Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:27, курсовая работа
Актуальность темы. Изучение психологических проблем пожилого возраста составляем одну из насущных задач современной науки: пожилой возраст - значимый этап онтогенеза человека, без обстоятельного исследования которого невозможно построение сколько-нибудь законченной концепции психического развития.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......……………...3
1 ПСИХИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО
ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………………………………4
1.1 Психологический портрет пожилого человека…………………………...4
1.2 Типы приспособления личности к старости …………………..................5
1.3 Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте……………………………………………………………………….....7
1.4 Выход на пенсию как психологическая проблема……………………...13
2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБОНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП………………………….……………………………….......................18
2.1 Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп…………………………………………………........................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы ………………………………………………………………32
Таким
образом, личность человека по мере его
старения изменяется, но старение протекает
по-разному, в зависимости от ряда
факторов, как биологических (конституциональный
тип личности, темперамент, состояние
физического здоровья), так и социально-
Таким
образом, изменения статуса человека
в старости вызванной, прежде всего
прекращением или ограничением трудовой
деятельности трансформацией ценностных
ориентиров самого образа жизни и
общения, а также возникновением
различных затруднений как в
социально - бытовой так и психологической
адаптации к новым условиям. Точное
и полное знание особенностей влияния
социально - психологических и
Одной
из важнейших систем, входящих в
понятие личности, является образ
самого себя. Это представление человека
о себе, своей внешности, возможностях,
способностях, преимуществах и недостатках,
а также эмоциональное
Распространенные в обществе стереотипы оказывают влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений многие представители поздней взрослости теряют веру в себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность.
Г. Крайг пишет о том, что мнение о своих возможностях и способностях оказывают значительное влияние на эффективность деятельности. Некоторые пожилые люди твердо уверены в том, что в скором времени они потеряют память и будут не в состоянии делать то, что удавалось ранее, что они частично потеряют контроля над своей жизнью. Под влиянием таких мнений они действительно утрачивают и свою компетентность, и контроль над обстоятельствами жизни.
Отрицательная
модальность субъективного
Социально
- психологическая недооценка или
обесценивание пожилых людей
тест, но связана с другими
Таким образом, стареющий человек попадает в уникальную для него по степени сложности и непривычности ситуации неопределенности. Человеку приходится самостоятельно вырабатывать требования к своему поведению, в чем и заключается одна из трудностей жизни в условиях выхода на пенсию. В литературе содержатся противоречивые сведения относительно самооценки в позднем возрасте. В одних работах высказывается мнение о том, что возраст не влияет на самооценку, самоуважение, другие авторы отмечают факт возрастного влияния. При этом по отдельным данным самооценка снижается, захватывая сферы состояния здоровья, самочувствия и многие другие (Виноградов), а по другим данным характерен высокий уровень самооценки в позднем возрасте в сочетание со свойствами неустойчивости и неадекватности по типу завышения. (Болтенко)
А.В Бороздина и О.Н Молчанова в своей работе описывают результаты исследования самооценки.
При описании
себя наиболее, часто упоминаемыми
у мужчин являются категории деловой
сферы, женщины делают акцент главным
образом на личностные качества. Значительное
место в описании занимает сфера
интересов, увлечений. Часть людей
констатирует общий интерес к
миру, но большинство указывают
Важное место при изучении влияния процесса старения на психические процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит не равномерно. В основном страдает память на недавние события. Память на прошлое снижается только в глубокой старости.
Таким образом, не сводится к процессу угасания. Активное приспособление к новой ситуации, деятельный стиль жизни в это период дает возможность дальнейшего развития человека, в частности развитие его личности. При таком расположении проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания условия для его психологической адаптации,
разработки мер психологического обеспечения.
1.4 Выход на пенсию как психологическая проблема.
Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматривается как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предшествуемой. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т.п. Выход на пенсию не следует рассматривать только, как четко зафиксированное во времени событие, оно может оказать долго временное воздействие, так как перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического оставления работы.
Как правило, на новой основе перестраивается поведение человека, формируются его отношения с окружающими людьми, переосмысливаются ценности, отношении к действительности и т.п. Человек "примеривается" к роли пенсионера, ее возможностям и ограничениям, оценивает ситуацию и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.
Е.С. Авербух пишет, что сам факт выхода на пенсию является для человека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым.
Ю.М. Губачев также отмечает, что "преждевременный физический и духовный покой - это изнуряющий ад", под воздействием которого старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для других людей. Творческий труд-главное лекарство от старости. Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пенсионера в сознании людей связан не столько с конкретным кругом занятий, сколько отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пенсионеров на пассивный бездеятельный образ жизни.
Пенсионный период жизни часто рассматривается как кризисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью не умением найти новые занятия, находить новые контакты по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.
Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.
Важно подчеркнуть,
что выход на пенсию - это значимое
событие не только для человека,
но и для окружающих его лиц. Поэтому
процесс адаптации к новому положению
имеет две стороны: с одной
стороны человек
Отечественные
исследователи изучали
Большинство авторов сходятся во мнении о том что:
- после ухода
на пенсию каждому человеку
требуется время для
- существенным
фактором такой адаптации
- семья выполняет
компенсаторную функцию, т.е.
Р.С Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса:
1) Предпенсионная фаза
Выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений.
2) Фаза "Медового месяца" (сразу после выхода на пенсию)
Эйфория от вновь обретенной свободы.
3) Фаза разочарования, освобождение от иллюзий.
Разочарование может быть вызвано несбыточными "предпенсионными" мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.
4) Фаза переориентации
Это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив.
5) Фаза стабильности
Осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера.
6) Завершающая фаза
Болезнь или индивидуальность затрудняет выполнение домашней работы и уход за собой. В некоторых случаях они делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.
Фазы не соответствуют определенному календарному возрасту, сменяются не в строго определенном порядке.
Шапиро В.Д. Анализируя положительные и отрицательные последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии таких пенсионеров, которые оценивают реальную ситуацию только как позитивную и негативную. Все без исключения негативные изменения сопровождаются негативными изменениями, из которых наиболее часто указываются увеличение нагрузки по дому, чувство бесполезности и материального затруднения.
Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологически не готовыми к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленности к будущим занятиям негативно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.
Таким образом,
с прекращением трудовой деятельности
у стареющих людей резко
Информация о работе Психологические особеннсти людей пожилого возраста