Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа
Цель работы – исследовать психологические особенности мотивации избегания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить понятие и сущность мотивации человека. Показать место мотивации избегания в общей структуре мотивации.
2) Рассмотреть общее понятие мотивации избегания и её психологическую структуру.
3) Исследовать различные направления мотивации. Сравнить мотивацию избегания и мотивацию достижения.
4) Рассмотреть функции и свойства мотивации избегания.
Введение.
Глава 1.
Мотив и мотивация человека. Общее понятие мотивации избегания.
1.1. Мотив и мотивация человека. Место мотивации избегания в общей структуре мотивации.
1.2. Мотивация избегания, её психологическая структура………………………………………………………………………………..9
Выводы.
Глава 2.
Сравнение мотивации избегания и мотивации достижения. Особенности мотивации достижения.
2.1. Направленность мотивации. Сравнительный анализ мотивации избегания и мотивации достижения.
2.2. Функции и свойства мотивации избегания.
Выводы.
Заключение.
Список литературы.
Как отмечалось в первой главе, мотивация тесно связана с целеполаганием. Человек ставит себе цели, которые важны для него и отражают его глубинные ценности. Однако по пути к заветной мечте его начинают терзать сомнения, страхи и неуверенность.
Существует еще один фактор, действующий на мотивацию человека как катализатор, – его ценности. То, что мы ценим, определяет, чем является для нас жизнь, какие действия мы предпринимаем, от чего, либо к чему, мы будем направляться. На физическом уровне направление мотивации означает отстранение от неприятности или приближение к удовольствию. На уровне мыслей и чувств – отход от ценностей или стремление к ним. Когда люди утрачивают контакт со своей системой ценностей, они утрачивают мотивацию.
Вся жизнь человека проходит под знаком внушения. Ребенок начинает ходить, говорить под влиянием примера взрослых, внутренняя решимость, основанная на внушенной возможности сделать то, что никогда раньше не делал, но делают другие, создает его личность. Он падает и вновь встает, пока не освоит движения. Разум человека коммуницирует со средой обитания, поставляющей примеры поведения и результаты, анализируя эти процессы, он формируем установки - формулы внушения и самопрограммирования.
Сложным образом внушая себе торможение или прогресс, человек движется к цели или постоянно вращается вокруг нее. Он видит себя в завтрашнем дне. Эта картинка ясна или расплывчата, неопределенна, она требует от человека чего-то нового, незнакомого.
Человек, не уверенный в своем успехе, боится критики, изначально настроен на неудачу. С работой, в которой уже случались неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоции, он не испытывает удовлетворения от этой деятельности. В результате он часто оказывается неудачником с «выученной беспомощностью».
Человек не совершает ни одного шага без выбора. Жизненная и профессиональная дорожки, по которым он идет, подчиняется мотивирующей силе. И в разные моменты жизни под воздействием внутренних или внешних факторов, описанных выше, человек может пользоваться различными мотивами.
2.2. Функции и свойства мотивации избегания.
В случае с мотивами избегания переживания, вызываемые стимульным раздражителем, отличаются от переживаний, к которым стремится индивидуум. Несоответствие реальных событий ожидаемым, конфликт и боль представляют собой такие стимульные раздражители, которые вызывают негативные эмоции и побуждают индивидуума совершать действия, направленные на переход к желаемому состоянию уверенности, расслабленности и покоя. Кроме того, боль и несоответствие реального желаемому можно рассматривать как негативные естественные мотивы, хотя здесь мы описываем эти стимулы, опираясь на их позитивные аспекты.
В. Г. Асеев считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность - поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности - с одной стороны, и в необходимости - с другой. При этом он ссылается на высказывание С. Л. Рубинштейна о природе эмоций: «Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам»[16].
Заметим, что значение предвосхищающих принятие решения эмоций как промежуточных переменных показал еще О. Маурер в связи с выяснением роли боязни (страха). Он рассматривает страх как сигнал предстоящей опасности, как неприятное состояние, побуждающее к поведению, помогающему избежать угрозы. Значительно позже О. Маурер изложил свою концепцию мотивации, основывающуюся на предвосхищаемых положительных и отрицательных эмоциях.
Он объяснял всякое поведение, с одной стороны, индукцией влечения - когда
поведение имеет наказуемые последствия (что обусловливает закрепление предвосхищаемой эмоции страха: происходит научение страху, т. е. попадая вновь в данную ситуацию, человек начинает ее бояться), а с другой стороны, редукцией влечения - когда поведение имеет поощряемые последствия (что обусловливает закрепление предвосхищаемой эмоции надежды).
О. Маурер говорит также о предвосхищающих эмоциях облегчения и разочарования. Облегчение связано с уменьшением, в результате реакции, эмоции страха (редукция влечения); разочарование - с уменьшением, в результате реакции, надежды (индукция влечения). Согласно автору, эти четыре типа предвосхищающих положительных и отрицательных эмоций (страх и облегчение, надежда и разочарование) в зависимости от увеличения или уменьшения их интенсивности определяют, какие способы поведения в данной ситуации будут выбраны, осуществлены и заучены.
Но вернемся к гипотезе В. Г. Асеева о двумодальности мотивации, используя представления О. Маурера о предвосхищаемых эмоциях ожидания.
В случае прогнозирования возможности удовлетворения потребности влечения возникают положительные эмоциональные переживания, в случае же планирования деятельности как объективно заданной необходимости (в силу жестких обстоятельств, социального требования, обязанности, долга, волевого усилия над собой) могут возникнуть отрицательные эмоциональные переживания, которые, в свою очередь, приводят к возникновению мотивов избегания.
При более глубоком анализе причин такого поведения, мы можем отметить, что оно детерминировано еще и таким мотивом, как мотив постоянства.
На социальном уровне мотив постоянства проявляется как следование социальным нормам. «Мы делает тысячи вещей просто потому, что «так надо», просто потому, что этого требует закон сохранения стабильности и предсказуемости среды».[6] Мотивы такого поведения лежат на поверхности: конформность позволяет нам экономить громадное количество энергии, так как следование общепринятым нормам упорядочивает жизнь и редуцирует напряжение. Отказываясь выполнять требования «власти», люди испытывают сильнейшее страдание, вызванное нарушением основной социальной нормы. Люди выполняют социальные требования потому, что подтверждение ожиданий и осуществление привычных действий связаны с чувством удовлетворенности.
Так же особенно важным аспектом при объяснении причин мотивации избегания служит постановка целей субъектом. Целевое состояние (основная характеристика мотива) может совпадать или не совпадать с побуждением, представленным в детерминирующих поведение условиях ситуации. Таким образом, естественный мотив достижения будет направлять поведение тех людей, которые стремятся к достижению, т.е. действуют под сильным влиянием соответствующего приобретенного мотива. Если же у индивидуума нет сильного приобретенного мотива достижения, он окажется отделен от аналогичных мотивационных диспозиций. Поэтому поведение такого человека (если он вообще действует) направляется другими мотивами (например, стремлением к социальному одобрению или стремлением, основанным на естественном мотиве «согласия-подчинения»).
Цель не возникает из развития потребностей субъекта, а накладывается на уже существующую систему потребностей, соответствуя ей в различной степени. Важным психологическим моментом является здесь принятие этой цели как собственной, отвечающей его интересам, моральным установкам, ценностям.
Это происходит в том случае, когда у человека сформирована внутренняя позиция (социальная установка) долженствования в отношении выполнения им определенной роли (солдата, ученика, подчиненного и т.д.). Например, если ребенок, придя в школу, внутренне занимает позицию школьника (т. е. принимает роль с обязанностью (долженствованием) подчиняться учителю), дорожит ею, он без труда принимает и выполняет предъявляемые ему требования. Принятие человеком требований роли (я должен), преобразование приказа, требования, внешнего сигнала в мотив (необходимо сделать) можно рассматривать как формирование своеобразного защитного психологического механизма (стремление к избеганию наказания), создающего ощущение независимости и основание для самоуважения (вспомним: «свобода - осознанная необходимость»).
Поскольку цель уже сформулирована другим, оказывается ненужной тщательная отработка вариантов. Исключение составляют случаи, когда в приказе или просьбе перед человеком не ставится конкретная цель или же когда человек не имеет опыта в решении поставленной задачи. Тогда формирование мотива идет с формулированием абстрактной цели.
Однако в любом случае формирование мотива начинается с восприятия внешнего стимула (приказа и т. п.), с осознания его значимости в данный момент и в данной ситуации для приказывающего и для самого субъекта и с возникновения стремления отреагировать на него (т. е. выполнить приказ). Это значит, что стимул принят объектом как личностно значимый, и у него возникло чувство долга, обязанности.- так писал С. Л. Рубинштейн. Для совершения действия недостаточно того, чтобы задача была субъектом понята, она должна быть субъектом принята. Возникающее при этом намерение выполнить приказ или просьбу К. Левин относил к «квазипотребностям».
Таким образом, общественно значимые цели должны стать личностно значимыми или, как может быть выражено термином, предложенным Н. В. Кузьминой, должен возникнуть мотивационно-целевой резонанс.
В противном случае достаточно было бы человеку поставить цель, как он оказался бы замотивированным. В одной из работ А. Н. Леонтьев так и писал: «общественные условия несут в себе мотивы и цели. Отсюда и даваемые человеку инструкции, приказы и прочее многими авторами принимаются за мотивы».
Поэтому и общественные условия, и призывы, лозунги и т. п. являются лишь стимулами, которые могут быть приняты человеком, а могут быть и отвергнуты, если не отвечают его потребностям, установкам, т. е. если они для него не значимы. О необходимости принятия личностью общественных требований и призывов упоминает С. Л. Рубинштейн.
Когда общественно значимая цель не становится личностно значимой, не актуализирует какую-либо потребность человека, она выступает в роли нежелаемой необходимости, а деятельность осуществляется благодаря принуждению извне и самопринуждению. Однако это не означает, что действия человека при этом не мотивированы, не связаны с потребностями, как считают некоторые психологи. В действительности, что отмечает В. Г. Асеев, учащиеся посещают нелюбимый урок ради того, чтобы избежать неприятностей, чтобы не портить себе табель, а за этим скрывается их потребность в самоуважении, в самосохранении; рабочие выполняют неприятную для них работу ради удовлетворения материальных и духовных потребностей с помощью зарабатываемых денег и т. д.
Мотивация избегания так же может быть связана с боязнью успеха. Боязнь успеха связана с негативными последствиями попыток человека каким-то образом выделиться из толпы или проявить ассертивность (под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него) в отношениях с другой группой, которая воспринимается или является более сильной, способной отвергнуть либо наказать человека за ассертивное поведение.
В связи с вышесказанным представляется правомерным предположить, что боязнь успеха связана с боязнью власти других людей. Это еще один мотив избегания. Высокий показатель боязни власти связан со стремлением к автономности. Люди с выраженной боязнью власти чаще отмечают, что им нелегко вставать утром и встречать трудности очередного дня. Мужчины с выраженной боязнью власти в большей мере идентифицируют себя со своей матерью. Они опасаются, что их ассертивное поведение разрушит субъективное единство с окружающим миром. И для мужчин, и для женщин с высокими показателями боязни власти и боязни успеха характерен конфликт в связи с чувством слабости, беспомощности, который они компенсируют посредством ассертивности, однако вместе с тем боятся отпора или отвержения.
Выводы.
Нет сомнения в том, что поведение человека, главным образом, обуславливается его мотивацией. Но, как мы выяснили, направленность мотивации может быть различной, и она зависит от индивидуальных особенностей человека. Преобладание той или иной мотивации в деятельности объясняется доминированием определенных личностных характеристик. Так же направленность мотивации зависит от самооценки субъекта. В зависимости от этого появляется уверенное или неуверенное поведение, которое в свою очередь, определяет степень успешности человека в той или иной деятельности. Мотивация так же напрямую зависит от целей, которые субъект ставит перед собой, и от его ценностей. Нам удалось установить, что существует два типа мотивации по отношению к деятельности: мотивация «к» и мотивация «от», то есть мотивация достижения и мотивация избегания. Остановившись на более подробном рассмотрении мотивации избегания, мы выяснили, что основным фактором, влияющим на выбор именно такого вида мотивации в качестве регулятора поведения, являются социальные нормы, установленные обществом и страх человека перед наказанием за невыполнение определенных действий. Представляя себе неблагоприятные последствия некоторых своих действий, человек испытывает негативные эмоции, которые, в свою очередь, обуславливают появление мотивации избегания. Существуют различные страхи, которые влияют на появление мотивации избегания. Это страхи перед неудачей, боязнь переживаний, боязнь отвержения, боязнь власти и т.д.
Рассмотрение всех этих аспектов, лежащих в основе возникновения мотивации избегания, позволяет лучше понять ее сущность и причины возникновения.
Информация о работе Психологические особенности мотивации избегания