Психологические особенности развития воображения в процессе обучения младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ развития воображения у младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «воображение»;
-Изучить теоретическую и методическую литературу.
-Подобрать методику для выявления особенностей воображения ребенка.
- рассмотреть особенности развития воображения у младших школьников;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Глава I. Теоретический аспект развития воображения младших школьников.
1. 1. Определение понятия воображения, его функции. ………………………………
1. 2 Психолого-педагогическая характеристика воображения младших школьников. …………………………………………………………………………….
1.3.Особенности развития воображения у младших школьников……………
1.4. Приёмы развития воображения у учащихся начальных классов………..
Глава II. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей развития воображения в младшем школьном возрасте.
2.1. Методы диагностики воображения у младших школьников………................
2.2 Характеристика экспериментальной работы…………………………………….
2.3. Конспекты занятий по развитию воображения…………………………………..
2.4.Дидактические игры для развития воображения…………………………………
Заключение …………………………………………………………....................................
Список литературы………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая готовая.doc

— 438.50 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра педагогической психологии

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Педагогическая психология»

 

Вариант 5

 

По теме: Психологические особенности развития воображения в процессе обучения младших школьников.

 

 

 

 

Студент : Шарапова О.В.

№ зач. кн. ___________________

                                                                    Группа: Ир-211СДПСО

                                                                     Руководитель:______________

                                                                   Оценка:___________

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………

 Глава I. Теоретический аспект развития воображения младших школьников.  

1. 1.  Определение понятия воображения, его функции. ………………………………

1. 2  Психолого-педагогическая  характеристика воображения  младших школьников. …………………………………………………………………………….

1.3.Особенности  развития воображения у младших  школьников……………

1.4. Приёмы  развития воображения у учащихся  начальных классов………..

Глава II. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей развития воображения в младшем школьном возрасте. 
     2.1. Методы диагностики воображения у младших школьников………................

2.2 Характеристика  экспериментальной работы…………………………………….

2.3. Конспекты  занятий по развитию воображения…………………………………..

2.4.Дидактические  игры для развития воображения…………………………………

Заключение …………………………………………………………....................................

Список литературы………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Воображение — очень важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Всё — от первых сказок, которые мы слышим в детстве, и до величайших открытий — первоначально обязано силе воображения человека. Другими словами, именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека. Ведь прежде чем что-то создать, что-нибудь сделать, принять важное для себя решение, человек всегда вначале представляет это в своем воображении. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, он способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им. Специфичность данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни. Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным. Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.[2;113]  
 Целью курсовой работы является анализ развития воображения у младших школьников.

Объект  -  процесс развития воображения  у младших школьников при обучении.

Предмет  -  особенности воображения в процессе обучения младших школьников.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- дать определение понятию «воображение»;

-Изучить теоретическую  и методическую литературу.

-Подобрать методику  для выявления особенностей воображения ребенка.   

- рассмотреть особенности развития воображения у младших школьников;

- провести эмпирическую работу по выявлению особенности развития воображения в младшем школьном возрасте.

 

 

 

 

 

 
 
 

Глава I. Теоретический  аспект развития воображения младших школьников.      

1. 1  Определение  понятия воображения,  его функции.       

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.      

Загадочность  этого феномена состоит в том, что до сих пор почти не известно о механизме воображения, в том числе, о его анатомо-физиологической основе.Воображение имеет большое значение в жизни  человека, влияет на его психические  процессы и состояния и даже на организм. Это побуждает нас выделить  и специально рассмотреть проблему воображения.       

Благодаря воображению человек творит, разумно  планирует свою деятельность и управляет  ею [11]. Одной из специфичностей человека, отличающей его от животного, является его способность действовать соответственно воображаемой, представляемой и притом нередко совершенно отличной от данной, т.е. от воспринимаемой, ситуации, что даёт возможность человек, в противоположность животному, сознательно преодолеть «ситуационную ограниченность», «скованность данной ситуацией», преодолеть детерминирующее его поведение влияние лишь «здесь» и «сейчас» данной ситуации [10].       

Воображение выводит людей за пределы его  сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.       

Воображение является основой наглядно-образного  мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднительны, или просто нецелесообразны.      

Если воображение рисует сознанию такие картины, которым  ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.       

Стимулирующую деятельность человека роль играет воображение, создающее  образы мечты, т. е.  мечтание, которое Писарев характеризовал как «побудительную причину», заставляющую человека «предпринимать и доводить до конца обширные утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни». Стимулирующее действие воображения проявляется и в непроизвольном импульсивном действии слабовольного человека, ярко представляющего привлекательность стимулирующего это импульсивное, отклоняющее его от поставленной цели, нарушающее принятое решение, действия. Во всех этих случаях налицо активирующее, стимулирующее поведение субъекта действие воображения!      

Но  с другой стороны, общеизвестно и  обратное – снижающее активность человека-мечтателя действие воображения, как бы удовлетворяющего в мечтах потребности человека и тем самым снижающего его целеустремлённость, способность к усилию, направленному на достижение цели («Маниловщина»!). И в этом случае воображение, проявляющееся в своей пассивной форме, опять-таки является одним из факторов поведения но фактором негативным, т. к. воображаемое достижение цели, удовлетворяя в какой-то мере потребность «аутистически» замкнутого в мире своих мечтаний человека, находящего убежище от реальных трудностей в воображаемом мире своих мечтаний, тем самым подрывает силу, мотивации реального поведения, силу побуждения к реальному действию[10].       

В жизни человека воображение выполняет  ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы  представлять действительность в образах  и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвёртая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации [11].       

1. 2  Психолого-педагогическая  характеристика воображения  младших школьников.        

Деятельность  творческого воображения оказывается  очень сложной и зависящей  от целого ряда самых различных факторов. В каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ситуации развития, на которой стоит ребёнок.       

Существует  мнение, что у ребёнка воображение  богаче, чем у взрослого человека. Детство считается той порой, когда фантазия развита наиболее, и согласно этому взгляду по мере развития ребёнка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии даёт повод для такого вывода.      

Ребёнок живёт в фантастическом мире более, нежели в реальном. Известны искажение реального опыта, преувеличение, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребёнку. Но этот взгляд не находит в себе подтверждения при научном рассмотрении вопроса[1].      

Воображение - это процесс  преобразования образа в наглядном плане. Оно становится видом деятельности, которая формирует новые понятия, т. е. способствует переходу от чувственного к рациональному, и прежде всего от представления к понятию[8].      

Огромная  роль в играх детей принадлежит  подражанию. Игры ребёнка очень часто служат только отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребёнка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. Игра ребёнка – творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.      

Воображение всегда строит из материалов, данных действительностью. Здесь мы находим первый и самый  важный закон, которому подчиняется  деятельность  воображения: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребёнка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта.      

Именно  с накопления опыта начинается всякое воображение. Чем богаче опыт, тем  при  равных условиях богаче должно быть воображение. Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается  в необходимости расширять опыт ребёнка, чтобы создать прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.      

Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения  и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском смысле этого слова, т. е., что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка, конечно больше, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого [13]. 

1.3.Особенности развития воображения у младших школьников   Воображение проходит длинный путь развития. Оно возникает в раннем детстве, его зачатки ученые находят уже на втором году жизни, тогда, когда ребенок начинает варьировать привычные действия и переносить их на другие предметы. Например, ребенок может сначала баюкать куклу, затем мишку, потом игрушечный автомобиль, затем кубик. Особенно заметна роль воображения в дошкольном возрасте, в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-яги, пирата и т. д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с принятой на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого, надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры. Существует мнение, что самое богатое воображение — воображение дошкольника. Однако это не так. Богатство воображения зависит от жизненного опыта человека. У ребенка опыт беднее, чем у взрослого, поэтому материала для создания образов воображения у него меньше. Но ребенок не так стеснен условностями, меньше контролирует себя, поэтому он легче отвлекается от реальности, можно сказать, «отлетает» от нее. Кроме того, образы воображения у ребенка часто эмоционально насыщеннее, чем образы воображения взрослого, и более непосредственно отражаются в поведении. Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом. Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость. В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально. Взрослым в этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью. В младшем школьном возрасте, кроме того, происходит активное развитие воссоздающего воображения.[1]  

Информация о работе Психологические особенности развития воображения в процессе обучения младших школьников