Психологические особенности моды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:47, контрольная работа

Описание

Цель данной работы: изучить влияние феномена моды на психологию масс.
Задачи:
Рассмотреть историю вопроса;
Дать характеристику основных понятий;
Рассотреть теории исследования данного вопроса;
Проследить влияние данного феномена.

Содержание

Введение ……………………………………………………………...……3
Глава 1. Проблема модны в зарубежной и отечественной литературе...4
История вопроса. ……………………………………..…..4
Характеристика понятий…………………………………5
Теории исследования проблемы…………………….. ….6
Структурно-динамическая характеристика исследуемого феномена…………………………………………………...7
Влияние данного феномена. ………………………….…9
Экспериментальные, эмпирические и практические данные по исследованию данной проблемы. ………………………….10
Заключение……………………………………………………………….13
Выводы…………………………………………………..………………..14
Литература………………………………………………………..………16

Работа состоит из  1 файл

реферат псих.docx

— 47.38 Кб (Скачать документ)

Разумеется, здесь следует  четко разграничить два вида массовой одежды. С одной, стороны, это служебная  униформа. Она никак не может быть модной или не модной — обычно она  бывает просто обязательной для ношения «форменными людьми» — военнослужащими, полицейскими, почтальонами, пожарными, железнодорожниками, летчиками и т. д. Это особый знак социальной роли, необходимый не столько для обезличивания (это дополнительная, подчас даже невольная функция), сколько для функциональной узнаваемости людьми представителя той или иной социальной службы. 

С другой стороны, в жизни  действительно существует массовая одежда, выполняющая вполне реальную камуфляжно-деиндивидуализирующую  функцию. Такая одежда может быть массово модной потому, что деиндивидуализирует  своего носителя, а может быть, наоборот, демонстративно немодной, потому что  резко индивидуализирует его. В  приличный ресторан, например, вас  просто не пустят без обязательного  галстука или даже смокинга — вам  придется как бы закамуфлироваться  под респектабельного джентльмена, срочно «спрятав» свое бунтующее  «я» за модным (в данном случае обязательным, привычным галстуком). Противоположный  пример: человек во фраке будет  совершенно неуместно смотреться в  «Макдональдсе» просто потому, что  уже немодный и явно устаревший фрак будет слишком выделять его из привычной толпы посетителей  этой забегаловки. 

Второй вид конформизма  — уже не совсем «слепой», а как  бы избирательный, «референтный» конформизм. Любой человек, встречаясь с другими  людьми, старается быть похожим на тех, кто ему нравится, вызывает зависть  или желание быть хоть чем-то похожим  на них, — он стремится подражать  своей «референтной группе» хотя бы в том, что ему доступно. Особенно это распространено среди молодежи, и здесь налицо масса исторических примеров — от прически типа «гаврош» до «битловок» и «металла» в одежде современных поклонников тяжелого рока. Встречается это и среди  представителей более солидных возрастов  — скажем, дубленка, пыжиковая (ондатровая) шапка и «дипломат» в России много десятилетий являлись модными символами «начальства». «Референтный» конформизм в моде достаточно часто может становиться «слепым» — можно вспомнить хотя бы массовую моду на кожаную одежду в первые годы советской власти.

Напротив, «слепой» конформизм практически никогда не становится «референтным» — здесь действуют  иные механизмы, связанные с разными  социально-психологическими функциями  массовой моды и, особенно, с разными  элементами «цепочки» ее порождения и распространения.

 

Заключение.

В отличие от целого ряда других близких явлений, являющихся как бы прямым следствием законов  психологии масс, мода оказывает на массовую психологию еще и обратное, вторичное влияние. Если в большинстве  остальных феноменов массовой психологии общность возникает на основе возникающих  общих эмоциональных состояний  и способствует их регуляции, то здесь  действует еще и закон обратной связи. Мода создает особого рода массу на базе внешнего сходства одинаково  одетых, мыслящих или говорящих людей  и за счет этого порождает вторичную  эмоциональную связь между ними.

Мода оказывается еще в одном смысле двойным феноменом. С одной стороны, это прямой феномен психологии масс. С другой стороны, это некоторое условие формирование массы и развития массовой психологии. Стоящий за этим социально-психологический механизм достаточно очевиден. Внешнее сходство сразу порождает и пробуждает то самое чувство «мы», которое лежит в основе массы.

 

 

Выводы.

  1. Мода это особое явление в психологии масс, основанное на представлениях о «модности» и «немодности». В развитии моды наиболее ярко проявляется парный, двойственный, но взаимосвязанный психологический механизм заражения-подражания. Одновременно мода проявляется как в виде стандартизированного стихийного массового поведения, так и в иных, нестандартных и не стихийных формах. С социально-психологической точки зрения, мода это стремление к 
    внешнему разнообразию, парадоксально оборачивающееся своей противоположностью, внешним и особенно внутренним психологическим единообразием.
  2. В основе феномена моды лежит не единый и постоянный, в многообразный и переменчивый психологический механизм. Этот механизм, состоящий из нескольких звеньев, обеспечивает особую динамичность моды. С точки зрения внешнего наблюдателя, этот механизм быстро делает что-то модным и одновременно превращает нечто предыдущее в явно немодное. С социально-психологической точки зрения, однако, все происходит в обратной последовательности. Вначале появляется нечто, делающее в глазах людей немодным все предыдущее. И только затем это новое становится модным, вытесняя теперь уже явно немодное. Именно так появлению психологической «модности» предшествует представление о «не модности».
  3. В основе массовой моды лежит психологический феномен подражания. Однако это - второе звено сложного механизма моды, та «модность», которая способствует распространению нового. За ней стоит подражание чему-то уже существующему и признанному модным. Соответственно, первое звено общего механизма со 
    здание нового, его демонстрация и пропаганда. За созданием, демонстрацией и пропагандой нового всегда стоят попытки личности или группы выделить себя и обособить от других. Значит, первоначальное звено появления массовой моды на деле оказывается антимассовым.
  4. К факторам модности относятся престиж, утилитарность, эстетичность и т. д. Психологически массовая мода это подражание тем, кого люди считают представителями референтной для себя группы, подкрепляемое другими названными факторами. Подражание стимулируется целенаправленным заражением, используемым рекламой и массовой коммуникацией в целом.
  5. Массовая мода выполняет пять основных социально психологических функций. Мода «массовизирует» человеческую психику, заставляя индивида быть таким же, как масса ему подобных. Следование моде повышает престиж человека. Оно же регулирует его эмоциональные состояния. Мода приобщает людей к новому, 
    выполняя инновационную функцию. Наконец, следование моде часто способствует самоутверждению личности.
  6. Процесс распространения массовой моды включает восемь компонентов. К ним относятся автор (создатель) чего-то модного, формирующий новый продукт; соавтор моды (первый сторонник идей автора); демонстраторы и первичные распространители; структуры локального распространения моды; поклонники модного; средства массового тиражирования; реклама и массовая система продаж 

 

 

Литература.

  1. Ольшанский Д. Психология масс СПб.: Питер, 2002. 368 с. (Серия «Мастера психологии»).

  1. «Иллюстрированная энциклопедия моды», 1988
  2. Орлова ЛАзбука моды. М., 1988. С. 8.

1 «Иллюстрированная энциклопедия моды», 1988

2 Парыгин, 1969

3 Орлова Л. Азбука моды. М., 1988. С. 8.

4 Платонов, 1984

5 Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 9.

6 Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 8.

7 Орлова Л. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. С. 86.

Информация о работе Психологические особенности моды