Психологические особенности подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:56, реферат

Описание

Цель исследования : исследовать особенности подросткового возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его решающее влияние на развитие личности.
Задачи исследования:
- проследить развитие теоретических взглядов на проблемы подросткового возраста
- рассмотреть главные особенности этого периода
- провести анкетирование группы подростков на предмет их отношения к себе, к другим, к жизни
- сделать соответствующие выводы, подводящие итог исследования.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 67.82 Кб (Скачать документ)

Еще одна значимая сфера  отношения подростков – отношения  со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечением, молодежной модой и тому подобное. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков, зависит, в первую очередь, от позиций родителей.

В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации  от близких взрослых. Нуждаясь в родителей, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, о стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится- принять чувство взрослости своего ребенка.

Основные сложности в  общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания- демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат- все это препятствует успешному развитию личности подростка.

Конфликты возникают при  отношении родителей к подростку  как к маленькому ребенку и  при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское  послушание, то взрослая самостоятельность.

И, наконец, интеллектуальная сфера в подростковом возрасте характеризуется  дальнейшим развитием теоретического рефлексивного мышления. Приобретенные  в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими. Подросток, абстрагируясь от конкретного наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно.

Подростки в этот период начинают рассуждать об идеалах , о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связны с интеллектуальным развитием.

Подросток приобретает взрослую логику мышления. В это же время  происходит дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как  восприятие и память. Связано с  общим интеллектуальным развитием  и развитие вооображения.

Мы достаточно подобно рассмотрели основные психологические характеристики подросткового возраста, признанные в современной теории отечественной психологии. Однако нам представляется целесообразным мысль провести так же и самостоятельное опытно-экспериментальное исследование группы подростков, чтобы проверить гипотезу о наличии взаимосвязей между отношением подростков к себе, к будущему с одной стороны, и их отношениями со взрослыми и сверстниками с другой. Кроме того, в данном исследовании мы определим те черты характера и виды деятельности, которые представляют для подростков наибольшую ценность.

ГЛАВА 2. Проблема подросткового возраста в практике современной школы.

2.1 Методика проведения  опытно-экспериментальной работы.

В нашей практической работе мы воспользуемся констатирующим экспериментом – то есть таким, который направлен на выявление и объективную фиксацию устойчивых связей разнообразных психологических параметров, не внося каких-либо изменений или преобразований в объект исследования. Модели констатирующего эксперимента разнообразны. Мы применим модель, которая предполагает изучение регулярной взаимной сочетаемости заранее определенного списка психологических параметров.

Метод исследования – анонимное  анкетирование: учащимся предлагается ответить на ряд вопросов, указав только свой возраст и пол. Анкета составлена из прямых вопросов, на которые требуются  самостоятельные ответы испытуемых и вопросов селективного типа, где  опрашиваемому на каждый вопрос предлагается на выбор несколько ответов. Преимущество используемого метода состоит, во-первых, в большей откровенности учащихся, ввиду анонимности ответов; во-вторых, анкетирование путем раздачи учащимся листков с заранее заготовленными вопросами, позволяет собрать информацию за небольшой отрезок времени и, в-третьих, практически исключены неискренность и подгон ответов, так как данный метод по возможности препятствует любым воздействиям на учащихся со стороны (каждый работает молча, только со своим опросным листком).

Место проведения исследования – средняя школа № 20 Центрального район г. Тольятти.

Выборка испытуемых- учащиеся 12-14 лет (7-8 классы) в количестве 48 человек.

Объект исследования: такие  психологические характеристики, как  отношение подростков к себе, к  будущему, их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, ценности подростков.

Предмет исследования (гипотеза): взаимозависимость между отношением подростка к себе, к будущему и  их отношениями со взрослыми и сверстниками; черты характера и виды деятельности наиболее ценные для подростков.

Как уже указывалось в  теоретическом разделе, общение  является для подростков ведущей  деятельностью. Каким образом складываются отношения подростка с родителями, с друзьями, с другими взрослыми  и детьми, глубоко им переживаются, анализируются, оцениваются. Это влияет на его эмоциональное состояние, принятие- непринятие себя. Отношение подростка к себе очень нестабильно: оно постоянно меняется в зависимости от его успехов и неудач, достигнутых целей и поражений, от мнения окружающих. А если полноценное, продуктивное общение с окружающими постоянно не складываются, узы с родными не прочные, то мнение полростка о себе сильно страдает, перерастает в неуверенность в своих силах, стойкую неприязнь к себе, неверие в завтрашний день. В сою очередь мы можем наблюдать и обратное воздействие : так, уверенный в себе подросток более свободно и непринужденно строит свои отношения с другими людьми , не боится раскрыться в общении и, следовательно, более благополучен в этой сфере.

Кроме всего сказанного, интерес для нас представляет также и то, какие черты характера  подростки выделяют как наиболее ценные для них, какие виды деятельности представляют для них наибольшую важность.

С целью проверки этих положений  на практике мы и проводим исследования группы подростков методом анонимного анкетирования. Учащимся были розданы  листки с написанными заранее  вопросами. Им предлагалось заполнит анкету, указав свой пол и возраст. Анкета включала следующие вопросы.

1. Какие у тебя отношения  с родителями?

2. Какие у тебя отношения  со сверстниками?

3. Как ты в целом  относишься к себе?

- положительно

- отрицательно

- как-то еще

4. Что ты ждешь от  будущего?

- на что-то надеешься

- боишься будущего

- совершенно не думаешь  о нем

- что-то еще

5. Если у тебя кто-то  из взрослых кому бы ты мог  довериться?

6. Если у тебя друг  среди сверстников, кому бы  ты мог сказать все?

7. Что для тебя сейчас  более важно?

- учеба

- общение со сверстниками

- общение с друзьями

- общение вообще (со взрослыми, детьми)

- что-то еще

8. Что ты больше всего  ценишь в людях?

Учащиеся работали молча, самостоятельно, каждый со своим листком. За разъяснением каких-либо неясностей они могли обратиться к присутствующему  в комнате взрослому.

2.2. Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы.

В результате проведенного исследования был получен ряд  данных, которые мы подвергли дальнейшей обработке и подробному анализу. Видно, что общее соотношение  учащихся с положительным отношением к себе и учащихся с отрицательным  отношением представлено соответственно как 7:1 (42:6); соотношение учащихся с  оптимистическим или безразличным взглядом на будущее, и учащихся с  боязнью будущего – как 13:3 (39:9). В  целом, внимательно просмотрев полученные данные мы можем выявить тенденции  к существованию прямой пропорциональной зависимости между психологическими характеристиками (отношение к себе, отношение к будущему) и психологическими характеристиками (отношения к родителями и сверстниками, наличие близкого взрослого, близкого ровесника ). В частности, у учащихся с положительным отношением к себе (42 человека) наблюдается преобладание положительных моментов и в других сферах: 39:3 (отношения с родителями), 36:6 (отношения со сверстниками ), 34:8 (наличие близкого взрослого) , 29:13 (наличие близкого сверстника), что говорит об эмоциональной стабильности указанных подростков.

У учащихся с отрицательным  отношением к себе значительно возрастают неблагополучие в других сферах, где  положительные и отрицательные  моменты представлены соответственно как соотношения: 2:4 (отношение с  родителями ), 2:4 (отношения со сверстниками), 3:3 (наличие близкого взрослого), 3:3 (наличие близкого сверстника).

Что касается учащихся с различным отношением к будущему здесь также проявляется данная тенденция, хотя и не так ярко.

В целом, у учащихся с положительным  отношением к себе соотношение общего количества положительных и отрицательных  моментов представлено как 23:5 (138:30) ; у учащихся с отрицательным отношением положительные и отрицательные моменты представлены как 5:7 (10:14); у учащихся с оптимистическим / безразличным взглядом на будущее соотношение положительного и отрицательного – 31:8 (124:32), у учащихся с боязнью будущего соответственно 2:1 (24:12).

Из всего выше сказанного мы можем сделать вывод. Личностное благополучие подростка, его мир  с самим собой и оптимистический  взгляд в будущее с одной стороны, во многом зависит от его успехов  – неудач в общении с другими  людьми ( положительные результаты в этой сфере дают подростку подтверждение  его значимости, свидетельствуют  о принятии его среди взрослых и сверстников, у его соответствия нормам общества и , как следствие, дает надежду на благополучие и в будущем). С другой стороны, отношение “Я-сам” в свою очередь оказывает определенное влияние на отношение “Я-другие” ( юный человек, уверенный в своих силах и в завтрашнем дне, соответственно строит и свое общение с другими людьми : легко идет на контакт, не боится раскрыться , не отступает перед неудачей, что в конце концов, чаще всего оказывается продуктивным и успешным).

Таким образом, полученные результаты подтверждают нашу гипотезу о взаимозависимости  между отношениями “Я-сам” и “Я-другие”. И мы воздействуя по мере возможности на сферу отношений подростков со взрослыми и сверстниками с целью ее оптимизации, может способствовать также и улучшению их эмоционального фона, отношений к себе и к будущему.

В предлагаемую учащимся анкету были включены также вопросы, касающиеся черт характера и видов деятельности, представляющие для подростка наибольшую ценность. Обработав данные и проведя ранжирование мы получили следующие результаты.

Результаты ответов на вопрос “Что ты больше всего ценишь в человеке ?” мы представили в таблице 2.

Таблица 2.

Качества личности

Количество ответов

Ранг

Доброта

25

1

Характер

13

2

Честность

9

3

Понимание

5

4

Уважение

4

5

Щедрость

3

6

Вежливость

3

6

Трудолюбие

3

6

Ум

3

6

Откровенность

2

7

Справедливость

2

7

Нежность

2

7

Дружелюбие

2

7


Что касается наиболее ценных видов деятельности, то здесь ответы учащихся распределены следующим образом  ( см. таблицу 3).

Таблица 3.

Вид деятельности

Количество ответов

Ранг

Учеба

31

1

Общение с друзьями

19

2

Общение со сверстниками

9

3

Общение вообще

7

4

Другое

2

5


Из таблицы 2. Мы можем  видеть, что говоря о наиболее ценных качествах личности, учащиеся чаще всего называли доброту, характер, честность, внимание. Несколько раз упоминались : уважение, щедрость, вежливость, трудолюбие, ум и некоторые другие. Это позволяет нам сделать вывод о том, что несмотря на царящие в обществе жестокость, равнодушие, черствость ( а может именно “благодаря “ им ) , доброта , понимание , вежливость, щедрость одобряются и приветствуются подростками. Но, по видимому, понимают юные поколения и сложности сегодняшней жизни, выделяя такие личностные качества, как характер, трудолюбие, ум.

Что касается наиболее ценных видов деятельности, то полученные данные, представленные в таблице 3 не совсем соответствуют нашим ожиданиям .Так , несмотря на общепризнанное мнение психологов об общении как ведущей деятельности подростков, результаты нашего анкетирования выводят на первое место учебу. Отсюда следует вывод, что сегодняшняя молодежь раньше начинают задумываться об будущем, серьезнее и сознательнее относится к занятиям в школе как к необходимому условию получению профессии. Однако, и общение с друзьями продолжает важную роль.

Таким образом, проведя собственные  исследования с группой подростков мы получили следующий результат :

во-первых, подтвердили нашу гипотезу о наличии взаимозависимости  между отношением подростка к  себе, к будущему, с одной стороны, и их отношениями со взрослыми и сверстниками – с другой;

во-вторых, определили с помощью  анкетирования и дальнейшего  ранжирования наиболее ценных для подростка качества личности и вида деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы завершили исследование подросткового кризиса. Главное  содержание нашей работы включает :

-развитие теории подросткового  периода в истории психологии;

-характеристику исследуемой  проблемы в современной науке;

Информация о работе Психологические особенности подросткового возраста