Психологические особенности подростковой преступности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:27, реферат

Описание

Общество оказалось перед фактом: преступность среди подростков катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет.

Содержание

Введение
1. Психологические особенности подростковой преступности.
2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность
3. Психологическая характеристика основных показателей подростковой преступности.
Заключение

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 37.88 Кб (Скачать документ)

-            наличие определенных «судебных»  инстанций, наделенных правами  проводить «разборки», наказывать  виновные группы или отдельных  участников. Однако здесь приведены  признаки организованной преступности, характеризующие место в ней  подростковых преступных групп.  
 

Вопрос 2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность 

Преступность несовершеннолетних тесно связана с подростковым алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией

Связь с алкоголизмом многоканальная, прямая и обратная. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних — это и способы «взрослого»  самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Они — групповые по своему характеру. Едва ли можно встретить  случаи, когда подростки употребляли  алкоголь в одиночку. Им обязательно  нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового алкогольного эксцесса. Нередко ошибочно полагают, что есть лишь один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом, а именно — совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения.

Изучение историй  болезней лиц, находившихся на излечении  в лечебно-трудовых профилакториях, показало, что у тех, кто начал  употреблять алкоголь несовершеннолетними, алкогольная болезнь развивается в 2,5-3 раза быстрее, нежели у лиц, начавших употреблять алкоголь совершеннолетними. Вот почему в борьбе с групповой преступностью важно антиалкогольное воспитание несовершеннолетних. Деморализованные систематическим употреблением алкоголя несовершеннолетние систематически совершают мелкие кражи, подвизаются в качестве грузчиков в ларьках, коммерческих палатках, супермаркетах, попрошайничают, группируясь в асоциальные и криминальные группы.

Распространены среди  групп несовершеннолетних правонарушителей в целях одурманивания себя разные виды токсикомании — сознательное самоотравление, а значит, и самоуничтожение. Обычно подростки вдыхают сильнодействующие  спиртосодержащие вещества — краски, различные освежители в аэрозольных  упаковках; употребляют парфюмерную  продукцию; заглатывают в больших  количествах медикаментозные средства, вызывающие состояния, близкие к  наркотическим; вводят в вены разные смеси токсических веществ, употребляют препараты бытовой химии; производственные эмульсии и красители, различные экстракты растительных веществ.

Мотивы употребления токсических веществ почти совпадают  с мотивами употребления алкоголя. Основные из них:

1)   потребление  из любопытства; 

2)   бравада  своей смелостью; 

3)   стремление  самоутвердиться в среде себе  подобных;

4)   групповая  сопричастность («за компанию»);

5)   желание  получить «кайф» (расслабиться);

6)   желание  развлечься;

7)   желание  уйти от трудных жизненных  проблем; 

8)   снять психологический  барьер перед совершением других  форм асоциального и криминального  поведения (перед занятием групповым  сексом, совершением преступления  и т.п.).

Как и алкоголикам, всем токсикоманам свойственно стремление объединяться в группы для приобретения, хранения и употребления токсических  веществ. «За компанию» легче  преодолевается естественный страх  перед токсическим отравлением, интереснее совместно переживать состояние  токсического «кайфа». В этом состоянии несовершеннолетним свойственны повышенная внушаемость, конформное, зависимое от группы поведение. Поэтому токсикоманы становятся в руках более опытных лидеров («вожаков») орудием совершения разных видов преступлений.

За алкоголь, его  заменители, токсические вещества и  медикаментозные средства токсикоманы  готовы совершить любое преступление. Нередко прием токсических веществ  заканчивается смертельным исходом. Группы токсикоманов можно отнести к примитивным преступным группам несовершеннолетних.

В последние десятилетия  во многих странах наблюдается тенденция  не только к резкому росту наркомании, но и значительное ее «омоложение», т.е. увеличение процента подростков и  детей среди наркоманов. Наша страна не стала исключением, хотя у нас  нет традиций употребления наркотиков. Если употребление алкоголя дети видят  постоянно, если не дома, так на улице, то родителей-наркоманов не так уж много. Наркомания в нашей стране распространяется подобно моде на одежду, музыку, танцы  и т.д. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотические вещества еще в подростковом возрасте и  практически всегда под воздействием ближайшего окружения. В медицинской  практике не встречались случаи, когда  бы подросток сам, без внешнего влияния, в одиночку начал бы искать и употреблять  наркотические вещества. Одним из основных мотивов первого потребления наркотика является желание быть «своим среди своих», стремление быть принятым референтной группой, соответствовать моде (а наркотики сейчас в моде), с другой стороны, - проявление самостоятельности, самоутверждения, чувства взрослости, которые выступают главными возрастными особенностями подросткового возраста.

Среди психолого-педагогических и социально-психологических причин ранней наркотизации можно выделить следующие. Употребляющие наркотики подростки чаще всего растут и воспитываются в в неблагоприятных микроусловиях – в неустойчивых или неполных семьях, в ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Такие семьи нередко характеризуются низким морально-этическим уровнем развития, регулярным потреблением спиртного старшими, склонностью к асоциальным действиям.

Что касается материально-бытовых  условий жизни в семье, то здесь  прямой зависимости нет. Условия  жизни могут быть не только неблагоприятными, но и вполне приемлемыми, доходить до уровня высокой материальной обеспеченности. Основную роль играет психологический  климат в семье, отношения родителей  с детьми и между собой. Как  протест против конфликтной обстановки в семье, против применяемых методов  воспитания, эмоциональной отверженности  у детей наблюдаются различные  формы поведения, проявляющиеся, например, в побегах из дома, бродяжничестве, в поисках помощи и внимания вне  дома. Такие подростки зачастую именно в разновозрастные компании, имеющие  нередко асоциальную направленность. Здесь они могут познакомиться  с курением, алкоголем и, что самое  опасное, с наркотиками. 

Предрасполагает к  наркотикам также низкий уровень  интеллектуального, эмоционально-волевого развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростков, бедности их нравственных чувств, направленности только на потребление и развлечения. Известно, что отсутствие увлечений, любимого дела у подростка выражается в низкой культуре досуга, в наличии  ничем не заполненного свободного времени.

С другой стороны, перенасыщенность всеми доступными видами и формами  развлечений вызывает постоянное стремление к новым и новым острым ощущениям. Это подтверждает и наличие подростковой наркомании в развитых странах.

Отрицательное влияние  оказывают отсутствие ясных и  значительных жизненных целей, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение  к своим жизненным перспективам. Молодой человек, имеющий ясно обозначенные жизненные цели, желающий занять достойное  место в обществе, социально активный, не станет на путь наркотизации.

Часть же школьников нередко рассуждают: «Окончу школу, пойду работать, а что дальше?»  Монотонная, однообразная работа, усталость  после нее, малый заработок –  все это они зачастую видят  на примере родителей. Трудности  в решении вопроса о смысле жизни могут толкнуть к поискам  иллюзорного счастья, и подросток  захочет испытать яркие впечатления, пусть ненадолго, но забыться, ощутить  свою значимость, почувствовать прилив душевных сил.

Наркотики позволяют  человеку хотя бы на время избавиться от собственных недостатков: скучные  становятся веселыми, жизнерадостными, молчаливые – оживленными, словоохотливыми, робкие – смелыми, слабые чувствуют  прилив энергии, причем сознание собственных  сил и способностей у них возрастает в высокой степени. Эти ощущения прекрасного психического самочувствия и подъема энергии вызывают у подростков желание повторять прием наркотиков.

 Пристрастию к  наркотикам способствует и существующая  у них иллюзия полезности в  виде примеров создания произведений  искусства в состоянии наркотического  опьянения, «оживляющего» действия  многих наркогенных веществ. Имеет значение и стремление части несовершеннолетних рассматривать жизнь как непрерывный праздник, сплошную цепь удовольствий и ориентация на веселье и наслаждения при нежелании видеть трудности жизни и тем более преодолевать их. Удовлетворение этого стремления становится возможным для подростков в наркотическом опьянении, поскольку оно сопровождается  временным всплеском положительных эмоций, немотивированным весельем, радостным настроением, эйфорией. 

Среди факторов риска  можно назвать и потребность  установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы разрешаемого.

Предрасположенность к наркотизации может быть обусловлена  и явлениями психического инфантилизма, что присуще части несовершеннолетних, а также внутриличностными конфликтами, связанными с высоким уровнем притязаний, потребностью в признании и болезненным осознанием невозможности достичь желаемого. Неумение преодолевать коммуникативные барьеры, безуспешные попытки найти хотя бы одного близкого друга часто приводят подростка к психологическому дискомфорту, который он пытается преодолеть с помощью наркотических средств.

Здесь им на помощь нередко  приходят наркоманы, стремящиеся побудить к приему наркотических веществ  и других людей. В медицине существует даже специальный термин, обозначающий это явление, - прозелитизм наркоманов, т.е. склонность учить других принимать наркотики. Это объясняется своеобразным «альтруизмом» наркомана, желанием «поделиться удовольствием». Если курильщик конопли в состоянии наркотического опьянения находится вне окружения таких, как он, ему крайне неприятно, что другие не разделяют его веселья, он испытывает раздражение, злобу. Если же наркотизация осуществляется в компании, где все пребывают в состоянии наркотического опьянения, то происходит взаимное заражение эмоциями, что усиливает эффект этого опьянения.

Кроме того, стремление привлечь к наркотикам новых людей  объясняется также корыстными побуждениями – расширение круга наркоманов облегчает  поиск наркотика и средств  на его приобретение.

В арсенале приобщения к наркотикам находятся практически  все виды межличностного взаимовлияния: заражение, подражание, убеждение, внушение, конформизм и др. Выступая в совокупности и дополняя друг друга, они создают непреодолимую силу.

 К наркомании  наиболее склонны несовершеннолетние  с акцентуированными, т.е. крайне  заостренными, ярко выраженными,  нов пределах нормы чертами характера, а также страдающие психопатиями. Причем разным видам акцентуаций и психопатий присущи свои формы наркотизации (статистически чаще употребление наркотических веществ встречается при эпилептоидной, истероидной, гипертимной неустойчивой акцентуацииях).

Употребление наркотиков чаще всего начинается в молодом (и даже детском, подростковом) возрасте, поэтому причины наркомании связаны  с психологическими особенностями  этих возрастных периодов: незавершившееся  развитие нервной и эндокринной  систем, социальная незрелость, отсутствие стойких жизненных позиций делают детей и подростков особенно уязвимыми  к наркотикам. 

Подверженность заболеванию  наркоманией наблюдается прежде всего у внушаемых, психически незрелых подростков, неспособных к социально направленным волевым усилиям, к правильной оценке своих поступков и их последствий. Когда такие подростки оказываются в микросреде людей, употребляющих наркотики, они не могут ни противостоять ей, ни уйти от пагубного влияния, прекратив общение с наркоманами.

Прежде всего, речь идет о контингенте трудновоспитуемых (педагогически запущенных) школьников, о детях, живущих в неблагоприятных  условиях, с пьянствующими, ведущими асоциальный образ жизни родителями. Необходимо знать о возможных  отклонениях в психическом развитии учеников, помнить о невротических  и психопатизированных личностях. Другими словами, нужен постоянный учет в работе всех факторов риска подростковой наркотизации.

Однако такая настороженность  не должна переходить в слежку или  всеобщую подозрительность, во всяком случае, не должна быть очевидной для  учащихся.  Выявлять наркоманию у  несовершеннолетних следует при  обязательном и непосредственном участии  педиатров или подростковых врачей, психиатров и наркологов, инспекторов  отделов  по пресечению правонарушений несовершеннолетних. Но постоянно контактируют с детьми педагоги и родители и  поэтому имеют возможность наблюдать  изменения в их самочувствии, отклонения в поведении, учебе.

Информация о работе Психологические особенности подростковой преступности