Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа
Цель работы – исследовать психологические особенности мотивации избегания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить понятие и сущность мотивации человека. Показать место мотивации избегания в общей структуре мотивации.
2) Рассмотреть общее понятие мотивации избегания и её психологическую структуру.
3) Исследовать различные направления мотивации. Сравнить мотивацию избегания и мотивацию достижения.
4) Рассмотреть функции и свойства мотивации избегания.
Введение.
Глава 1.
Мотив и мотивация человека. Общее понятие мотивации избегания.
1.1. Мотив и мотивация человека. Место мотивации избегания в общей структуре мотивации.
1.2. Мотивация избегания, её психологическая структура………………………………………………………………………………..9
Выводы.
Глава 2.
Сравнение мотивации избегания и мотивации достижения. Особенности мотивации достижения.
2.1. Направленность мотивации. Сравнительный анализ мотивации избегания и мотивации достижения.
2.2. Функции и свойства мотивации избегания.
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Глава 1.
Мотив и мотивация человека. Общее понятие мотивации избегания.
1.1. Мотив и мотивация человека. Место мотивации избегания в общей структуре мотивации.
1.2. Мотивация избегания, её психологическая структура………………………………………………………
Выводы.
Глава 2.
Сравнение мотивации избегания и мотивации достижения. Особенности мотивации достижения.
2.1. Направленность мотивации. Сравнительный анализ мотивации избегания и мотивации достижения.
2.2. Функции и свойства мотивации избегания.
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Тема данной курсовой работы - «Психологические особенности мотивации избегания». Основными компонентами работы являются теоретический обзор общего понятия мотивации человека, механизмы работы мотивационный системы, а так же особенности направленности мотивации. Более подробно мы рассмотрим такую направленность, как мотивация избегания, то, чем она обусловлена и в чем заключаются её психологические особенности.
Объектом исследования данной курсовой работы является мотивация избегания, а предметом – психологические особенности мотивации избегания.
Цель работы – исследовать психологические особенности мотивации избегания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить понятие и сущность мотивации человека. Показать место мотивации избегания в общей структуре мотивации.
2) Рассмотреть общее понятие мотивации избегания и её психологическую структуру.
3) Исследовать различные направления мотивации. Сравнить мотивацию избегания и мотивацию достижения.
4) Рассмотреть функции и свойства мотивации избегания.
Проблема мотивации и мотивов является одной из основных проблем психологии. Этой теме посвящено большое количество научных работ, как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является объяснение причин его поступков. Мы не всегда с точностью можем утверждать, почему человек совершает те или иные действия или почему он отказывается выполнять те или иные требования. Для выяснения причин поведения очень важно знать, какими мотивами человек руководствуется в различных ситуациях. Существует множество различных направлений мотивации, выделенных и изученных учеными – психологами. Это может быть мотивация достижения, власти, аффилиации и т.д. Но наименее изученной, на наш взгляд, является мотивация избегания. Именно эта направленность мотивации при более глубоком рассмотрении открывает различные перспективы для дальнейшего научного изучения. Научные работы, существующие в настоящее время, посвященные изучению мотивации избегания, пока не позволяют составить ясное и четкое представление о том, что такое мотивы избегания и как их следует оценивать. Поэтому для нас эта тема кажется наиболее интересной.
Объяснение причин мотивации избегания так же важно и в житейском плане. Зачастую продуктивность работы человека в той или иной сфере деятельности не отвечает предъявляемым ему требованиям. И руководители различных предприятий или же педагоги, преподаватели не могут понять, почему некоторые их подчиненные имеют низкие показатели в работе. Причиной этого чаще всего кроется, в выборе самим работником или студентом способа мотивации. И низкая продуктивность в таком случае обусловлена мотивацией избегания, которой руководствуется человек при выполнении своих обязанностей.
Таким образом, изучив причины выбора мотивации избегания в качестве регулятора деятельности человека, можно корректировать его работу, с целью повышения продуктивности деятельности и качества выполняемых им действий.
В нашей работе мы намерены более подробно рассмотреть особенности мотивации избегания и попытаться объяснить причины такой направленности.
Глава 1.
Мотив и мотивация человека. Общее понятие мотивации избегания.
1.1. Мотив и мотивация человека.
Полагается, что все, совершаемое человеком — как различные виды систематической деятельности, так и множество заранее не планируемых и зависящих от обстоятельств ежедневных действий — имеет свои мотивационные основания.
Мотивационное значение имеет также обширный круг явлений, которые актуально деятельности не побуждают, но могут ее побуждать, т. е. представляют собой потенциальные мотивы. Многие необходимые для человека условия и блага создаются организацией общества и другими людьми при частичном его участии или вовсе без него. Не принимая прямого участия в их создании, он обычно следит за этим процессом и обнаруживает готовность при по явлении необходимости активно в него включиться. Не требовать активности человека может не только то, что создается другими, но также и то, что уже создано им самим. Такие продукты его деятельности в прошлом, как профессиональные достижения, собственные качества, взрослые дети, составляют другой класс мотивационно значимых, но не вызывающих выраженной внешней активности явлений. Жизненные цели, когда-то активно преследовавшиеся человеком, не могут, по всей видимости, терять мотивационное значение по той причине, что они стали достигнутыми и получили результативное выражение. Во всяком случае, такие мотивы часто служат предметом интенсивных воспоминаний и внутренних отношений (гордости, недовольства), а при определенных условиях, как и другие потенциальные мотивы, могут стать актуальными: любое сделанное когда-то дело может вновь потребовать участия человека.
Мотивация человека не ограничивается особым отношением к кругу явлений, непосредственно касающихся его жизни. На основе сопереживания другим людям, понимания сложного комплекса причин, от которых зависит их жизнь, мотивационное значение приобретают обобщенные социальные ценности, система убеждений и нравственных норм, благодаря которым человека могут глубоко волновать события, прямого отношения к его жизни не имеющие.
Все сказанное выше позволяет, по-видимому, заключить, что активно достигаемые человеком мотивы, связанные с профессиональной и общественной деятельностью, семьей, увлечениями досуга и т. п., составляют хотя и самую важную, однако небольшую часть мотивационно значимых для него предметов. Круг таких предметов практически не имеет пределов, и почти все, что окружает его в природной и социальной среде, отражается им как нечто, что следует беречь, осуждать, изменять, поддерживать, развивать и т.п.
Теперь рассмотрим эту проблему с терминологической стороны и дадим определения основным понятиям. Собственно мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом так же часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Мотивация – совокупность побуждений человека, в которой отражается предмет потребности и сам субъект. Включает в себя потребности и мотивы, а так же ценности, установки, влечения и эмоции.
Все эти явления обозначают разновидности неравнодушного, активного, пристрастно-оценочного отношения человека к различным аспектам окружающей действительности. Источником же пристрастности в отражении, как широко признается, являются потребности человека.
Собственно потребность – это всегда потребность в чем-то, что на психологическом уровне потребности двояко опосредовано психическим отражением. С одной стороны предметы, отвечающие потребностям субъекта, выступают перед ним своими объективными сигнальными признаками. С другой стороны – сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и сами потребностные состояния, в простейших случаях – в результате действия интероцептивных раздражителей.
Согласно Маслоу, человеческие потребности располагаются в виде иерархии. Иными словами, появлению одной потребности обычно предшествует удовлетворение другой, более насущной. Маслоу определяет пять наборов целей, которые он именует базовыми потребностями. К ним он относит: биологические нужды, потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в признании и уважении, наконец, потребность в самоактуализации. Основанием этой иерархии Маслоу считает биологические потребности и, прежде всего, потребность в пище.
Если физиологические нужды будут удовлетворены, то, по мысли Маслоу, возникнут новые потребности, в данном случае, потребности в безопасности. Если и физиологические нужды, и потребность в безопасности удовлетворяются в достаточной мере, то, по Маслоу, возникает потребность в любви, привязанности и в ощущении собственной принадлежности к некоей общности людей, и весь цикл, описанный применительно к физиологическим потребностям и потребности в безопасности, повторяется. И вновь при достаточном удовлетворении этих потребностей возникают нужды иного рода. Последней и высшей стадией в иерархии потребностей Маслоу считал самореализацию, самоактуализацию. Маслоу с готовностью соглашается с тем, что эта потребность может сильно меняться от человека к человеку. Он вновь подчеркивает, что предпосылкой возникновения потребности в самоактуализации является удовлетворение потребностей биологических, в безопасности, любви и уважении. Он пишет: «Людей, удовлетворивших указанные потребности (первых четырех уровней), мы вправе назвать, «в основном, удовлетворенными людьми»; и отсюда следует, что мы можем ожидать от них наиболее полного (и здорового) творчества».
Важнейшее изменение, означающее переход на психологический уровень, состоит в возникновении связи потребностей с отвечающими им предметами. Дело в том, что в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко «не записан». До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функции, то есть становится мотивом.
Именно это оценочное отношение потребностного происхождения, общее для различных выделяемых в литературе пристрастных образований, мы обсуждали выше под названием мотивационного.
В деятельности человека, которая опосредуется мотивами, очень важную роль играют цели.
В контексте целенаправленной деятельности особый интерес представляет отношение деятельности и действий, которое в сознании отражается как отношение мотивов и целей. Целеполагание - способность организма активно преследовать цели путем приспособления к ситуации, стала возможной благодаря наличию способности предвосхищать будущее, так как иначе цель просто не может быть задана.
Таким образом, мотивационный аспект психического отражения касается движущих сил и содержательной направленности психических процессов. Возникновение целей – есть основной феномен мотивации.
Генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. Напротив, их совпадение есть вторичное явление: либо результат приобретения целью самостоятельно побудительной силы, либо результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы-цели.
В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. (Правда, нам не трудно привести их мотивировку, но она вовсе не всегда содержит в себе указание на их действительный мотив).
Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, то есть когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает совершать его те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но особой форме – в форме эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска, интенсивность, ее знак и ее качественная характеристика выполняет специфическую функцию, что и требует различать понятие эмоции и понятие личностного смысла. Их несовпадение не является, однако, изначальным: по-видимому, на более низких уровнях предметы потребности как раз непосредственно «метятся» эмоцией. Несовпадение это возникает лишь в результате происходящего в ходе развития человеческой деятельности раздвоения функций мотивов.
Такое раздвоение возникает вследствие того, что деятельность необходимо становится полимотивированной, т. е. одновременно отвечающей двум или нескольким мотивам. Ведь действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе. Так, трудовая деятельность общественно мотивирована, но она управляется и такими мотивами, как, скажем, материальное вознаграждение. Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях.
Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; они называются смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных), — порой остро эмоциональных, аффективных,— лишены смыслообразующей функции; они называются мотивами-стимулами. Характерная черта: когда важная по своему личностному смыслу для человека деятельность сталкивается в ходе своего осуществления с негативной стимуляцией, вызывающей даже сильное эмоциональное переживание, то личностный смысл ее от этого не меняется; чаще происходит другое, а именно своеобразная, быстро нарастающая психологическая дискредитация возникшей эмоции. Это хорошо известное явление заставляет еще раз задуматься над вопросом об отношении эмоционального переживания к личностному смыслу.
Распределение функций смыслообразования и только побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности: отношения иерархии мотивов. В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, а в другой - функцию дополнительной стимуляции. Однако смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта они могут оставаться «за занавесом» - и со стороны сознания, и со стороны своей непосредственной аффективностн.
Факт существования актуально неосознаваемых мотивов вовсе не выражает собой особого начала, таящегося в глубинах психики. Неосознаваемые мотивы имеют ту же детерминацию, что и всякое психическое отражение: реальное бытие, деятельность человека в объективном мире. Неосознаваемое и осознаваемое не противостоят друг другу; это лишь разные формы и уровни психического отражения, находящегося в строгой соотнесенности с тем местом, которое занимает отражаемое в структуре деятельности, в движении ее системы. Если цели и отвечающие им действия необходимо осознаются, то иначе обстоит дело с осознанием их мотива — того, ради чего ставятся и достигаются данные цели. Предметное содержание мотивов всегда так или иначе воспринимается, представляется. В этом отношении объект, побуждающий действовать, и объект, выступающий в качестве орудия или преграды, так сказать, равноправны. Другое дело — осознание объекта в качестве мотива. Парадокс состоит в том, что мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении — в форме переживания желания, хотения, стремления к цели. Специфика мотивации в структуре психики человека заключается в опосредованности интеллектом, речью и сознанием и в отличие от животных осуществляется при помощи волевых процессов.
В целом данные о разнообразии мотивационных отношений человека требуют представления, согласно которому мотивация открывается в психическом образе не в виде одного или нескольких побуждений, исходящих из конечных мотивов, а скорее в виде сложного поля со множеством взаимодействующих мотивационных отношений к отдельным отражаемым предметам. Конечно, составляющие этого поля не равны по значению, в нем обычно выделяются одна или несколько доминант, привлекающих основное внимание субъекта, однако это не значит, что другие составляющие не оказывают влияния на его активность.
Как можно видеть, ознакомление с феноменологией мотивационных отношений человека подтверждает и наглядно иллюстрирует положение С. Л. Рубинштейна, согласно которому «мотивационное значение приобретает каждое отраженное человеком явление... Поэтому мотивация заключена не только в чувствах и т. д., но и в каждом звене процесса отражения, поскольку оно всегда заключает в себе и побудительный компонент» [9].
1.2. Психологическая структура мотивации избегания.
Основы для мотива избегания обычно закладываются под воздействием некой внешней силы – родителя, учителя или ровесника, которые наказывают ребенка. Этот опыт формирует страх неудачи, он основан на очевидных событиях вовне, за которыми следует внутренняя реакция огорчения. Почему человек вообще опасается неудачи? С теоретической точки зрения можно предположить, что он боится неодобрения и отвержения со стороны других людей. Боязнь неудачи и боязнь отвержения тесно связаны и происходят из потребности в социальном одобрении. Поведение, связанное с выраженной потребностью в социальном одобрении, очень похоже на поведение, связанное с выраженной боязнью неудачи и выраженной боязнью отвержения.
Мотивация от неудачи, когда она пронизывает все сферы жизни, становится чертой характера. Таких людей легче всего определить, слушая их речь и обращая внимание не на содержание, а на структуру фразы. Если человек боится неудачи, имеет склонность к избеганию проблем, в его речи преобладают частицы «не» (неплохой), «как бы» («как бы нравится»), «если бы», а также негативно окрашенные фразы. Стоит обращать внимание на слова: «постараюсь», «попытаюсь », «попробую» — это лакмусовая бумажка при неуверенности и опасениях, что человеку может что-то помешать.
В случае с мотивацией избегания можно говорить о том, что у человека возникают отрицательные эмоции, которые влияют на его поведение. Представляя себе перспективу наказания за не выполнение каких-либо обязательств, человек стремится избежать этого и поэтому заставляет себя действовать согласно установленным в обществе правилам.
Информация о работе Психологические особенности мотивации избегания