Психологические особеннсти людей пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Изучение психологических проблем пожилого возраста составляем одну из насущных задач современной науки: пожилой возраст - значимый этап онтогенеза человека, без обстоятельного исследования которого невозможно построение сколько-нибудь законченной концепции психического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......……………...3
1 ПСИХИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО

ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………………………………4
1.1 Психологический портрет пожилого человека…………………………...4
1.2 Типы приспособления личности к старости …………………..................5

1.3 Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте……………………………………………………………………….....7

1.4 Выход на пенсию как психологическая проблема……………………...13
2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБОНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП………………………….……………………………….......................18

2.1 Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп…………………………………………………........................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы ………………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

КУРСА4 - копия.docx

— 59.50 Кб (Скачать документ)

министерство  образования и  науки российской федерации

государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Дальневосточная академия государственной  службы

Факультет государственного и  муниципального управления

Специальность «Социальная работа»

Кафедра социальной работы и  социологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине «Психология» 
 
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА 
 

Студент

группа 821

 
подпись
Н.Н. Данилов
   
дата
 
Научный руководитель

к.пед.н., доцент

 
подпись
Е.Г.Врублевская
   
дата
 

Хабаровск 2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......……………...3
1 ПСИХИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО

ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………………………………4

1.1 Психологический портрет пожилого человека…………………………...4
1.2 Типы приспособления личности к старости …………………..................5

1.3 Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте……………………………………………………………………….....7

1.4 Выход на пенсию как психологическая проблема……………………...13

2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБОНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП………………………….……………………………….......................18

2.1 Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп…………………………………………………........................................25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31
СПИСОК  использованных  ИСТОЧНИКОВ и    литературы ………………………………………………………………32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

           Актуальность    темы. Изучение психологических проблем пожилого возраста составляем одну из насущных задач современной науки: пожилой возраст - значимый этап онтогенеза человека, без обстоятельного исследования которого невозможно построение сколько-нибудь законченной концепции психического развития. Между тем, в отличие от ранних ступеней онтогенеза, психология пожилого возраста разработана чрезвычайно мало. Правда, в зарубежной психологии, особенно после второй мировой война, наблюдается повышенный интерес к данной проблеме. Период пожилого возраста рассматривается как один из феноменов жизненного пути личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.А Логинова), который характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта к имеет ряд качественно новых, не встречаемых в ранних периодах развития, свойств и признаков (Ю.К. Дупленко, Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова). Вместе с тем, пока еще мало известно о психологических механизмах старения и путях нейтрализации (или по крайней мере сведения к минимуму) отрицательных проявлений этого процесса (М. Д. Александрова, Б.Г. Ананьев, В.В. Болтенко, Г. Тома) . В последнее время данная проблема приобрела особую актуальность, в связи с изменениями в возрастной структуре населения мира и общим его постарением. Значительное увеличение доли пожилых людей и пенсионеров в общем, составе населения остро ставит вопрос об их адаптации к условиям жизни с учетом возрастных особенностей.

           Анализ изученных источников и литературы. Проблемы психологических особенностей личности пожилого возраста нашли своё отражение в работах....

            Цель работы. Целью курсовой работы является исследование психологических особенностей людей пожилого возраста.

       Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

     1. Составить  психологический  портрет  пожилого человека.

     2. Узнать особенности личности в пожилом возрасте.

     3. Выявить особенности личности пожилого человека, обеспечивающие успешную адаптацию в посттрудовой период.

           Объектом исследования являются люди пожилого возраста.

            Предметом исследования - особенности самосознания, мотивационно - потребностной и эмоциональных сфер личности пожилого человека.

 

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ СТАРОГО ЧЕЛОВЕКА

            1.1 Психологический портрет пожилого человека

            Что можно сказать об изменениях в личности старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому - отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе - эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне- все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п.

           Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе.

       К.И. Чуковский писал в своем дневнике: «… Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день - мои мысли добрей и светлей». Исследователь личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что «представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения».

     1.2 Типы приспособления личности к старости

     Довольно  широко в мировой психологической  литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:

     1) Конструктивное отношение человека  к старости, при котором пожилые  и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены  эмоциональными контактами с  окружающими людьми. Они в меру  критичны по отношению к себе  и вместе с тем весьма терпимо  относятся к другим, к их возможным  недостаткам. Не драматизируют  окончание профессиональной деятельности, оптимистически относятся к жизни,  а возможность смерти трактуют  как естественное событие, не  вызывающее печали и страха. Не  пережив в прошлом слишком  много травм и потрясений, они  не проявляют ни агрессии, ни  подавленности, имеют живые интересы  и постоянные планы на будущее.  Благодаря своему положительному  жизненному балансу они с уверенностью  рассчитывают нас помощь окружающих. Самооценка этой группы пожилых  и старых людей довольна высока.

     2) Отношение зависимости. Зависимая  личность - это человек, подчиненный кому-либо, зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий из профессиональной среды. Семейная среда обеспечивает ему ощущение безопасности, помогает поддерживать внутреннюю гармонию, эмоциональное равновесие, не испытывать ни враждебности, ни страха.

     3) Оборонительное отношение, для  которого характерны преувеличенная  эмоциональная сдержанность, некоторая  прямолинейность в своих поступках  и привычках, стремление к «самообеспеченности»  и неохотному принятию помощи  от других людей. Люди данного  типа приспособления к старости избегают высказывать собственное мнение, с трудом делятся своими сомнениями, проблемами. Оборонительную позицию занимают иногда по отношению ко всей семье: если даже имеются какие-то претензии и жалобы в адрес семьи, они их не выражают. Защитным механизмом , который они используют против ощущения страха смерти и обездоленности, является их активность «через силу», постоянная «подпитка» внешними действиями. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу;

     4) Отношение враждебности к окружающим.

     Люди  с таким отношением агрессивны, взрывчаты  и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность  за собственные неудачи, не совсем адекватно  оценивают действительность. Недоверие  и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими  людьми. Они всячески отгоняют мысль  о переходе на пенсию, так как  используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными  стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные  заболевания. Люди, относящиеся к  данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей  утрате сил. Все это соединяется  еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом  этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом  смерти.

     5. Отношение враждебности человека  к самому себе.

     Люди  такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют  против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить  потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.

     Психиатр  М.Мак-Каллох, первым изучивший влияние животных на психику человека, в результате анкетирования пришел к выводу, что домашние животные делают человека спокойнее, а некоторым людям, перенесшим серьезные душевные потрясения, таких «четвероногих лекарей» просто необходимо назначать.

     Чувство одиночества истощает душевные силы человека и таким образом подтачивает  и физическое отсутствие человеческих контактов, разрушает личность, ее социальный строй. «Прямыми опытами доказано, что  человек может нормально мыслить  длительное время только при условии  непрекращающегося информационного  общения с внешним миром. Полная информационная изоляция-это начало безумия. Информация, стимулирующая  мышление, связь с внешним миром  также необходима, как пища и тепло, мало того-как наличие тех энергетических полей, в которых происходит вся жизнедеятельность людей на планете.»

     Сохранить нормальное, полнокровное человеческое общение, не поддаться зову одиночества - значит отодвинуть старость.

     Все представленные здесь основные типы старости, отношения к ней, не исчерпывают  всего многообразия проявления поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Все  классификации носят ориентировочный  характер, с тем, чтобы составить  некоторую базу для конкретной работы с людьми пожилого и старческого  возраста.

1.3 Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте.

По вопросу  об изменении личности старых людей  существует множество противоречивых мнений. Они отражают различные взгляды  исследователей на сущность жизни старения и на трактовку понятия "личность". Некоторые авторы отрицают, какие либо существенные изменения личности в старости. Другие все соматические и психические изменения, да и саму старость считают заболеванием (Пархен и др.) Объясняют они это тем, что старость почти всегда сопровождается различными недугами и всегда заканчивается смертью. Это крайние точки зрения существует еще множество вариантов. Вот какое описание приводит в своей работе Е.С Авербух: "У людей в позднем возрасте, как правило, падает активность, замедляются психические процессы, ухудшается самочувствие. В процессе старения меняется отношение явлениям и событиям, изменяется направленность интересов. Во многих случаях происходит сужение ин круга интересов частое брюзжание, недовольство окружающими. Наряду с этим имеет место идеализации прошлого, тенденция к воспоминанию. У старого человека зачастую снижается самооценка, возрастает недовольство забой неуверенность в себе. Отмеченные изменения не в одинаковой степени присущи всем людям в старости. Общеизвестно, что многие люди до преклонного возраста сохраняют свои личные особенности и творческие возможности. Все мелочное, неважное отпадает, наступает известная "просветленность духа", они становятся мудрыми. Ю.Б Тарнавский пишет о том, что старость - крайне критичный период времени. Она требует всех сил личности, чтобы приспособится к окружающей обстановке. Но нередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к новому статусу. Автор отмечает, что пожилой возраст характеризуется не только минусами. Старость несет в себе много ценных, положительных качеств. Человек становится рассудительным, опытным. Неминуемо наступающие в старости возрастные снижения адаптационных возможностей компенсируется профессиональным мастерством, глубокими познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни. Адаптационные механизмы действительно снижаются, но это может быть успешно компенсировано высоким уровнем суждений, широтой кругозора.

Информация о работе Психологические особеннсти людей пожилого возраста