы совсем не потому, что у них доминирует некоторое особое настроение, а прежде всего потому, что долгое время это была очень престижная одежда. Еще в XVIII веке английский философ Т. Рид писал: «... Кажется, что человек, одетый по моде, принадлежит к знати и вращается в хорошем обществе»3
1.2.Характеристика понятий.
Согласно еще одной
из также социально-
Хотя опыт показывает, что
употребление слова «массовидное» обычно
представляет собой камуфляж: дескать,
похожее на массовое, хотя и не вполне
таковое. Трудно представить себе узкогрупповую
моду. Так же сложно представить себе отдельную,
вне общности, подражающую кому-то личность.
Или отдельная, самостоятельная личность
— или подражание как основной механизм
формирования психологии масс, а не личностей.
Стоит вспомнить, что в массе индивидуальная
сознательная личность исчезает.
К. К. Платонов предлагает рассматривать
«омонимы: мода как объективное социальное
отражаемое явление, создаваемое модельерами
и дизайнерами (статистика показывает,
что мода резко, обычно по закону контраста:
юбки "мини" и "макси", широкие
и узкие брюки, мелодичная музыка и диссонансы
— сменяется примерно через шесть лет);
в вариационной статистике, применяемой
при анализе психологических данных, мода
— наиболее часто встречающееся значение
вариантов данного ряда»
1.3.Теории исследования проблемы.
Любопытно писал о моде один из крупнейших отечественных исследователей психологии масс и, в частности, таких массовых явлений, как мода, Б. Ф. Поршнев: «Люди, придерживающиеся той или иной моды, могут и не принадлежать к какой-либо социологической общности. Но они и не составляют чисто статистической общности, потому что приобщаются к моде не независимо друг от друга по каким-либо одинаковым причинам, а перенимают ее при непосредственном контакте друг с другом. Говорят, что они заражают друг друга. Несомненно, что мода действительно является взаимным подражанием. Однако к области настроения, т. е. социальной психологии, относятся не сами по себе какие-либо модные вещи или действия, а «модность». Тут важна для психолога не столько позитивная сторона, сколько негативная. Человека увлекает не красота или полезность нового, а отличие от людей «немодных»; сама частая смена модных вещей отличает человека от тех, кто этого не делает. Таким образом, носители «модного» образуют некую в высшей степени аморфную, зыбкую социально-психологическую общность. Это как легкое дуновение ветерка среди более мощных и глубоких течений социальных эмоций» Таким образом, Поршнев различал «моду» как реальное жизненное явление, и «модность» как определенную социально-психологическую характеристику, которой наделяются те или иные предметы, явления, особенности, черты и т. д., тем самым превращаясь в феномены моды. За счет такого разделения он и выделял собственно психологическую специфику явления. Такой подход позволяет отказаться от поиска некоего всеобъемлющего определения моды (как показывает история, это едва ли возможно и явно непродуктивно) и дает возможность сосредоточиться на изучении ее внутренних, собственно психологических механизмов. Только такой, функциональный подход, связанный с пониманием механизмов действия моды, представляется адекватным для понимания моды как феномена массовой психологии.
Одна из первых попыток определения не моды вообще, а самого внутреннего механизма развития моды встречается уже у немецкого философа И. Канта в достаточно известном сочинении «О вкусе, отвечающем моде». В этой работе великий мыслитель писан: «Закон этого подражания (стремления) — казаться не менее значительным, чем другие, и именно это, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой». Следует подчеркнуть, что это просто подражание без всякой пользы. Кант полагал, что в моде нет никакой внутренней цели, и относил ее к «рубрике тщеславия». Хотя несколько дальше он писал еще о том, что в той же степени мода относится и к «рубрике глупости», так как «при этом имеется некоторое принуждение — поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие». И достаточно внятно завершал ход своих мыслей: «Всякая мода уже по самому своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни»5.