Психологические особенности мотивации избегания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследовать психологические особенности мотивации избегания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить понятие и сущность мотивации человека. Показать место мотивации избегания в общей структуре мотивации.
2) Рассмотреть общее понятие мотивации избегания и её психологическую структуру.
3) Исследовать различные направления мотивации. Сравнить мотивацию избегания и мотивацию достижения.
4) Рассмотреть функции и свойства мотивации избегания.

Содержание

Введение.
Глава 1.
Мотив и мотивация человека. Общее понятие мотивации избегания.
1.1. Мотив и мотивация человека. Место мотивации избегания в общей структуре мотивации.
1.2. Мотивация избегания, её психологическая структура………………………………………………………………………………..9
Выводы.
Глава 2.
Сравнение мотивации избегания и мотивации достижения. Особенности мотивации достижения.
2.1. Направленность мотивации. Сравнительный анализ мотивации избегания и мотивации достижения.
2.2. Функции и свойства мотивации избегания.
Выводы.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Заключение.

   В нашей курсовой работе мы рассмотрели общее понятие мотивации и выяснили, что любые действия человека имеют свои мотивационные основания. Мотивы чаще всего не осознаются субъектом, и их осознание возможно лишь при целенаправленном анализе деятельности человека, причин его действий. Мотивы могут быть как актуальными, т.е. действующими в данный момент, так и потенциальными, не требующими активности человека в данной ситуации, но реально существующими и готовыми в любой момент актуализироваться. В основе мотивации человека лежат его потребности, то есть деятельность человека всегда направлена на удовлетворение этих потребностей. Мотив появляется только тогда, когда потребность обнаруживает свой предмет. Потребности, в свою очередь, подразделяются на биологические и социальные. Важным компонентом в мотивационной сфере человека является процесс целеполагания. Цели видятся человеком как конечный результат его деятельности.

Мотивы, придающие деятельности личностный смысл являются смыслообразующими, а мотивы, которые служат побудительными факторами деятельности, являются мотивами-стимулами. Каждое явление окружающей действительности, отраженное психикой человека, вызывает в нем определенные эмоции и всегда заключает в себе побудительный компонент.

Для более полного понимания процесса функционирования мотивации, мы посчитали нужным рассмотреть строение мотивационной системы человека. Мы выяснили, что различные аспекты мотивации объединяются в мотивационную систему следующим образом: требования ситуации, которые основываются на естественных стимулах, приводят (если они связаны с мотивационной диспозицией) к возникновению мотивации, которая порождает импульс к действию, превращающийся в реальное действие при наличии соответствующих возможностей.

Мы выяснили, что существуют различные стили и направленности мотивации, выбор которых зависит от индивидуальных особенностей субъекта. В зависимости от того, какие личностные качества преобладают у человека, в его деятельности преобладает та или иная мотивация. При этом важную роль играет самооценка человека, его умение адекватно оценивать свои возможности.

Целью нашей курсовой работы является выделение и изучение основных особенностей такой направленности мотивации, как мотивация избегания. Нам удалось установить, что мотивация избегания проявляется в тех случаях, когда человек стремится избежать последствий, которые являются для него неблагоприятными и могут причинить ему вред. Человек, не желая выполнять некоторые действия, представляет себе картину того, что может произойти вследствие его бездействия. Эта картина его пугает, он испытывает эмоции страха и печали, что в свою очередь порождает мотивацию избегания, стремление уйти от  негативных последствий. И человек в итоге может заставить себя совершить те действия, выполнение которых не доставляет ему никакого удовольствия. Такое поведение может быть детерминировано еще и появлением такого мотива, как мотив постоянства, связанного с желанием следовать социальным нормам и правилам. Как уже отмечалось, мотивация избегания может быть связана с различными страхами человека. Например, с боязнью неудачи, отвержения или боязнью власти.

Анализ причин появления мотивации избегания позволяет лучше объяснять поведение людей в тех или иных ситуациях, и при необходимости применять различные техники самомотивации для повышения интереса к той или иной деятельности.

В то же время проблема мотивации избегания в психологии на данный момент не достаточно раскрыта, и требует дальнейших научных исследований, что уже отмечалось во введении к нашей курсовой работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

                                         Список литературы.

1.      Азаров В. Н. Структура импульсивного и рефлексивно-волевого стилей действования //Вопросы психологии. - 1988. -№3.

2.      Асеев В. Г. О формах мотивационно-ценностного отношения к действительности // Материалы IV Всесоюзного съезда Об­щества психологов. Тбилиси, 1971.

3.      Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

4.      Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. - М., 1986.

5.      Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

6.      Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб., 2007

7.      Ермолин А. В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива: Автореф. дис. ...канд.-СПб., 1996.

8.      Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.,2000

9.      Ильин Е. П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. -№2.

10. Кубышкина М. Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дис. ...канд. - СПб., 1997.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1982.

12. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. - М., 1971.

13. Миллер Н. Е. Приобретенные побуждения и подкрепления // Экс­периментальная психология. Т. 1. М., 1960.

14. Маслоу А. Мотивация и личность. - М.,1998.

15. Обуховский К. Психология влечений человека.-М., 1971.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей ncихологии. - М.. 1946.

17. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Методологические и теорети­ческие проблемы психологии. - М., 1969

18. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М., 1986.

 

 

 

3

 



Информация о работе Психологические особенности мотивации избегания