Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 22:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ развития воображения у младших школьников.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение понятию «воображение»;
-Изучить теоретическую и методическую литературу.
-Подобрать методику для выявления особенностей воображения ребенка.
- рассмотреть особенности развития воображения у младших школьников;
Введение………………………………………………………………………………
Глава I. Теоретический аспект развития воображения младших школьников.
1. 1. Определение понятия воображения, его функции. ………………………………
1. 2 Психолого-педагогическая характеристика воображения младших школьников. …………………………………………………………………………….
1.3.Особенности развития воображения у младших школьников……………
1.4. Приёмы развития воображения у учащихся начальных классов………..
Глава II. Эмпирическое исследование по выявлению особенностей развития воображения в младшем школьном возрасте.
2.1. Методы диагностики воображения у младших школьников………................
2.2 Характеристика экспериментальной работы…………………………………….
2.3. Конспекты занятий по развитию воображения…………………………………..
2.4.Дидактические игры для развития воображения…………………………………
Заключение …………………………………………………………....................................
Список литературы………………………………………………………………………
При проведении методики «Рисунок» участвовало 26 человек, из них 15 мальчиков и 11 девочек. Получились следующие результаты: что низкий балл получился лишь у одного человека(0б.),(2б.)- высокий балл у 13 человек, и средний(1б.) - у 12 учеников.
кол-во человек |
баллы |
проценты |
1 |
0 |
4% |
13 |
1 |
50% |
12 |
2 |
46% |
Таким образом, воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия.
2.3. Конспекты занятий по развитию воображения
1. Цель. Учить детей
выделять на картинках
Оборудование. Предметные и сюжетные картинки, геометрические фигуры в рисунках выступают и в качестве основных элементов, и как мелкие включения.
Ход занятия. Дети рассматривают поочередно картинки и находят на них ту или иную геометрическую фигуру. У детей формируется умение «всматриваться» в рисунок, находить в соответствии с данной установкой те или иные элементы. Такие занятия способствуют развитию наблюдательности, которая является необходимым условием расширения их кругозора и опыта.
2. Цель. Учить выделять
на картинках схематические
Оборудование. Предметные и сюжетные картинки с включением заданных схематических изображений.
Ход занятия. Занятие является логическим продолжением предшествующего. Проводится показ специально подготовленных картин, в которых нужно найти заданные силуэты. В отличие от 1-го занятия это уже не геометрические фигуры, а абстрактные схематические изображения . К тому же вычленить их в рисунках сложнее, так как заданные силуэты не представляют собой готовых изображений объектов, а выступают в качестве мелких деталей, включений в эти изображения.
3. Цель. Учить детей складывать из готовых деталей образы предметов по их схематичным (контурным) изображениям. Дети должны произвести наглядно-образный анализ конструкции объекта, т.е. предвидеть, как следует расположить предложенные детали.
Оборудование. Карты-образцы со схематичными изображениями предметов.
Ход занятия. Детям дают по две карты. Они подбираются таким образом, чтобы, сконструировав по образцу одно изображение, ребенок не мог собрать второе, не использовав деталей первого. Детали для конструирования получаются путем разрезания картонных квадратов по двум принципам. Сначала дети работают с деталями, полученными путем разрезания квадрата по диагонали (2 набора по 8 треугольников).
Из этих деталей складываются следующие парные изображения. Недостающая деталь для построения второго предмета отмечена пунктиром.
Затем детям предлагают сложить другие парные изображения, воспользовавшись для этого картонными деталями, также полученными путем разрезания квадрата на части (2 набора по 7 фигур).
Дети конструируют из предложенных деталей следующие изображения:
По существу это задание направлено на развитие у учащихся элементарных навыков переконструирования, что очень важно для развития воображения.
Нужно отметить, что обычно все учащиеся с интересом включаются в работу. В случаях затруднения ребенку нужно оказать помощь в анализе контура фигурки. Если же это не дает результатов, то перед ребенком выкладывается изображение объекта, данное в контуре и разделенное на крупные части (2). Следующий вид помощи — показывают образец, полностью разделенный на составные части (3).
Если вновь дети затрудняются выполнить задание, то им предлагают накладывать детали на особо сложную для них часть изображения.
Это задание формирует у детей умение свободно оперировать пространственными образами.
Наблюдение показывают, что в целом для глухих детей такие задания представляют определенную сложность. Как правило, вначале практически никто из детей не справляется с заданием. Поэтому, естественно, им нужна помощь: показ частично или полностью расчлененного образца.
Дети решают задачу путем пробных действий с конструктивными элементами. Иногда эти действия носят вполне целенаправленный характер, а порой имеют характер бесцельного манипулирования. В этих случаях вновь нужна помощь педагога.
4, 5, 6. Игры типа «Пифагор»,
«Волшебная мозаика» и др. Если
на предшествующих занятиях
Цель. Сложить из картонных деталей то или иное изображение по словесной установке педагога, т.е. дети конструируют по представлению, опираясь на образы памяти.
Оборудование.
2. Комплект картонных полукругов различной величины
3. Набор деталей, включающий перв
Ход занятия. В течение двух занятий учащиеся конструируют в соответствии с установкой: «Сделай гриб (солнце, домик...)». Предлагаемые объекты подбирают по принципу «от простого к сложному» (сначала простое задание — сложить гриб, лодочку, домик; затем сложное — сложить животное, насекомое, человека).
Дети с удовольствием конструируют данные объекты, обычно никто из учащихся не отказывается от выполнения задания. При конструировании им часто не хватает конкретных деталей (так как для работы предлагается определенный комплект с ограниченным числом деталей различной величины или формы). В таком случае ребенку говорят: «Можно сделать по-другому. Подумай, как?» Ребенок вновь обращается к работе и находит выход, заменяя одни детали другими.
Варианты изображения заданных объектов из комплекта деталей из треугольных и прямоугольных форм
Анализ занятий показывает,
что дети конструируют в основном
изображения единичных
Варианты изображения заданных объектов из комплекта деталей округлых форм
На третьем занятии работа с детьми ведется несколько иным способом. Как и на предыдущих занятиях, ребенку предлагают сконструировать изображение того или иного объекта, но при этом задаются вопросы, направленные на выяснение характера действий сконструированного им объекта и передачу этих действий: «Что он (она) делает? Где он (она) сидит? Куда он (она) идет? С кем играет? Что несет?» и т. д.
Варианты изображения заданных объектов из комплекта деталей разнообразных форм
Таким образом, педагог
подводит ребенка к необходимости
изображения объекта в какой-
2.4.Дидактические игры на развитие воображения
Неоконченный рисунок
Игра проводится поэтапно. На первом – ребенку предлагают ряд кружков. Из каждого кружка надо нарисовать с помощью дополнительных элементов различные образы. Кто больше нарисует образов, тот и выиграл. Кружки можно заменить квадратиками, полукружками, крестиками и т.п.
На втором – ребенку предлагают частичное изображение какого-либо объекта, например, собачки. Необходимо последовательно дорисовывать изображение так, чтобы каждый раз это была другая собачка. Изменение образа идет вплоть до создания фантастического животного.
Рисунок в несколько рук
Предлагают всем участникам придумать какой-либо объект и не говорить о том, что придумано. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу товарища для трансформации своего замысла. Точно так же поступает третий и т.д. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга.
Поможем художнику
Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Большой лист бумаги прикрепляется к доске. На нем схематичное изображение человека.
Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картинку до конца и попросил помочь ему закончить работу. Детям последовательно задают вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет? Что несет в руках? И т.д. Дети отвечают по-разному, педагог обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Самые удачные воплощаются при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок. Педагог или дети рисуют цветными фломастерами.
Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка. Если они затрудняются, то наводящими вопросами помогаем им.
Игру желательно несколько раз повторить на изображении другого объекта (дорисовывать схематичное изображение дома, собаки, дерева и т.д.).
Можно предложить детям провести эту игру друг с другом.
Что это такое
Дидактическая задача: учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов. В игре используются различные выполненные из бумаги формы (круги разных цветов, полоски разной длины), мяч.
Дети встают в круг, в середине круга педагог. Он кладет одну из форм и говорит: «Все должны подумать, на что похожа форма, которую я положил. А назвать предмет может только тот, кому я брошу мяч».
Заключение
Дети-дошкольники
любят мир фантазии и сказки. Они очень
увлекаются игрой, в которой велика роль
воображения. Так, для ребят достаточно
сесть на палку, чтобы вообразить себя
всадником, а три поставленных друг за
другом стула могут быть скорым поездом.
У младших школьников тоже усиленно работает
воображение, однако образы воображения
детей школьного возраста ближе к действительности,
более точно ее отражают.
Так, если для дошкольника
две связанные накрест палочки — уже самолет,
то младший школьник не удовлетворяется
этим и старается сделать для игры что-то
более похожее на реальный самолет, а подросток
будет добиваться, чтобы игрушечный самолет
мог немного держаться в воздухе. На этом
основании некоторые думают, что с возрастом
(в связи с развитием мышления) воображение
слабеет, становится менее ярким и богатым
по содержанию. Это не совсем так. Поскольку
в процессе воображения переработке подвергаются
прошлые представления, то, чем больше
у человека опыта и впечатлений, тем может
быть богаче и его воображение. Ребенок
лишь чаще, чем взрослый, прибегает к фантазии,
заменяя ею реальную действительность.
Характерной особенностью
воображения младших школьников является
наглядность и конкретность создаваемых
образов. Ребенок представляет в уме то,
что он видел в натуре или на картинке.
Ученикам I, а иногда и II класса бывает
нелегко вообразить то, что не имеет никакой
поддержки в конкретных предметах и иллюстрациях.
Так, ребенок неохотно соглашается признать,
что перед ним «солдат», если у «солдата»
нет в руке палки, изображающей винтовку.
Более старшие ученики начальных классов
легче обходятся без внешних атрибутов
(признаков), хотя и любят ими пользоваться.
Дошкольник больше, чем ученик начальных
классов, верят тому, что создает его фантазия.
Этот некритический подход к образам воображения
приводит к тому, что ребенку нередко трудно
отделить продукт своей фантазии от реальности
(этим объясняется так называемая детская
ложь). Младший школьник более критически
смотрит на то, что является плодом его
воображения. Он понимает условность придуманного
им и в игре принимает эту условность. Под влиянием учения воображение детей
изменяется. Появляется большая устойчивость
образов воображения, которые лучше сохраняются
в памяти, становятся богаче и разнообразнее
благодаря расширению кругозора, приобретаемым
знаниям. Воображение у младшего школьника
имеет в значительной степени подражательный
характер. Ребенок в своих вымыслах и играх
старается воспроизвести то, что он видел
или слышал, повторить то, что наблюдал.
Поэтому воображение у него имеет главным
образом воссоздающий (репродуктивный)
характер. В процессе обучения это воссоздающее
воображение имеет очень большое значение,
так как без него невозможно воспринимать
и понимать учебный материал. Учение способствует
развитию этого вида воображения, обогащает
его. Кроме того, у младшего школьника
воображение все теснее связывается с
его жизненным опытом, причем не остается
пассивным процессом (бесплодным фантазированием),
а постепенно становится побудителем
к деятельности. Возникшие образы и мысли
ребенок стремится воплотить в реальные
предметы (в рисунки, игрушки, разные поделки,
иногда и полезные), над изготовлением
которых надо потрудиться.