Психологические особеннсти людей пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Изучение психологических проблем пожилого возраста составляем одну из насущных задач современной науки: пожилой возраст - значимый этап онтогенеза человека, без обстоятельного исследования которого невозможно построение сколько-нибудь законченной концепции психического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......……………...3
1 ПСИХИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО

ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………………………………4
1.1 Психологический портрет пожилого человека…………………………...4
1.2 Типы приспособления личности к старости …………………..................5

1.3 Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте……………………………………………………………………….....7

1.4 Выход на пенсию как психологическая проблема……………………...13
2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБОНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП………………………….……………………………….......................18

2.1 Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп…………………………………………………........................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы ………………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

КУРСА4 - копия.docx

— 59.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, личность человека по мере его  старения изменяется, но старение протекает  по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние  физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). "Человек стареет  так и таким образом, как он жил в течение жизни и каким  он был как личность." Старение личности может, провялятся в выделенном зарубежными авторами синдроме "неприятия старения", в основе которого лежит внутренний конфликт между потребностями личности и ограниченными в силу физического и психического постарения возможностью их удовлетворения. Это противоречие приводит к явлению фрустрации и разным формам социально- психологической дезадаптации личности. Влияние социальных и психологических на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Это эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.

Таким образом, изменения статуса человека в старости вызванной, прежде всего  прекращением или ограничением трудовой деятельности трансформацией ценностных ориентиров самого образа жизни и  общения, а также возникновением различных затруднений как в  социально - бытовой так и психологической  адаптации к новым условиям. Точное и полное знание особенностей влияния  социально - психологических и биологических  факторов на процесс старения личности позволит направленно изменить условия, образ жизни старых людей таким  образом, чтобы способствовать оптимальному функционированию личности старого  человека и оказывать тем самым  сдерживающее влияние на процесс  ее старения.

Одной из важнейших систем, входящих в  понятие личности, является образ  самого себя. Это представление человека о себе, своей внешности, возможностях, способностях, преимуществах и недостатках, а также эмоциональное отношение  к себе. Представление о самом  себе у старого человека зависит  главным образом от актуальной жизненной  ситуации. Имеет место тенденция  к поддержанию постоянного представления  о собственном Я. Постоянство образа Я очень важно для сохранения личностного и эмоционального равновесия. Внезапное разрушение самооценки и восприятие собственного Я может проявляться в виде неврозов и даже психозов. Важную роль играет обратная информация, получаемая по поводу себя от среды, в которой живет человек

Распространенные  в обществе стереотипы оказывают  влияние на формирование отношения  к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений многие представители  поздней взрослости теряют веру в  себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них  падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность.

Г. Крайг пишет о том, что мнение о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности. Некоторые пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично потеряют контроля над своей жизнью. Под влиянием таких мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами жизни.

Отрицательная модальность субъективного отношения  к себе важный фактор не только психического, но и физического старения человека.

Социально - психологическая недооценка или  обесценивание пожилых людей  тест, но связана с другими неблагоприятными для них полноценного функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно - значимых социальных ролей. В результате человек лишается своего профессионального будущего. Он также оказывается выключенным из системы межличностных связей, в которую входят представители разных поколений.

Таким образом, стареющий человек попадает в уникальную для него по степени сложности и непривычности ситуации неопределенности. Человеку приходится самостоятельно вырабатывать требования к своему поведению, в чем и заключается одна из трудностей жизни в условиях выхода на пенсию. В литературе содержатся противоречивые сведения относительно самооценки в позднем возрасте. В одних работах высказывается мнение о том, что возраст не влияет на самооценку, самоуважение, другие авторы отмечают факт возрастного влияния. При этом по отдельным данным самооценка снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие другие (Виноградов), а по другим данным характерен высокий уровень самооценки в позднем возрасте в сочетание со свойствами неустойчивости и неадекватности по типу завышения. (Болтенко)

А.В  Бороздина и О.Н Молчанова в  своей работе описывают результаты исследования самооценки.

При описании себя наиболее, часто упоминаемыми у мужчин являются категории деловой  сферы, женщины делают акцент главным  образом на личностные качества. Значительное место в описании занимает сфера  интересов, увлечений. Часть людей  констатирует общий интерес к  миру, но большинство указывают конкретные увлечения. Среди особо распространенных чтение, просмотр фильмов, вязание, прогулки, проведение бесед. Существенной в самоописании является сфера социальных контактов и в частности семьи особенно значима эта сфера для женщин. Также важное место занимает описание здоровья, самочувствия. Все перечисленные темы являются важными для всего жизненного цикла человека, но у престарелых некоторые из них особо акцентируются. У престарелых в вопросе выделения ведущего элемента самооценки, как основы регуляции поведения, ориентация идет на реальную самооценку, а не на идеальную, что типично для предыдущих периодов жизненного цикла.  Наряду с общими особенностями имеют место резко выраженные индивидуальные различия самооценки. Это является, по-видимому, следствием общего закона геронтогенеза - закона разнообразия проявляющегося в том, что показателем состояний, функций или свойств в этом периоде приобретают усиливающуюся вариативность, значительно превышающую таковую в группах людей зрелого возраста. Кроме рассмотренных эмоциональных и личностных проблем старости, не менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте. Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция "интеллектуального дефицита", то есть считалось, что в старости наступает снижение общих умственных способностей человека. Но современные исследования не подтверждают эту концепцию. Нужно учитывать тот факт, что снижение показателей интеллекта в пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время, необходимое для выполнения задания. Если не ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное выполнение задания. По мере того как доля престарелых в населении увеличивается, все более важным становится понимание их когнитивного функционирования. Наиболее важный и существенный вопрос заключается в том, насколько морфо-функциональные сдвиги, определяющиеся биологическими возрастными процессами, могут отражаться в психике человека, интеллектуальных характеристиках. Исследователи считают, что не имеет смысла прямо сопоставлять данные интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости интеллект преимущественно направлен на готовность к обучению и решению новых задач то в старости основную роль играет способность к выполнению тех задач, которые строятся на использовании накопленного опыта и информации. Большое значение имеет степень умственных способностей в молодом возрасте, особенно если человек занимается творческой, научной деятельностью. Люди интеллектуального труда часто сохраняют ясность ума до глубокой старости. Американские психологи считают, что в большинстве случаев снижение интеллектуальных способностей у пожилых людей объясняется слабым здоровьем экономическими или социальными причинами, например изоляцией, а также недостаточным образованием и некоторыми другими факторами напрямую не связанные со старением.

Важное  место при изучении влияния процесса старения на психические процессы уделяется  памяти. Ослабление основных функций  памяти происходит не равномерно. В  основном страдает память на недавние события. Память на прошлое снижается  только в глубокой старости.

Таким образом, не сводится к процессу угасания. Активное приспособление к новой  ситуации, деятельный стиль жизни  в это период дает возможность  дальнейшего развития человека, в  частности развитие его личности. При таком расположении проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания условия для его психологической адаптации,

разработки мер психологического обеспечения.

1.4 Выход на пенсию как психологическая проблема.

Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматривается как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предшествуемой. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т.п. Выход на пенсию не следует рассматривать только, как четко зафиксированное во времени событие, оно может оказать долго временное воздействие, так как перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического оставления работы.

Как правило, на новой основе перестраивается поведение  человека, формируются его отношения  с окружающими людьми, переосмысливаются  ценности, отношении к действительности и т.п. Человек "примеривается" к роли пенсионера, ее возможностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.

Е.С. Авербух  пишет, что сам факт выхода на пенсию является для человека психической  травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым.

Ю.М. Губачев также отмечает, что "преждевременный физический и духовный покой - это изнуряющий ад", под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей. Творческий труд-главное лекарство от старости. Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пенсионера в сознании людей связан не столько с конкретным кругом занятий, сколько отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пенсионеров на пассивный бездеятельный образ жизни.

Пенсионный период жизни часто рассматривается  как кризисный период в жизни  человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью не умением найти новые занятия, находить новые контакты по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.

Одним из последствий  выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может  провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.

Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому  процесс адаптации к новому положению  имеет две стороны: с одной  стороны человек приспосабливается  к своему социальному окружению, с другой - окружение приспосабливается  к новой социальной роли.

Отечественные исследователи изучали представление  пожилых людей об образе жизни  на пенсии. Человек в первые, сталкивается с ситуацией полной и постоянной не занятостью на работе, он не располагает  практически никаким личным опытом, позволяющим точно прогнозировать эту новую ситуации. Оценивая последствия  прекращения работы, человек обобщает доступный ему опыт других людей, соотнося его с собственным стилем требований, ценностей.

Большинство авторов  сходятся во мнении о том что:

- после ухода  на пенсию каждому человеку  требуется время для перестройки  стиля жизни и сознания; эта  деятельность зависит от индивидуальных  особенностей и объективных обстоятельств,  что подставляет собой процесс  адаптации.

- существенным  фактором такой адаптации является  рациональная организация и правильный  выбор занятий

- семья выполняет  компенсаторную функцию, т.е. становится  основной сферой межличностных  контактов (26)

Р.С Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса:

1) Предпенсионная фаза

Выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений.

2) Фаза "Медового  месяца" (сразу после выхода  на пенсию)

Эйфория от вновь  обретенной свободы.

3) Фаза разочарования,  освобождение от иллюзий.

Разочарование может быть вызвано несбыточными "предпенсионными" мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.

4) Фаза переориентации 

Это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив.

5) Фаза стабильности

Осознание своих  сильных и слабых сторон, понимание  своих возможностей позволяют принять  роль и статус пенсионера.

6) Завершающая  фаза

Болезнь или  индивидуальность затрудняет выполнение домашней работы и уход за собой. В  некоторых случаях они делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.

Фазы не соответствуют  определенному календарному возрасту, сменяются не в строго определенном порядке.

Шапиро В.Д. Анализируя положительные и отрицательные  последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Все без исключения негативные изменения  сопровождаются негативными изменениями, из которых наиболее часто указываются  увеличение нагрузки по дому, чувство  бесполезности и материального  затруднения.

Зачастую пожилые  люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению  и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленности к будущим занятиям негативно  сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и  личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых  людей. Среди пенсионеров, которые  ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и  особенно, социальную активность, уровень  адаптации на много выше, чем среди  пенсионеров, ведущих пассивный  образ жизни.

Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, приспособляемость  к новым условиям, перестраивается  весь образ жизни. Поэтому изучение социально - психологических проблем  пожилого возраста, и в частности  проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем. Под социальной адаптацией обычно понимают: a) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, б) результат этого процесса. При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптации- с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.

Информация о работе Психологические особеннсти людей пожилого возраста