Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:27, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение психологических проблем пожилого возраста составляем одну из насущных задач современной науки: пожилой возраст - значимый этап онтогенеза человека, без обстоятельного исследования которого невозможно построение сколько-нибудь законченной концепции психического развития.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......……………...3
1 ПСИХИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО
ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………………………………4
1.1 Психологический портрет пожилого человека…………………………...4
1.2 Типы приспособления личности к старости …………………..................5
1.3 Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте……………………………………………………………………….....7
1.4 Выход на пенсию как психологическая проблема……………………...13
2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБОНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП………………………….……………………………….......................18
2.1 Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп…………………………………………………........................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы ………………………………………………………………32
министерство образования и науки российской федерации
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Дальневосточная академия государственной службы
Специальность «Социальная работа»
Кафедра социальной работы и социологии
по
дисциплине «Психология»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Студент
группа 821 |
подпись |
Н.Н. Данилов |
дата |
||
Научный
руководитель
к.пед.н., доцент |
подпись |
Е.Г.Врублевская |
дата |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………... |
1
ПСИХИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ
ПОЖИЛОГО
ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………………………………4 |
1.1 Психологический портрет пожилого человека…………………………...4 |
1.2 Типы
приспособления личности к старости …………………..................5
1.3 Психологическое
развитие и особенности личности в пожилом
возрасте………………………………………………………… 1.4 Выход на пенсию как психологическая проблема……………………...13 |
2
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО -
ПОТРЕБОНОСТНОЙ СФЕРЫ
ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
ГРУПП………………………….……………………………….. 2.1 Особенности
эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных
групп…………………………………………………...... |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы ………………………………………………………………32 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Изучение психологических проблем пожилого возраста составляем одну из насущных задач современной науки: пожилой возраст - значимый этап онтогенеза человека, без обстоятельного исследования которого невозможно построение сколько-нибудь законченной концепции психического развития. Между тем, в отличие от ранних ступеней онтогенеза, психология пожилого возраста разработана чрезвычайно мало. Правда, в зарубежной психологии, особенно после второй мировой война, наблюдается повышенный интерес к данной проблеме. Период пожилого возраста рассматривается как один из феноменов жизненного пути личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.А Логинова), который характеризуется богатством накопленного в прошлом опыта к имеет ряд качественно новых, не встречаемых в ранних периодах развития, свойств и признаков (Ю.К. Дупленко, Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова). Вместе с тем, пока еще мало известно о психологических механизмах старения и путях нейтрализации (или по крайней мере сведения к минимуму) отрицательных проявлений этого процесса (М. Д. Александрова, Б.Г. Ананьев, В.В. Болтенко, Г. Тома) . В последнее время данная проблема приобрела особую актуальность, в связи с изменениями в возрастной структуре населения мира и общим его постарением. Значительное увеличение доли пожилых людей и пенсионеров в общем, составе населения остро ставит вопрос об их адаптации к условиям жизни с учетом возрастных особенностей.
Анализ изученных источников и литературы. Проблемы психологических особенностей личности пожилого возраста нашли своё отражение в работах....
Цель работы. Целью курсовой работы является исследование психологических особенностей людей пожилого возраста.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Составить психологический портрет пожилого человека.
2. Узнать особенности личности в пожилом возрасте.
3. Выявить особенности личности пожилого человека, обеспечивающие успешную адаптацию в посттрудовой период.
Объектом исследования являются люди пожилого возраста.
Предметом исследования - особенности самосознания, мотивационно - потребностной и эмоциональных сфер личности пожилого человека.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ СТАРОГО ЧЕЛОВЕКА
1.1 Психологический портрет пожилого человека
Что можно сказать об изменениях в личности старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому - отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе - эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне- все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п.
Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе.
К.И. Чуковский писал в своем дневнике: «… Никогда я не знал, что так радостно быть стариком, что ни день - мои мысли добрей и светлей». Исследователь личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что «представление о психическом старении не может оказаться полным и цельным без учета благоприятных случаев, которые лучше, чем какие-либо другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливые, отражают их выгодное положение в сравнении с другими формами психического старения».
1.2 Типы приспособления личности к старости
Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости:
1)
Конструктивное отношение
2)
Отношение зависимости.
3)
Оборонительное отношение, для
которого характерны
4)
Отношение враждебности к
Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Недоверие и подозрительность заставляют их замыкаться в себе, избегать контактов с другими людьми. Они всячески отгоняют мысль о переходе на пенсию, так как используют механизм разрядки напряжения через активность. Их жизненный путь, как правило, сопровождался многочисленными стрессами и неудачами, многие из которых превратились в нервные заболевания. Люди, относящиеся к данному типу отношения к старости, склонны к острым реакциям страха, они не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом этого отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти.
5.
Отношение враждебности
Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. С этими состояниями соединяются чувство одиночества и ненужности. Собственное старение оценивается достаточно реалистично; завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.
Психиатр М.Мак-Каллох, первым изучивший влияние животных на психику человека, в результате анкетирования пришел к выводу, что домашние животные делают человека спокойнее, а некоторым людям, перенесшим серьезные душевные потрясения, таких «четвероногих лекарей» просто необходимо назначать.
Чувство
одиночества истощает душевные силы
человека и таким образом подтачивает
и физическое отсутствие человеческих
контактов, разрушает личность, ее социальный
строй. «Прямыми опытами доказано, что
человек может нормально
Сохранить нормальное, полнокровное человеческое общение, не поддаться зову одиночества - значит отодвинуть старость.
Все
представленные здесь основные типы
старости, отношения к ней, не исчерпывают
всего многообразия проявления поведения,
общения, деятельности стареющего человека,
многообразия индивидуальностей. Все
классификации носят
1.3 Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте.
По вопросу об изменении личности старых людей существует множество противоречивых мнений. Они отражают различные взгляды исследователей на сущность жизни старения и на трактовку понятия "личность". Некоторые авторы отрицают, какие либо существенные изменения личности в старости. Другие все соматические и психические изменения, да и саму старость считают заболеванием (Пархен и др.) Объясняют они это тем, что старость почти всегда сопровождается различными недугами и всегда заканчивается смертью. Это крайние точки зрения существует еще множество вариантов. Вот какое описание приводит в своей работе Е.С Авербух: "У людей в позднем возрасте, как правило, падает активность, замедляются психические процессы, ухудшается самочувствие. В процессе старения меняется отношение явлениям и событиям, изменяется направленность интересов. Во многих случаях происходит сужение ин круга интересов частое брюзжание, недовольство окружающими. Наряду с этим имеет место идеализации прошлого, тенденция к воспоминанию. У старого человека зачастую снижается самооценка, возрастает недовольство забой неуверенность в себе. Отмеченные изменения не в одинаковой степени присущи всем людям в старости. Общеизвестно, что многие люди до преклонного возраста сохраняют свои личные особенности и творческие возможности. Все мелочное, неважное отпадает, наступает известная "просветленность духа", они становятся мудрыми. Ю.Б Тарнавский пишет о том, что старость - крайне критичный период времени. Она требует всех сил личности, чтобы приспособится к окружающей обстановке. Но нередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к новому статусу. Автор отмечает, что пожилой возраст характеризуется не только минусами. Старость несет в себе много ценных, положительных качеств. Человек становится рассудительным, опытным. Неминуемо наступающие в старости возрастные снижения адаптационных возможностей компенсируется профессиональным мастерством, глубокими познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни. Адаптационные механизмы действительно снижаются, но это может быть успешно компенсировано высоким уровнем суждений, широтой кругозора.
Информация о работе Психологические особеннсти людей пожилого возраста