Психологические особенности подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:56, реферат

Описание

Цель исследования : исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Задачи исследования:
- проследить развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста
- рассмотреть главные особенности этого периода
- провести анкетирование группы подростков на предмет их отношения к себе, к другим, к жизни
- сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 67.82 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Сфера психологии очень обширна  и интересна; и по сей день в  ней содержится множество еще  не разрешенных вопросов, загадочных феноменов, необъяснимых явлений. Почему же нас привлекла именно проблема подросткового кризиса?

Уместным, на наш взгляд, будет привести здесь слова А.Б. Боссарт : ” … на человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это МАЛОЕ ВНИМАНИЕ обращают слишком ПОЗДНО. Когда уже поздно. Когда он уже человек. Или не совсем человек. Или нечеловек… Когда он готов, без нас- окончательно произошел или не произошел. И мы как будто не причем… ” [1,3] . И особенно – жизненно необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.

А результаты этой “гонки на выживание “ уже давно дают о себе знать: разгул преступности, безудержный рост наркомании, повседневная бессмысленная жестокость- вот далеко не полный перечень отличительных особенностей нашего времени. Но самое страшное – это то, что в каждом третьем случае главными участниками событий становятся 13-18 летние.” Нарастающая волна преступности среди подростков, причем в насильственных формах, - факт уже официальной статистики… Как свидетельствуют криминологи, нынешние преступления несовершеннолетних все чаще приобретают характер звериной жестокости и изощренного глумления над жертвой…” [4,4] Да, многие этому ужасаются и признают необходимость принятия мер, но каких? Комиссия по делам несовершеннолетних, колония для мальчиков, колония для девочек… - все это обрушивается на голову юного преступника. Конечно, виновные должны получит по заслугам, конечно нужно обезопасить общество от криминала- но ведь все это только последствия, только “вершина айсберга”! И пока истоки проблемы не получат должного внимания, не будут раскрыты, все останется по прежнему. Так, по сообщениям газеты “Площадь свободы” : “ … в минувшем году (1998) подростковая преступность выросла на 22 % ”. [7,1]

 

 

 

На наш взгляд, давно  настало время задать себе вопрос: кто же выростил их такими - неприкаенными, ощетинившимися, озлобленными? Давно пришла пора взять на себя ответственность за собственное творчество. Ведь сколько сейчас вокруг жестокости – на экранах телевизоров, на улице, даже в семье. Сколько несправедливости, унижения, равнодушия… И в чуткой, ранимой душе взрослеющего человека все это получает особенно быстрый и горячий отклик. Бесследно не проходит никакое зло. И каждая детская обида – тот острый осколок, который будет царапать сердце всю жизнь. На наш взгляд, такие черты характера, как подозрительность, мнительность, болезненное самолюбие, глумливость, безжалостность глубоко посеяны в душах на заре жизни- равно как и совестливость, щедрость, искренность, неравнодушие к красоте и к чужой боли.

И еще один индикатор распада  общества, еще одна, иногда последняя  попытка юного человека достучаться  до взрослых – это суицид, который  с каждым годом все молодеет и  растет. В таком большом городе, как Москва, ежегодно от 1.5 до 2 тыс. несовершеннолетних пытаются покончит самоубийством. И, следует, на конец, спросить себя понятно ли, под каким жестоким прессом живет подростки, если грубое слово учителя, очередной скандал, устроенный матерью, любовная или школьная неудача, подводит к последней черте, за которой обрывается едва начавшаяся жизнь. Если понятно еще не поздно изменится и изменить существующее состояние данной проблемы.

Цель исследования : исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.

Задачи исследования:

- проследить развитие  теоретических взглядов на проблемы  подросткового возраста

- рассмотреть главные  особенности этого периода

- провести анкетирование  группы подростков на предмет  их отношения к себе, к другим, к жизни

- сделать соответствующие  выводы, подводящие итог исследования.

Объект исследования: такие  психологические характеристики, как  отношение подростков к себе, к  будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценности подростков.

Предмет исследования (гипотеза): взаимозависимость между отношением подростка к себе, к будущему и  их отношениями со взрослыми и сверстниками.

Выборка испытуемых: учащиеся 12-14 лет (7-8 классы) .

Метод исследования: анонимное  анкетирование.

ГЛАВА 1. Теоретический аспект проблемы подросткового возраста.

1.1 Подростковый  возраст как историческое явление.

“ Почему мне так плохо? Почему мне все время не везет? Я устал. Я не хочу жить! Мне кажется, я постепенно отмираю. Я замечаю, что уже очень давно я не смеялся по- настоящему легко и  громко. Я, конечно, смеюсь. Причем, смеюсь часто. Но этот смех хуже слез. Я сам  себе кажусь каким-то маленьким, ниже и  хуже всех. Хотя это не так: я довольно рослый, 1.75 м. Я не знаю, в чем причина  и как избавится от этого. Но я  хочу снова научиться смеяться. Как  я хочу наслаждаться жизнью, собой  самим! Как я хочу ходить, расправив  плечи, прислушиваться, принюхиваться  к окружающему миру, ощущать свое собственное тело! Не хочу я ходить согбенным под тяжестью этой великой грусти. Я до того измотался, что уже не нахожу покоя. Я боюсь людей. Они все хотят меня обидеть. Только и ждут случая, чтобы унизить, задеть, или ущипнуть. Я знаю это. Я их боюсь! Нет, я их просто ненавижу! Сволочи! Все сволочи! Я не хочу никакого видеть. Не хочу. Как бы мне хотелось умереть. Но сам я не могу. Я знаю, я сам – дурак, критин. Я сам – сволочь. У меня ничего не получается, я ничего не умею. За что же меня любить? Почему я как будто стыжусь людей, чувствую себя неловко? Такое чувство, что я каждому задолжал по 100 рублей. Это они во всем виноваты. И я тоже! Я во всем виноват. Сегодня напьюсь. Нет, тогда мне придется пить каждый день… Я любые деньги отдам, чтобы избавиться от самого себя, такого мрачного, безрадостного… ” [11,4]

Узнаете? – Это голос  оттуда, из мира подростков, голос обыкновенного  парня, что живет в соседней квартире, встречается в вами в транспорте, дружит с вашим сыном, а может быть, это даже ваш сын. Это письмо откровения, довольно типичная по содержанию для данного возраста, а сколько таких исповедей, криков души остаются внутри: невысказанные, подавленные, и оттого еще более болезненные и острые.

Так что же все таки такое подростковый кризис и какой на самом деле – подросток?

Наступление отрочества не зря сравнивают со вторым рождением  ребенка. Рождение- это не только появление чего-то нового, но и разрыв старых связей. Новорожденный младенец физически отделяется от матери. Новорожденный подросток отделяется от родителей психологически.

Взрыв второго рождения произошел, и перед нами – едва разменявший  второй десяток подросток, становящийся все менее похожий на прежнего ребенка. Он меняется постоянно –  и внутренне, и внешне, и психологически, и физиологически. Он обнаруживает в себе новую внешность, новые  ощущения, новые потребности и  возможности. Пышным цветом расцветает так называемый подростковый эгоцентризм. Ребенок как бы прикован к себе и оценивает происходящее исключительно. Он занят только собой, все его  мысли и чувства вертятся вокруг его “Я”, ему кажется, что окружающие также постоянно обращают взоры на него, оценивая, сравнивая – и наверняка желая унизить и поставить на место. Его эгоцентрическое самосознание порождает особое поведение подростка- сверх чувствительное, несдержанное, воинственное, обидчивое. За свои права подросток борется почти что экстремистскими способами. К сожалению взрослые видят в основном только внешние проявления такого обособления. Они плохо представляют себе, чем живет и как реагирует на происходящее юный человек, на сколько повышается его чувствительность любым, касающемся его высказываниям, мнениям, интонациям. Смогли бы увидеть это- ужаснулись бы, в какие бездны страха и тревоги погружается, как он шарахается из крайности в крайность, драматизируя свои ощущения, опасения и неудачи. Даже этого достаточно, чтобы признать наличие подросткового кризиса, как отдельного реально существующего явления возрастной психологии, а подросткового возраста- как совершенно особого периода с характерными отличительными особенностями, противопоставляющие его как взрослости, так и детство.

Но эти выводы касаются современного общества развитых стран. В таком случае возникает вопрос: Всегда ли и везде рассматриваемое  психологическое явление имело  место?

До 17 века подростковый возраст  не выделялся в жизненном цикле  человека в особый период. Этап детства  заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых  людей сразу вступали во взрослый мир. Вследствие акселерации половое  созревание происходит в современных  условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как  психологическое и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный  период между детством и взрослостью.

Глубокие социально-экономические  преобразования, связанные с развитием  капиталистической формацией, одним  из последствий имели изменения  в периодах онтогинеза. Занимающийся проблемами детства французский историк культуры П. Арье считает, что на это изменение повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа средних и высших учебных заведений, и обязательная воинская обязанность. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость – продукт нового времени. Сегодня в психологии существует множество теорий подросткового возраста, но какой бы ни была определение этого периода развития, никто в наше время не сомневается в его реальности, хотя три столетия назад он едва вырисовывался.

Несомненно, что в зависимости  от классовой, национальной, временной  и других принадлежностей подростка, между ними выделяются определенные различия. Но существуют и общие черты. И прежде всего, сейчас необходимо понять, каковы психологические характеристики, отличающие данный период от других периодов жизни, и в какой мере он меняется в зависимости от конкретных условий воспитания. Иными словами, необходима теория подросткового периода развития человека. И в процессе ее построения, который длился не один десяток лет, ее пополняли все новые открытия и гипотезы, она становилась предметом исследований и споров целого ряда психологов и других ученых.

1.2 Развитие теории  подросткового возраста: гипотезы, мнения, открытия.

Первый, кто обратил внимание на новое социальное явление –  подростковый период развития, был  Я.А. Коменский. Исходя из природы человека он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый. Границы отрочества он определяет в 6–12 лет. В основу этого деления он кладет возрастные особенности; отрочество, в частности, характеризуется развитием памяти и воображения с их исполнительными органами- языком и рукой. Таким образом, хотя здесь еще не приходится говорить о серьезном исследовании проблемы, но нам следует отметить тот факт, что Коменский впервые выделил отрочество как особый период детства (хотя и вкладывал в это несколько иное понимание).

Следующий, кто обратил  внимание на подростковый период развития, был Ж.Ж. Руссо. В своем, вышедшем в 1762 году романе “Эмиль” он отметил  то психологическое значение, которое  этот период имеет в жизни человека. Руссо, охарактеризовав подростковый возраст как “второе рождение”, когда человек “рождается в жизнь” сам, подчеркнул важнейшую, на наш взгляд, особенность данного периода – рост самосознания. Но собственно научную разработку идеи Руссо получили фундаментальный двухтомный работе С. Холла “Взросление : его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием”, вышедшей в 1904 году. Холла справедливо называют “отцом “ психологией переходного возраста, так как он не только предложил концепцию, объясняющую данное явление, но и на долго определил круг тех проблем, которое традиционно стали связывать с подростковым периодом. В духе философии немецкого романтизма содержание подросткового периода обозначается Холлом как кризисом сознания ( период “Бури и натиска”), преодолев который человек приобретает “ чувство индивидуальности”. По анологии с моделью биогиноза Э. Геккеля Холл строит свою модель социогиноза, в которой подростковая стадия трактуется как соответствующая эпохи романтизма в истории человечества, то есть промежуточной между детским и взрослым состоянием. Заслуга же Холла, на наш взгляд, в том, что он ввел во-первых представление о промежуточности, переходности данного этапа развития; во-вторых, понятия кризиса – наиболее значительное его достижение.

 

Теоретические модели подросткового  возраста представлены во всех ведущих  направлениях западной психологии. И  хотя теории З. Фрейда и А. Фрейд ( психоанализ), К. Левина ( гештальтпсихология) и Р. Бенедикт ( бихевиоризм) сильно разнятся между собой, но их объединяет то, что все эти теории исходят их общей модели онтогенетического развития – эволюционного.

Анализ причин смены социогенетической  модели развития на эволюционную показывает, что для этого имелись предпосылки, сложившиеся внутри самой психологии. И прежде всего, это работы американских культурантропологов школы Боас. Эти исследования изучали психическое развитие ребенка в условиях примитивных культур и сравнивали эти условия с американскими. Р. Бенедикт изучала подростков индейских племен Канады и Новой Гвинеи, а ее коллега М. Мид вела исследования подростов на острове Самоа. Собранные данные позволили психологам позднее сделать вывод, что о подростковом периоде как промежуточном между половым созреванием и началом взрослой жизнью имеет смысл говорить только в отношении промышленно развитых стран. Никакого кризиса развития у примитивных культур антропологи не обнаружили, а нашли и описали противоположное – гармоничное, бесконфликтное протекание подросткового периода. Мид и ее коллеги установили, что подростковый период может иметь разную длительность, а в некоторых племенах он ограничивается несколькими месяцами.

Антрополог Бенедикт, сравнивая  воспитание детей в разных обществах, пришла к выводу, что во многих культурах  нет подчеркивания контраста  между взрослым и ребенком, который  существует в американской системе  воспитания. В этих культурах дети с малого возраста включены в труд взрослых, имеют обязанности, несут  ответственность. С возрастом то и другое увеличивается, но постепенно. В отношениях взрослого и ребенка  существует взаимосвязь. Поведение  не поляризуется: одно для ребенка, другое для взрослого. Это позволяет  ребенку с детства приобретать  умение и представления, которые  будут ему необходимы в будущем. В таких условиях переход от детства  к взрослости протекает плавно, ребенок  постепенно учится способам взрослого  поведения и оказывается подготовленным к выполнению требований статусов взрослого. Иначе протекает переход от детства  к взрослости в условиях, когда  важные требования к детям и взрослым не совпадают, являются противоположными (как , например, в обществах в с высоким промышленным развитием). В результате этого складывается неблагополучная ситуация: в детстве ребенок усваивает то, что ему не пригодится как взрослому, и не учится необходимому для будущего. Поэтому, он оказывается не подготовленным к нему при достижении “формальной” зрелости. В этих условиях возникают разные сложности в развитии и воспитании подростка. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что представление о кризисе как о явлении обусловленном биологически и генетически заданной программой развитии, факты не подтверждали.

Информация о работе Психологические особенности подросткового возраста