Психологические особенности отношений подростков со взрослыми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление социально-психологические особенности отношений межличностной значимости подростка с его родителями.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать подходы отечественных и зарубежных исследователей к изучению различных аспектов отношений межличностной значимости подростка с взрослыми.
2. Определить общеметодологический подход к изучению проблемы значимости межличностных отношений подростка с взрослыми.
3. Разработать методические средства исследования наиболее существенных для развития подростков особенностей их отношений межличностной значимости с взрослыми.

Содержание

Введение
Словарь основных понятий
1. Психологические аспекты изучения подросткового возраста
1.1 Подростковый возраст как историческое явление
1.2 Развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста
2. Особенности общения подростков со взрослыми
2.1 Характер детско-взрослых отношений
2.2 Проблемы понимания подростков взрослыми
2.3 Специфика семейного воспитания
3. Проблема взаимоотношений подростков и родителей
3.1 Описание целей и метода исследования
3.1 Исследование тревожности подростков
3.2 Результаты исследования детско-родительских отношений
3.3 Результаты исследования тревожности у подростков
3.4 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованных использованных литературных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

подростки.doc

— 599.00 Кб (Скачать документ)

 

Зависимость значения ситуативной и личностной тревожности от возраста подростков не имеет явной выраженной связи показателей ST и LT с возрастом. Это объясняется тем, что все участники опросника являются учащимися 8-ых классов. Особенности психофизиологического развития подростков 13-14 лет в обусловленной социальной ситуации четких разграничений не имеют.

Ситуативная тревожность является независимой характеристикой, поскольку  прямой ее зависимости ни от пола, ни от возраста не выявлено. Тем не менее, анализ результатов показывает, что показатели SТ зависят от показателей LТ (в тех случаях, когда личностная тревожность подростка является высокой, то и ситуативная тревожность также является высокой). Можно, таким образом, предположить, что ситуативная тревожность является составной частью личностной тревожности.

Анализ зависимости значения личностной тревожности от позитивного интереса со стороны родителей показывает, что отсутствие такого интереса со стороны родителей определяет высокую тревожность у подростков, в особенности у девочек (в группе подростков со значениями PPOZ<1 показатели LT>3). Возрастание позитивного интереса со стороны родителей (PPOZ>1) способствует снижению личностной тревожности (LT<2). Подобная закономерность может быть объяснена тем, что позитивный интерес родителей подростки видят прежде всего в наличии помощи и поддержки со стороны родителей, их заинтересованность достижениями своих детей. Крайне высокий балл по шкале позитивного интереса указывает, как правило, на идеализацию действительной ситуации в семье или сознательную симуляцию со стороны одного из родителей. Это может говорить также о том, что ребенок требует безоговорочной любви со стороны родителя или боготворит его, а подобное состояние подростка не может не сказаться на его личностной тревожности.

Анализ зависимости личностной тревожности подростка от директивноcти родителей указывает на прямую зависимость этих величин друг от друга. При минимальном значении директивности (PDIR < 1) значение LT ≤ 2, при максимальном (PDIR > 1) значение личностной тревожности увеличивается до 4, т.е. при навязывании подростку чувства вины со стороны родителей подростки становятся высоко тревожными.

Анализ соотношения враждебного  стиля воспитания и обеих видов  тревожности говорит о линейной зависимости этих величин. Чем более выражена враждебность, тем выше уровень тревожности. Следует отметить, что враждебное поведение родителей является более стрессогенным для подростка, поскольку при максимальной враждебности LT > 3. Влияний враждебного стиля воспитания со стороны родителей может быть объяснено тем, что враждебные родители прежде всего агрессивны, критичны и чрезмерно строги в межличностных отношениях с ребенком, поэтому он живет в тревожном ожидании низкой оценки его деятельности и отвержения.

Анализ зависимости личностной тревожности от автономности родительского  воспитания свидетельствует об отсутствии корреляции. Отсутствие зависимости может быть обусловлено тем, что современные подростки понимают автономное поведение родителей по-разному. Оно может ассоциироваться у них с отгороженностью, чрезмерной бесстрастностью, а может восприниматься как предоставление свободы и независимости.

Анализ зависимости личностной тревожности от родительской непоследовательности указывает на корреляцию этих величин. Следует отметить, что непоследовательность родителей является более стрессоген-ным фактором для подростка, поскольку при минимальной непоследовательности (PNED < 1) LТ < 2, при максимальной (PNED > 1) - LТ > 2,5. Непоследовательность родителей заставляет подростков ожидать или серьезного наказания за какой-либо мелкий проступок, или легкого порицания за что-либо серьезное.

3.4 Анализ результатов исследования

 

Анализ результатов исследования, таким образом, свидетельствует  о том, что средний уровень  ситуативной и личностной тревожности  подростков средней общеобразовательной школы № 3 города Бреста соответствует среднему уровню. Значение ситуативной тревожности несколько выше личностной, что обусловлено в первую очередь реакцией учащихся на ситуацию психологического обследования.

По результатам исследования можно  утверждать, что ни ситуативная, ни личностная тревожности не зависят от пола и возраста подростков. Этот феномен может быть объяснен незначительными возрастными различиями испытуемых (13-14 лет). Тем не менее, с целью профилактики стрессовых состояний, а также с целью содействия процессу личностного роста необходимо проведение психологической работы с подростками этого возраста, направленной на проработку значимых и стрессогенных для этого возраста проблем, а также психологической работы с ними по обучению их способам продуктивного реагирования на стрессовые состояния, способам управления ими.

Анализ зависимости стилей родительского  воспитания продемонстрировал, что  наиболее стрессогенными стилями родительского  воспитания являются отсутствие позитивного  интереса и враждебность со стороны родителей. Стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, современный подросток сохраняет на глубинном уровне необходимость психологической поддержки со стороны родителей, а ее отсутствие является стрессогенным фактором, повышающим его личностную тревожность. В связи с этим встает задача коррекции стилей деструктивного поведения родителей, которая возможна в процессе интенсивного взаимодействия с психологом, целью которого является построение гармоничных, конструктивных отношений родителей с детьми подросткового возраста.

Результаты проведенного опроса подростков позволяют сформулировать следующие тенденции в той мере, как видят их подростки:

1. Испытывая по отношению к себе прежде всего равнодушное по сути отношение родителей (высокая автономность), подростки приобретают опыт безразличных и формальных взаимоотношений в семье, что является источником их неуверенности и беспокойства по поводу создания в будущем собственной счастливой семейной жизни. В то же время они испытывают высокую потребность в близких в психологически безопасных внутрисемейных взаимоотношениях. Внутренняя опасность этой ситуации состоит в том, что актуально сами подростки не осознают этих проблем, на данном моменте своей жизни они оценивают отстраненность родителей как доверие к себе, отсутствие авторитарности и отвержения и приравнивают такой стиль взаимоотношений к позитивному для себя.

2. Отмечаемая подростками непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей способствует формированию у них высокой тревожности, неуверенности в себе и отсутствие ощущения постоянства окружающего мира. Наверное, это приводит и к формированию недостаточной ответственности у детей, поскольку, несмотря на предоставляемую им свободу (высокая автономность, низкая директивность), подростки не испытывают в достаточной мере наличия жестких и незыблемых правил и, соответственно, следуюших за их нарушениями санкций. Все это приводит к формированию у них экстернальной жизненной позиции, то есть к привычке перекладывать ответственность за происходящее с ними на других.

3. Баланс враждебности и позитивного интереса со стороны родителей демонстрирует наличие выраженных проблем в сфере эмоционального благополучия подростков, в области формирования их самоуважения, отношения к себе как к самоценной и достойной личности.

Результаты теста позволяют сделать вывод об малой выраженности негативного воздействия на подростков со стороны родителей. Тем не менее, существуют единичные случаи проявления автономности, непоследовательности, директивности и враждебности.

Таким образом, очевидна ценность профилактической работы родителей с школьными  педагогами, классными руководителями, психологами и социальными педагогами. Особенно важной представляется работа по формированию у родителей подростков отношения к ним как к самоценным личностям, имеющим сильные стороны и все необходимые возможности для достойной жизни. Необходимо повысить в глазах родителей ценность общения со своими детьми-подростками, при этом дав им понять, что отсутствие гиперопеки и жесткого контроля не означает равнодушия, а для осуществления заинтересованного взаимодействия требуется не столько время, сколько умение испытывать и проявлять искренний интерес к нуждам ребенка и его психологическому состоянию. Целесообразным является формирование у родителей подростков системы навыков, обеспечивающих партнерское взаимодействие с ними; овладение такими навыками и систематическое применение их могло бы снять проблему непоследовательности при общении с детьми.

Столь же актуальна и психологическая работа с подростками по проблемам их взаимоотношений с родителями, поскольку, как показывают полученные результаты, достаточно большое количество детей не удовлетворено своими взаимоотношениями с родителями, или, по крайней мере, хотя бы одним из аспектов этих отношений. Поскольку родители вряд ли могут быстро и безболезненно изменить свою философию или привычки, подросткам необходимо попытаться понять своих родителей и приспособиться к их требованиям. Если сами подростки будут способны помочь родителям понять своих детей, они смогут в будущем смягчить конфликты. Подростки нуждаются в том, чтобы им помогли осознать причины своих конфликтов с родителями и то, что эти конфликты являются обычным следствием их взросления и порождаются существующими объективно психологическими различиями между людьми разных поколений.

 

Заключение

 

На основании изложенного материала  можно сделать вывод, что межличностные  отношения подростка с взрослыми  представляют собой комплексную  систему, компоненты которой находятся в динамическом взаимодействии. Принципы взаимосвязи компонент системы мы раскрыли в ходе достижения поставленных задач.

В ходе исследования мы выяснили, что  существует прямая зависимость между  стилем отношения взрослого к  подросткам и достоверностью субъективно воспринимаемой им картины взаимоотношений людей. Существенными основаниями тревожности подростков являются стили педагогического общения и субъективно воспринимаемые особенности родительского отношения. Родители с высокой выраженностью "позитивного интереса" к своему ребенку определяют низкий уровень тревожности подростков, чем родители с высокими показателями по шкалам "директивности", "враждебности", "автономности" и "непоследовательности", что отражается в результатах исследования.

Выявленный в настоящем исследовании факт преобладания высокого уровня важности для подростков родителей с высокой выраженностью "позитивного интереса" позволяет сделать вывод о неудовлетворенности потребности подростка в информации, которая необходима для адекватной социализации и может быть получена именно через жизненный опыт взрослых. Однако приобщение к этому опыту и стоящим за ним ценностям затруднено, если взрослые используют неадекватные стили отношения к подростку.

Таким образом, результаты нашего исследования, проведенный анализ, а также сделанные на его основе выводы подтвердили выдвинутые нами гипотезы и положения.

На мой взгляд, более углубленное  изучение этой темы необходимо, для  разработки практических рекомендаций для психологов, родителей и педагогов по оптимизации отношений межличностной значимости подростка с взрослыми. Родителям необходимо анализировать и изменять свои отношения с детьми, для того чтобы дома царила благоприятная атмосфера. Трудности подросткового возраста - это преимущественно трудности полового созревания и расставания с детством, которые прорываются в серии внешних конфликтов, в частности, с родителями и вообще со старшими. Задача родителей понять изменения своих детей и по возможности перейти на новый стиль общения с подростком, то есть относиться к нему как взрослому человеку.

 

Список использованных использованных литературных источников

 

1. Антонян Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления / Ю.М. Антонян. - М., 1973. - 82 с.

2. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура. - М., 1997. - 56 с.

3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. - 324 с.

4. Жинот Х. Родители и подросток / Х. Жинот. - Ростов н/Дону: Феникс, 1997. - 224 с.

5. Кон И.С. Психология дружбы / И.С. Кон. - М., 1973. - 215 с.

6. Кравченко А.И. Родителям о подростках / А.И. Кравченко. - М., 2002. - 432 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М., 1999. - 215 с.

8. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 1998. - 203 с.

9. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1996. - 374 с.

10. Райгородский Д.Я. Подросток и семья. Хрестоматия / Д.Я. Раайгородский. - Самара: Издательский Дом БАХРАМ-М., 2002. - 656 с.

11. Реан А.А. Подросток / А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.

12. Регуш Л.А. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.

13. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н.Ю. Синягина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

14. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 267 с.

15. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

16. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 768 с.

17. http://www.didascal.ru

18. http://www.lib.ua-ru. net

19. http://www.psyinst.ru

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Возраст _________________

Пол _____________________

Дата ____________________

Инструкция:

Внимательно прочитайте каждое из приведенных  ниже предложений, не пропуская ни одного из них, и отметьте кружком подходящую для Вас цифру в зависимости от того, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей.

Если Вы считаете, что утверждение  полностью передает воспитательные принципы ваших родителей, то обведите в кружок цифру "2".

Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит Вашим родителям, то обведите цифру "1".

Если же, по Вашему мнению, утверждение  не относиться к Вашим родителям, то обведите цифру "0".

 

Утверждения

Да

Частично

Нет

1.

Очень часто улыбаются мне

2

1

0

2.

Категорически требуют, чтобы я  усвоил, что я могу сделать, а что  - нет

2

1

0

3.

У них не хватает терпеливости в  отношении ко мне

2

1

0

4.

Когда я ухожу, сами решают, когда  я должен вернуться

2

1

0

5.

Всегда быстро забывают то, что  сами говорят или приказывают

2

1

0

6.

Когда у меня плохое настроение, советуют мне успокоиться и развеселиться

2

1

0

7.

Считают, что у меня должно быть множество правил, которые я обязан выполнять

2

1

0

8.

Постоянно на меня кому-то жалуются

2

1

0

9.

Предоставляют мне столько свободы, сколько мне надо

2

1

0

10.

За одно и то же один раз наказывают, а другой - прощают

2

1

0

11.

Очень любят делать что-то вместе со мной

2

1

0

12.

Если поручают мне какую-то работу, то считают, что я должен делать только ее, пока не закончу

2

1

0

13.

Начинают сердиться и возмущаться  по поводу любого пустяка, который я  сделал

2

1

0

14.

Разрешают мне идти, куда я захочу, не спрашивая у них разрешения

2

1

0

15.

В зависимости от моего настроения отказываются от своих дел

2

1

0

16.

Когда мне грустно, пытаются развеселить  и воодушевить меня

2

1

0

17.

Всегда настаивают на том, что я  должен быть наказан за все мои  проступки

2

1

0

18.

Мало интересуются тем, что меня волнует и что я хочу

2

1

0

19.

Разрешают мне идти, куда я захочу, каждый вечер

2

1

0

20.

Имеют определенные правила, но иногда соблюдают их, а иногда - нет

2

1

0

21.

Всегда с пониманием выслушивают  мои взгляды и мнения

2

1

0

22.

Следят за тем, чтобы я всегда сделал то, что мне сказано

2

1

0

23.

Иногда у меня возникает ощущение, что я им противен

2

1

0

24.

Позволяют мне делать практически  все, что мне нравиться

2

1

0

25.

Меняют мои решения, как им придет в голову или как им будет удобно

2

1

0

26.

Часто хвалят меня за что-либо

2

1

0

27.

Всегда точно хотят знать, что  я делаю и где нахожусь

2

1

0

28.

Хотели бы, чтобы я стал другим, изменился

2

1

0

29.

Позволяют мне самому выбирать себе дело по душе

2

1

0

30.

Иногда очень легко меня прощают, а иногда - нет

2

1

0

31.

Стараются открыто доказать, что  любят меня

2

1

0

32.

Всегда следят за тем, что я делаю  на улице или в школе 

2

1

0

33.

Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорят  мне об этом

2

1

0

34.

Предоставляют мне много свободы. Редко говорят "должен" или "нельзя"

2

1

0

35.

Очень тяжело заранее определить, как поступят, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее

2

1

0

36.

Считают, что я должен иметь собственное  мнение по каждому вопросу

2

1

0

37.

Всегда тщательно следят за тем, каких друзей я имею

2

1

0

38.

Когда я их чем-то задену или обижу, не будут со мной говорить, пока я  сам не начну 

2

1

0

39.

Всегда легко прощают меня

2

1

0

40.

Хвалят и наказывают очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало

2

1

0

41.

Всегда находят для меня время, когда это мне необходимо

2

1

0

42.

Постоянно указывают мне, как себя вести

2

1

0

43.

Вполне возможно, что в сущности меня ненавидят

2

1

0

44.

Позволяют мне планировать проведение каникул по собственному желанию

2

1

0

45.

Иногда могут обидеть, а иногда бывают добрыми и признательными

2

1

0

46.

Всегда откровенно ответят на любой  вопрос, о чем бы я не спросил

2

1

0

47.

Часто проверяют, все ли я убрал, как они велели

2

1

0

48.

Чувствую, что они пренебрегают мной

2

1

0

49.

Моя комната или уголок - это моя крепость: могу убирать ее или нет, они туда не вмешиваются

2

1

0

50.

Очень тяжело разобраться в их желаниях и указаниях

2

1

0

Информация о работе Психологические особенности отношений подростков со взрослыми