Психологические особенности подростковой преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:27, реферат

Описание

Общество оказалось перед фактом: преступность среди подростков катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет.

Содержание

Введение
1. Психологические особенности подростковой преступности.
2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность
3. Психологическая характеристика основных показателей подростковой преступности.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 37.88 Кб (Скачать документ)

План 

 Введение 

1. Психологические особенности подростковой преступности. 

2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность 

3. Психологическая характеристика основных показателей подростковой преступности. 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение 

Общество оказалось  перед фактом: преступность среди  подростков катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет.

Организованная преступность взрослых все более оказывает  влияние на подростковую преступность и преступность молодежи, подчиняет  ее себе, используя возрастные и  физические особенности в преступных целях. Возрастает общественная опасность  подростковой и молодежной преступности, повышается ее организованность, интеллектуализация, техническая оснащенность. Сегодня  каждое восьмое преступление в стране совершается несовершеннолетними.

При всей схожести признаков  сегодняшняя преступность несовершеннолетних совершенно иная, чем 10, 5 и даже 2 года назад. Она количественно и качественно  быстро меняется. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни сотрудники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда — серьезные упущения в профилактической работе. Необходимым  условием эффективной работы по раскрытию  и расследованию преступлений с  участием несовершеннолетних является знание особенностей подростково-юношеской преступности. Этим вопросам и посвящена данная лекция. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос 1. Психологические особенности подростковой преступности. 

Одним из признаков  современной преступности подростков является ее высокий динамизм, она растет непропорционально быстро. Для характеристики этого роста используют такие термины: «катастрофический», «обвальный», «бурный» рост. Что это означает? Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой роста населения подросткового возраста.

Существует закономерность: рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового  возраста. Возросло количественно подростково-юношеское население страны, выросло и количество совершаемых им преступлений, и наоборот, уменьшилось численно подростково-юношеское население — уменьшилось и количество совершаемых им преступлений. Тогда пропорция остается приблизительно одинаковой, т.е. коэффициент преступности не изменяется.

Сейчас же прирост  преступности среди подростков и  юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%.

При этом высок уровень  латентности преступности, когда  преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества  заявляют о совершенном на них  факте преступного посягательства. Причины высокого уровня латентности  самые различные: характер совершенного преступного посягательства, неверие  в возможности органов милиции  изловить и привлечь к уголовной  ответственности преступников; выбор  наименьшего зла, самообвинение  и т.п.

В связи с уменьшением  рождаемости 14-17 лет назад в настоящее  время наблюдается уменьшение численности  подростково-юношеского населения (очередной демографический спад), а количество преступлений в этой среде растет. В некоторых регионах — каждое четвертое преступление совершается подростком или юношей.

Очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигнет уровня особо опасного рецидивиста. Это — закономерность. Поэтому за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет).  

Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной  возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному  образу жизни. Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинает криминализировать  подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков и юношей в сфере преступного промысла.

Молодой рецидивист опасен и тем, что по своему возрасту (23-25 лет) он недалеко «ушел» от подростков и юношей и поэтому как личность психологически привлекателен для  них. Значит, чем больше несовершеннолетних становится на путь преступлений, тем  больше опасность эскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей внутренним законам.

Вместе с тем  преступность несовершеннолетних характеризуется  неравномерностью динамики по различным  временным показателям (времени  суток, дням недели, сезонам года), что  объясняется не только рядом  объективных  факторов, но и возрастными психологическими особенностями подростков.

Чаще всего несовершеннолетние совершают преступления в свободное  от учебы время в учебные дни (с 15.00 до 24.00). Интересно отметить, что  «пик» преступных проявлений приходится на 20.00-21.00. В этот же промежуток времени  фиксируется наибольшее количество обращений подростков в службу «Доверие»  по возникающим у них трудностям в разрешении жизненных ситуаций.

До 7% преступлений совершается  в учебное время, когда подростки  должны были быть на занятиях в школе. До 10% преступлений совершается в  период производственной практики и  других работ. При этом до 18-20% преступлений совершается в выходные и праздничные  дни. Меньше всего совершается преступлений в понедельник. В течение года «пик» преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением  социального контроля за несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха, разрушением ранее существовавшей системы работы с учащимися в каникулярное время.

Еще один всплеск  преступности несовершеннолетних приходится на март месяц, что предположительно можно объяснить перестройкой организма  подростка в связи с наступлением весеннего времени и изменением уровня тестостерона в крови.

Знание динамики преступности несовершеннолетних имеет  практическую значимость для более  эффективной разработки стратегии  и организации системы профилактики, распределения обязанностей и ответственности  между субъектами профилактической работы.  

Групповой характер преступности несовершеннолетних. Известно, что истоки формирования криминогенных  и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном  коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных  учащихся, в заформализованности воспитательной работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободной деятельностью «на улице» в среде таких же отвергнутых сверстников.

Именно потребность  в общении (у подростков она особенно обострена), потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способностей, в признании окружающих, не удовлетворенная в семье и  в учебно-воспитательном заведении, поиск психологической и физической защиты от необоснованных притязаний окружающих заставляют их объединяться в группы.

Это связано с  их психофизиологическими и социально-групповыми особенностями. Подросток, особенно социально-неблагополучный, всегда тянется к силе, а объединение  в группы намного ее увеличивает. Нравственные установки и психологическая  атмосфера ближайшего социального  окружения несовершеннолетних приобретают  решающее значение для развития и  закрепления асоциальных привычек и стереотипов поведения.

Особенно велика в психологическом отношении  роль «тусовок» (мест сбора подростков и юношей), где группируются подростки и юноши, оформляясь в криминальные и криминогенные группы. Здесь они заводят знакомства, находят друзей — единомышленников по криминальной деятельности, обмениваются информацией, употребляют токсические и наркотические вещества.

Исследования, проведенные  в ряде городов страны, свидетельствуют, что несовершеннолетние придают  большое значение «тусовочным» встречам. Около 60% из числа обследованных ежедневно проводят свободное время на «тусовках». В последние годы «тусовки» переродились в своеобразные «клубы по криминальным интересам», в школы по повышению «криминального мастерства». Если в недалеком прошлом для «тусовок» выбирались места, скрытые от милиции и мало контролируемые взрослыми (подвалы, чердаки, подворотни, подъезды, дальние скверы, отдельные нежилые строения и т.п.), то теперь подростки «тусуются» порой на глазах у милиции (на дискотеках, в кафе, ресторанах, казино), оставив подземелья и чердаки для бомжей.

В основе высокой  криминальной активности и мобильности  преступных групп несовершеннолетних лежат социально-психологические  механизмы переживания успеха в  групповой деятельности. Если преступление совершено и безнаказанно «сошло с рук» для членов группы, то группа переживает состояние после преступной эйфории. Члены группы красочно пересказывают друг другу свои похождения, бравируют своей смелостью и удалью, которую они проявили в совершенном деянии. Над допустившим осторожность или струсившим издеваются, его осуждают и клеймят. Это служит уроком для всех членов группы.

Боясь группового осуждения  и издевательств, даже самые осторожные подростки начинают брать на себя наиболее рискованную часть нового задуманного преступления, и в  новых преступлениях эти «тихони» действуют особенно активно и  дерзко. Возникшее после первого  «удачного» преступления чувство безнаказанности, подогреваемое переживанием успеха, беззащитности жертвы, «опьяняет» участников группы, стимулирует их к совершению новых все более дерзких преступлений. Поэтому важно не допустить совершения группой первого преступления, после  которого ей «терять нечего».

Учитывая высокий  динамизм групповой преступности и  криминальную активность и мобильность преступных групп несовершеннолетних, важно внимательно следить за процессом группирования учащихся, вовремя выявлять лидеров, группы асоциальной ориентации и оперативно принимать меры по их переориентации, разобщению. К сожалению, сотрудники ОППН, социальные и педагогические работники с этим запаздывают и занимаются профилактикой не «сегодняшней» и не «завтрашней», а «вчерашней» групповой преступности учащихся.

Организованный характер преступности несовершеннолетних. Группирование  — начало организованной преступности, но без определенного руководства  со стороны взрослых рецидивистов и  мафиозных структур она так и  останется лишь групповой преступностью. Именно мафиозные структуры и  рецидивисты придают ей организованный характер. Что значит организованная преступность?

Об этом идут длительные дискуссии у криминологов. На наш  взгляд, организованность предполагает:  

- включение подростковой  группы в преступную группу  более высокого порядка (взрослых  преступников), связанную с органами  власти, с ее коррумпированными  элементами.  

- подчинение криминальной  подростковой группы и ее деятельности  «общему командованию», т.е. мафиозным  руководителям, их стратегическим  замыслам.  

- организованность  связана с функциональным разделением  преступной деятельности подростковых  групп (с четким разделением  территорий и зон преступного  промысла: транспортировка наркотиков, оружия, рэкет).  

- организованность  предполагает в качестве обязательного  элемента профессионализацию в  тех или иных видах преступной  деятельности подростковых групп,  а также профессионализацию внутри  групп. 

- организованность  предполагает также общие для  всех преступных групп, входящих  в данную преступную организацию,  правила поведения, «законы», «нормы»,  ценности, получившие наименование  «криминальная субкультура».  

- важным элементом  организованности является специальный  подбор «кадров» в преступные  группы из числа несовершеннолетних  и молодежи и их подготовка  на специальных полигонах (обучение  стрельбе, приемам каратэ, дзюдо,  способам преступной деятельности) и тотальный контроль за поведением каждого члена организации.  

Информация о работе Психологические особенности подростковой преступности