Психологические особенности моды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:47, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: изучить влияние феномена моды на психологию масс.
Задачи:
Рассмотреть историю вопроса;
Дать характеристику основных понятий;
Рассотреть теории исследования данного вопроса;
Проследить влияние данного феномена.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...……3
Глава 1. Проблема модны в зарубежной и отечественной литературе...4
История вопроса. ……………………………………..…..4
Характеристика понятий…………………………………5
Теории исследования проблемы…………………….. ….6
Структурно-динамическая характеристика исследуемого феномена…………………………………………………...7
Влияние данного феномена. ………………………….…9
Экспериментальные, эмпирические и практические данные по исследованию данной проблемы. ………………………….10
Заключение……………………………………………………………….13
Выводы…………………………………………………..………………..14
Литература………………………………………………………..………16

Работа состоит из  1 файл

реферат псих.docx

— 47.38 Кб (Скачать документ)

 

НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ им. П.Ф. ЛЕСГАФТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

Кафедра психологии им. А. Ц. Пуни

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ: «Психология  Массовой Коммуникации»

 

 

Психологические особенности моды.

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студентка 4 курса

Чередниченко В.А.

Научный руководитель:                                      _________________________

старший преподаватель                                                 (Подпись руководителя)

кафедры психологии                                       

НГУ им. П.Ф.Лесгафта,                                     «____» ______________2012г.

канд. психологических наук

Андреев В.В.

 

 

 

 

С а н к т  – П е т е р б у р  г 

2012г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...……3

Глава 1. Проблема модны в зарубежной и отечественной литературе...4

    1. История вопроса. ..…..4
    2. Характеристика понятий…5
    3. Теории исследования проблемы.. .6
    4. Структурно-динамическая характеристика исследуемого феномена…...7
    5. Влияние данного феномена. .9
    6. Экспериментальные, эмпирические и практические данные по исследованию данной проблемы. .10

Заключение……………………………………………………………….13

Выводы…………………………………………………..………………..14

Литература………………………………………………………..………16

 

Введение.

Проблема с определением понятия «мода» достаточно сложна. Как и во многих других случаях  в психологии масс мода, это нечто, что все знают, понимают и чувствуют, но сколько-нибудь четко определить затрудняются. Сложность заключается  главным образом в том, что  всякий раз речь идет о конкретных видах и разновидностях моды —  следовательно, о совершенно разных вещах. Мода на одежду и мода на политические идеи, мода на коллекционирование фарфора  и мода на автомобили — все это  внешне разные вещи, всякий раз порождающие  совершенно разные определения и  значительную путаницу между людьми.  Однако о какой бы из модных тенденций не шла речь: образ жизни, политика, спорт, одежда и др. неизменным остаётся их присутствие в жизни общества и цикличная схема проявлений.

В современном обществе мода стала иметь ещё большее влияние  на людей, благодаря новым технологиям  информация распространяется намного  быстрее и эти темпы постоянно  увеличиваются. Модных веяний стало  гораздо больше и это взаимосвязано  с делением общественных масс на различные  субкультуры, между ними происходит постоянный обмен ценностями и опытом.

Феномен моды интересен и важен для исследования, как один из способов воздействия на массы.

Цель данной работы: изучить  влияние феномена моды на психологию масс.

Задачи:

  1. Рассмотреть историю вопроса;
  2. Дать характеристику основных понятий;
  3. Рассотреть теории исследования данного вопроса;
  4. Проследить влияние данного феномена.

 

 

Глава 1. Проблема модны в зарубежной и отечественной  литературе.

1.1.История вопроса.

 

В самом широком смысле слова мода определяется как «существующие  в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним  формам культуры»1. Однако существует мода и как отношение к внутренним формам культуры — идеям, воззрениям. Кроме того, при подобном подходе настойчивый акцент делается на конкретность и изменчивость моды, ее обязательную связь с определенными периодами и этапами развития человечества. Стоит обратить внимание на то, что для характеристики одного из обязательных понятий в самом распространенном виде моды — моды на одежду, во всех европейских языках используется одно и то же, заимствованное из итальянского языка слово costume. И значение оно имеет противоположное: обычай, привычка. Таким образом, возникает нечто несовместимое: постоянно изменчивый обычай, непрерывно меняющаяся привычка. Особенность данного феномена и заключается в том, что на самом деле это действительно так. Мода есть и то и другое. И непрерывная изменчивость, и стабильная устойчивость. Меняются конкретные разновидности моды, но всегда остается мода как особое явление в психологии масс. 

Хотя предположить наличие  моды в первобытном обществе трудно, именно в таком виде как она существует на данный момент, но с античных времен мода существует как достаточно развитый феномен. Соответственно, давно известно и понятие «мода». Этимологически оно ведет свое происхождение от латинского modus, что переводится как «мера, способ, правило». В значительной степени такого рода трактовки сохраняют смысл и до нашего времени. 

Согласно здравому смыслу, мода — это не что-то особенно выдающееся: это своего рода именно мера уникального  и привычного, старого и нового. Это, безусловно, и способ быть соответствующим  чему-то общепринятому. Наконец, это, конечно, и некоторое правило, нарушать которое  не вполне прилично. Из всего сказанного следует, что само понятие «мода» никогда точно не определялось с  эстетической точки зрения, хотя именно к ней, по наиболее распространенному  мнению, наиболее близка мода, связываемая  с модной одеждой. Ближе всего  это понятие при анализе оказывается  к социальной психологии, к тем  ее разделам, которые связаны с  массовым поведением и массовой психологией. Б. Д. Парыгин определял моду именно как особое социально-психологическое  явление. Он писал: «Мода — это  специфическая и весьма динамичная форма стандартизированного массового  поведения,

возникающая преимущественно  стихийно, под влиянием доминирующих в обществе настроений и быстроизменяющихся вкусов, увлечений и т. д.»2

Правда, развитие моды в последние десятилетия и появление целой «индустрии моды» заставляет сомневаться в стихийности ее возникновения. Так же далеко не очевидна связь моды именно с доминирующими в обществе настроениями — более явная связь прослеживается со вкусами и увлечениями, а также с тем, как понимается в том или ином обществе такая категория как «престиж». В конце концов, юноши носят джинсы совсем не потому, что у них доминирует некоторое особое настроение, а прежде всего потому, что долгое время это была очень престижная одежда. Еще в XVIII веке английский философ Т. Рид писал: «... Кажется, что человек, одетый по моде, принадлежит к знати и вращается в хорошем обществе»3

 

1.2.Характеристика понятий.

Согласно еще одной  из также социально-психологических попыток определения, мода — это некоторое «массовидное явление, свойственное группе личностей как форма объективизации их мнения о престиже. Мода формируется на основе подражания и в значительной степени является эстетическим вкусом тех, у кого нет собственного. Такие личности следуют моде слепо, не умея приспособить ее к своим индивидуальным особенностям. В этом смысле мода — отраженное, субъективное явление»4.

Хотя опыт показывает, что употребление слова «массовидное» обычно представляет собой камуфляж: дескать, похожее на массовое, хотя и не вполне таковое. Трудно представить себе узкогрупповую моду. Так же сложно представить себе отдельную, вне общности, подражающую кому-то личность. Или отдельная, самостоятельная личность — или подражание как основной механизм формирования психологии масс, а не личностей. Стоит вспомнить, что в массе индивидуальная сознательная личность исчезает.  
К. К. Платонов предлагает рассматривать «омонимы: мода как объективное социальное отражаемое явление, создаваемое модельерами и дизайнерами (статистика показывает, что мода резко, обычно по закону контраста: юбки "мини" и "макси", широкие и узкие брюки, мелодичная музыка и диссонансы — сменяется примерно через шесть лет); в вариационной статистике, применяемой при анализе психологических данных, мода — наиболее часто встречающееся значение вариантов данного ряда»

 

 

 

1.3.Теории исследования проблемы.

Любопытно писал о моде один из крупнейших отечественных исследователей психологии масс и, в частности, таких  массовых явлений, как мода, Б. Ф. Поршнев: «Люди, придерживающиеся той или  иной моды, могут и не принадлежать к какой-либо социологической общности. Но они и не составляют чисто статистической общности, потому что приобщаются  к моде не независимо друг от друга по каким-либо одинаковым причинам, а перенимают ее при непосредственном контакте друг с другом. Говорят, что они заражают друг друга. Несомненно, что мода действительно является взаимным подражанием. Однако к области настроения, т. е. социальной психологии, относятся не сами по себе какие-либо модные вещи или действия, а «модность». Тут важна для психолога не столько позитивная сторона, сколько негативная. Человека увлекает не красота или полезность нового, а отличие от людей «немодных»; сама частая смена модных вещей отличает человека от тех, кто этого не делает. Таким образом, носители «модного» образуют некую в высшей степени аморфную, зыбкую социально-психологическую общность. Это как легкое дуновение ветерка среди более мощных и глубоких течений социальных эмоций» Таким образом, Поршнев различал «моду» как реальное жизненное явление, и «модность» как определенную социально-психологическую характеристику, которой наделяются те или иные предметы, явления, особенности, черты и т. д., тем самым превращаясь в феномены моды. За счет такого разделения он и выделял собственно психологическую специфику явления. Такой подход позволяет отказаться от поиска некоего всеобъемлющего определения моды (как показывает история, это едва ли возможно и явно непродуктивно) и дает возможность сосредоточиться на изучении ее внутренних, собственно психологических механизмов. Только такой, функциональный подход, связанный с пониманием механизмов действия моды, представляется адекватным для понимания моды как феномена массовой психологии.

Одна из первых попыток  определения не моды вообще, а самого внутреннего механизма развития моды встречается уже у немецкого  философа И. Канта в достаточно известном  сочинении «О вкусе, отвечающем моде». В этой работе великий мыслитель  писан: «Закон этого подражания (стремления) — казаться не менее значительным, чем другие, и именно это, причем не принимается во внимание какая-либо польза, называется модой». Следует подчеркнуть, что это просто подражание без всякой пользы. Кант полагал, что в моде нет никакой внутренней цели, и относил ее к «рубрике тщеславия». Хотя несколько дальше он писал еще о том, что в той же степени мода относится и к «рубрике глупости», так как «при этом имеется некоторое принуждение — поступать в рабской зависимости исключительно от примера, который дают нам в обществе многие». И достаточно внятно завершал ход своих мыслей: «Всякая мода уже по самому своему понятию представляет собой непостоянный образ жизни»5.

Информация о работе Психологические особенности моды