Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 23:27, реферат
Общество оказалось перед фактом: преступность среди подростков катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет.
Введение
1. Психологические особенности подростковой преступности.
2. Подростковый алкоголизм, токсикомания, наркомания и преступность
3. Психологическая характеристика основных показателей подростковой преступности.
Заключение
Это может быть неожиданное снижение успеваемости, утрата интереса к учебным предметам, неожиданно возникший интерес к химии. Озабоченность родителей должны вызывать ситуации, когда ребенок очень резко, без видимых причин прекращает заниматься в кружках, спортивных секциях. Одновременно могут появляться признаки повышенной утомляемости, снижение работоспособности. Наблюдаются ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, неусидчивость, резкие перепады настроения. Все это усугубляет противоречия между подростком и взрослым (родителями, учителями), сопровождается отклонениями в поведении, вплоть до асоциальных поступков, хулиганских действий.
Под особым наблюдением должны быть те подростки, которые курят, поскольку установлено, что курению наркотиков всегда предшествует табакокурение. Более того, табакокурение также является токсикоманией, хотя и в гораздо более легкой, ослабленной форме. Поэтому борьба с курением в подростковом возрасте является составной частью профилактики наркомании.
Разумеется, наличие
даже одновременно всех приведенных
проявлений еще не дает оснований
утверждать, что несовершеннолетний
употребляет наркотики. Подобные тревожные
симптомы могут порождаться различными
трудностями и отражать, например,
трудности подросткового
Наркомания — это не только потребление, но и изготовление, хранение и сбыт наркотических веществ. Это самая доходная сфера преступного бизнеса, приобретающая все более международный характер, в которой важное место отводится несовершеннолетним и молодежи, как потребителям наркотиков, так и субъектам преступного промысла. В одиночку здесь не работают.
Обычно группу наркоманов возглавляет взрослый или юноша, отбывшие наказания в исправительном учреждении или вернувшиеся из спецшколы. Группе наркоманов свойственны: ярко выраженная конспиративность, корпоративность, четкое распределение ролей в группе, строгая субординация, свои законы и правила поведения, сигналы опознания.
Нередко группу, занимающуюся изготовлением, хранением и сбытом наркотиков, отождествляют с наркоманами, т.е. лицами, употребляющими наркотики, что неправомерно. Группа, избравшая распространение наркотиков как средство обогащения, как правило, не употребляет наркотики. Она лишь изготовляет, хранит, сбывает наркотики, вовлекает других людей в наркоманию, организуя притоны и склоняя к употреблению наркотических веществ. Но наркомания обязательно порождает ряд примыкающих к ней и сопутствующих групповых преступлений. Перечислим основные из них:
1) незаконный посев
или выращивание опийного мака,
индийской, южной,
2) их транспортировка
из регионов произрастания в
другие районы страны по
3) подделка рецептов с целью приобретения лекарств наркотического действия;
4) продажа рецептов
или самих наркотических
5) организация или
содержание притонов для
6) совершение в
состоянии наркотического
7) создание подпольных
лабораторий по изготовлению
синтетических наркотиков, наркотиков
типа «винт» (не дающих привыкания)1
и использованию выделений
Вопрос 3. Психологическая
характеристика основных показателей
подростковой преступности.
При рассмотрении особенностей подростковой преступности необходимо учитывать прочную и гибкую ее связь с молодежной модой. При этом имеют в виду преимущественно связь групповой преступности с модой на вещи (одежду, обувь, другие предметы), которые становятся объектами группового преступного посягательства. Однако это представление однобокое, неполное, поверхностное.
Молодежная мода многолика, она проявляется не только в вещно-предметной сфере, но, прежде всего, в образе жизни (поведении, проведении досуга, в занятиях спортом, межличностных отношениях, в выборе друзей, в получении образования, выборе престижной профессии и т.п.).
В криминологической и социологической литературе обычно отражается только механизм связи моды с корыстными преступлениями, где объектами посягательства становятся модные вещи (одежда, обувь, стерео- и видеоаппаратура, автомотосредства, диски, драгоценности и т.п.). Это и понятно, поскольку данная связь наиболее зрима и наиболее полно отражается в материалах уголовных дел и уголовной статистике.
Однако связи групповой преступности несовершеннолетних с модой более многообразные и сложные. Так, в свое время мода на все итальянское породила группы подростков-«итальянцев», мода на одежду типа телогрейки — «фуфаечников» и т.п. Мода на людей, имеющих доступ к дефициту, в прошлом порождала спекуляцию и мошенничество, в условиях перехода к рынку — занятие незаконной предпринимательской деятельностью или рэкетом. Мода на особый тип поведения, характеризующийся бравадой, неуважением правил общежития, может проявляться в глумлении над личностью, злостном групповом хулиганстве, групповых актах вандализма, жестокости и т.п.
Культуризм как мода в спорте побуждает подростков к занятиям боксом, карате, самбо. И это полезно. Однако полученные навыки защиты и нападения часть из них использует против безоружных жертв, что нередко приводит к телесным повреждениям. Такие «культуристы», как правило, не соразмеряют и не хотят соизмерять силу удара голым кулаком, хотя экспериментально доказано, что эта сила удара значительно превышает силу удара в боксерской перчатке. Это то же самое, как если бы удар наносился кирпичом или кастетом.
Еще опаснее приемы самбо, дзюдо, карате, применяемые против неподготовленных людей. В современных условиях участились случаи, когда спортивные навыки под массированным воздействием кинобоевиков несовершеннолетние применяют в преступных целях, например, при рэкете, различных «разборках» и т.п.
Вечно модным было, есть и, наверное, долго еще будет в спорте «болеть» за ту или иную команду, с межгрупповой враждой несовершеннолетних, приверженцев разных спортивных команд — фанатов. К сожалению, часто эта «болезнь» заканчивается массовыми побоищами и актами вандализма.
Мода на отдельные
виды преступного проведения досуга
стимулирует появление
Однако нельзя обвинять молодежную моду как главную причину групповой преступности несовершеннолетних и видеть фатальную зависимость групповых преступлений несовершеннолетних от капризов молодежной моды. Эта зависимость чаще всего является опосредованной. Она имеет место при крайних проявлениях моды и действует не прямо, а через извращенные потребности, уже сформировавшуюся потребительскую психологию несовершеннолетних, когда человек становится рабом своих потребностей.
Крайние проявления моды особой своей заразительности достигают именно в группе. Если ближайший друг обладает модной вещью, то это особенно стимулирует проявление потребительской психологии несовершеннолетнего. Обладание модной вещью, модное поведение, модное проведение досуга, «болезнь» за модную спортивную команду становятся мотивообразующими факторами и вместе с тем, по мнению подростка, способами наиболее эффективного самоутверждения, демонстрации им мнимого превосходства над окружающими.
Знание этой особенности
групповой преступности обязывает
сотрудников правоохранительных органов
внимательно следить за капризами
моды, ее тенденциями, руководить приобщением
учащихся к моде, возвышая их потребности
и пресекая потребительское отношение
к жизни, к окружающим людям. Именно
в русле управления модой и
воспитания разумных потребностей решаются
многие задачи профилактики групповой
преступности несовершеннолетних.
Одним из видов подростковой преступности является проституция. Разгул сексуальной революции, деформирование общественной морали привели к тому, что проституция стала модным, престижным и прибыльным занятием. При этом сама проституция существенно помолодела. Не редкость, когда попадаются девочки, которые уже в 10-12 лет являются профессионалами своего дела.
Мотивация занятия проституцией самая разнообразная:
- безысходность, когда девочка отдается за кусок хлеба;
- погоня за «красивой жизнью»;
- воздействие моды;
- подражание взрослым проституткам;
- понуждение родной матери заняться этим промыслом;
- семейная традиция;
- внушающее
воздействие средств массовой
информации о занятии
пример подруги
или знакомой и т.п.
Заключение
Основным фактором взаимной криминализации в криминальных группах несовершеннолетних является криминальная субкультура. Для ее обозначения используются и другие термины: «вторая жизнь», «социально негативные групповые явления», «асоциальная субкультура».
Под криминальной субкультурой понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их длительному существованию, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей.
Основу криминальной
субкультуры составляют чуждые
гражданскому обществу ценности, нормы,
традиции, различные ритуалы
Учитывая высокий
динамизм групповой преступности и
криминальную активность и мобильность
преступных групп несовершеннолетних,
важно внимательно следить за процессом
группирования учащихся, вовремя выявлять
лидеров, группы асоциальной ориентации
и оперативно принимать меры по их переориентации,
разобщению.
Используемая литература
1. Башкатов
И.П. Психология групп
2. Беличева С.А.
Основы превентивной психологии. – М.,
1999
3. Васильев
В.Л. Юридическая психология.- СПб.:
2010
4. Еникеев М.И.
Основы общей и юридической психологии.
Учебник для вузов. - М.:Юрист,2009
5. Пирожков
В.Ф. Криминальная психология. – М.,
2007.
6. Пирожков
В.Ф. Подросток и преступность.
– М., 2007
7. Психология.
Учебник. / Под ред. А.А.Крылова. - М.,
2009
9. Ратинов
А.Р. Судебная психология для
следователей - М.,2004
10. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2010.
Информация о работе Психологические особенности подростковой преступности