Психологические особеннсти людей пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание

Актуальность темы. Изучение психологических проблем пожилого возраста составляем одну из насущных задач современной науки: пожилой возраст - значимый этап онтогенеза человека, без обстоятельного исследования которого невозможно построение сколько-нибудь законченной концепции психического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......……………...3
1 ПСИХИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО

ЧЕЛОВЕКА ……………………………………………………………………4
1.1 Психологический портрет пожилого человека…………………………...4
1.2 Типы приспособления личности к старости …………………..................5

1.3 Психологическое развитие и особенности личности в пожилом возрасте……………………………………………………………………….....7

1.4 Выход на пенсию как психологическая проблема……………………...13
2 ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБОНОСТНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУПП………………………….……………………………….......................18

2.1 Особенности эмоциональной сферы испытуемых экспериментальных групп…………………………………………………........................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31
СПИСОК использованных ИСТОЧНИКОВ и литературы ………………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

КУРСА4 - копия.docx

— 59.50 Кб (Скачать документ)

При изучении факторов вызывающих негативные эмоции, были перечислены: несовпадение желаемого  и реального (33%), проблемы родственников (25%), воспоминания прошлой жизни (17%). Также встречались и другие причины - 17% ("Мое настроение ухудшается, когда портится погода")

При изучении с помощью беседы эмоционального реагирования на процесс выхода на пенсию было выявлено, что пожилые  люди с высоким уровнем адаптации  видят много позитивных изменений  в образе жизни после выхода на пенсию. Среди них они называют возможность чаще общаться с родственниками, друзьями, больше читать, отдыхать, следить  за своим здоровьем и др.

Группа B (средний уровень адаптации)

При изучении эмоциональной сферы с помощью  шкалы "Эмоциональный комфорт" было выявлено, что у большинства  испытуемых средний уровень эмоционального комфорта (75%). Встречается также  высокий (10%) и низкий уровень (15%)

При изучении страхов было выявлено, что большую  часть испытуемых волнуют проблемы родственников (45%), 17,5% волнуют проблемы со здоровьем, 12,5% беспокоят проблемы общества. У 10% испытуемых встречается  страх быть обузой.

Негативные  эмоции у испытуемых группы B вызывают проблемы родственников - 30%, воспоминания прошлой жизни - 25% ("У меня настроение ухудшается, когда я одна").

Было  выявлено, что испытуемые группы B испытывают как положительные, так и отрицательные  эмоции в связи с выходом на пенсию. Позитивные эмоции связанны с  возможностью больше времени проводить  в семье, заняться собой, своим любимыми делами, а негативные с появлением материальных затруднений, сужением круга  общения, чувством одиночества.

Группа C (низкий уровень адаптации)

Анализ  результатов по шкале "Эмоциональный  комфорт" показал, что большинство  испытуемых имеют низкие показатели по данной шкале (70%). У 30% средний уровень  эмоционального комфорта. Такие результаты говорят о том, что испытуемые встревожены, обеспокоены, чувствую безразличие  к окружающему.

При изучении страхов было выявлено, что пожилых  людей с низким уровнем адаптации  волнует страх быть обузой (30%), страх  одиночества (30%), проблемы со здоровьем (20%).

Негативные  эмоции у испытуемых группы C вызывают воспоминания прошлого (30%), несовпадение желаемого и реального (20%), проблемы родственников (20%), болезни (20%).

Было  выявлено, что пожилые люди группы C испытывают в основном негативные эмоции в результате выхода на пенсию. Эти эмоции связаны с чувством одиночества, ощущением бесполезности  обществу, снижением авторитета в  семье.

Сравнительный анализ показателей эмоциональной  сферы по группам испытуемых позволили  выявить значимые различия.

1. Испытуемых  группы A (высокий уровень адаптации)  характеризует высокий уровень  эмоционального комфорта (58%) по сравнению  с группой C (0%) и группой B (10%)

В группе C (низкий уровень адаптации) чаще встречается  низкий (70%) уровень эмоционального комфорта по сравнению с группой B (15%), и с группой A (0%).

2. В  группе A страх не успеть что-то сделать встречается чаще (25%), чем в группе B (7,5%).

В группе A чаще (42%), чем в группе C (10%) встречается  беспокойство за близких

У испытуемых группы C чаще (30%), чем у группы B (10%) и у группа A (0%) встречается страх стать обузой

Группу C реже (0%) интересуют проблемы общества, чем группу A (17%), и группу B (12,5%).

Было  выявлено, что в группе B чаще (45%) встречаются опасения за родственников, чем в группе C (10%).

3. Негативные  эмоции в группе C чаще (10%), чем  в группе A (0%) вызваны ощущением  одиночества.

Негативные  эмоции в группе A, связанные с  несовпадением желаемого и реального  встречаются чаще (33%), чем в группе B (12,5.

Выводы:

Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

I. Пожилые  люди характеризуются разной  степенью адаптации в посттрудовой период.

Личностные  особенности (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер) выступают как фактор успешности процесса адаптации.

II. Пожилые  люди с высоким уровнем адаптации  в посттрудовой период обладают оптимальным уровнем самооценки (средним и высоким). При этом они выше оцениваю свои социально желательные характеристики. Они склонны считать себя ответственными за свою жизнь.

Пожилые люди с низким уровнем адаптации  в посттрудовой период характеризуются низким и средним уровнем самооценки, зачастую они не удовлетворены собой. У людей этой группы преобладает экстернальный локус контроля.

III. Пожилые  люди с высоким уровнем адаптации  в посттрудовой период оптимистично настроены по отношению к будущему (мотив достижения), оценивая свое прошлое, полагают, что смогли реализовать себя. Для них характерно разнообразие интересов, они обладают высоким уровнем принятия других, удовлетворены общением.

Для пенсионеров  с низким уровнем адаптации в  посттрудовой период по отношению к будущему характерно ожидание проблем, трудностей, а также отсутствие каких либо ожиданий, при оценке прошлого они отмечают, что не сделали то, что могли бы. Для этой группы характерно наличие пассивных интересов или отсутствие любимого занятия. В общении с родственниками они ожидают от близких поддержки и выражают страх оставаться одному, они не удовлетворены общением.

IV. Пожилые  люди с высоким уровнем адаптации  в посттрудовой период обладают высоким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они уравновешены, спокойны, оптимистичны. Их волную проблемы родственников, проблемы общества. Боязнь не успеть что-то сделать, не реализовать свои планы - основной страх, который переживают пенсионеры данной группы.

Эмоциональное реагирование на процесс выхода на пенсию было спокойным, это связано  с тем, что они видят много  позитивных изменений в образе жизни  после выхода на пенсию.

Пенсионеры  с низким уровнем адаптации в  посттрудовой период обладают низким уровнем эмоционального комфорта, т.е. они встревожены, обеспокоены или чувствуют безразличие к окружающему. Больше всего их волнует страх быть обузой, страх одиночества и проблемы со здоровьем.

V. Необходима  специальная организация психологической  поддержки пожилых людей предпенсионного и пенсионного возраста, а также психологическая помощь пенсионерам, испытывающим трудности адаптации в посттрудовой период. При этом работа психолога может опираться на личностные особенности, являющиеся фактором адаптации (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).

Работа  по профилактике дезадаптации в пост трудовой период жизни человека.

Результаты  исследования свидетельствуют о  необходимости психологической  работы с группой пожилых людей, имеющих низкий уровень адаптации  в посттрудовой период. Работа должна быть направлена на профилактику дезадаптации в посттрудовой период жизни человека.

После выхода на пенсию у пожилых людей  возникает необходимость в овладении  новыми ценностями, ролями, навыками с  тем, чтобы при изменении образа жизни и прекращении трудовых форм деятельности сохранить и как  можно дольше поддерживать связи  с окружающим миром, дееспособность и интерес к жизни.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе анализ литературы по проблеме пожилого возраста, а также предпринята  попытка по изучению особенностей личности пожилых людей с различной  степенью адаптации в посттрудовой период.

В процессе исследования была достигнута поставленная цель, решены задачи, подтверждена выдвинутая гипотеза.

Данные, полученные в ходе исследования, позволили выявить  особенности личности пожилого человека, обеспечивающие успешную адаптацию  в посттрудовой период (особенности самосознания, мотивационно-потребностной и эмоциональной сфер личности).

С учетом полученных результатов были разработаны психологические  рекомендации, направленные на профилактику дезадаптации в посттрудовой период жизни человека.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Абрамова  Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов.- 4-е изд.-М.: Академич. Проект, 2003
 

     2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.- М., 1980

 

     3. Анцыферова Л.И. Психология старости: особенности развития личности в период поздней взрослости. //Психол. Журнал. Том 22 №3. 2001

 

     4. Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х т./ Субботина.- 2-е изд.-М.: Мысль, 1977

 

     5. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости.: Учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, Изд. Дом «Ноосфера», 1999

 

     6. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984

 

     7. Кон И.С. Постоянство личности: миф или реальность?/ В кн. : Хрестоматия по психологии./ Сост. В.В. Мироненко. Под ред. А.В. Петровского.- М., 1987

 

          8. Краснова О.В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию. // Психология зрелости и старения №4(12). 2000.

          9. Максимова С.Г. Социально - психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронтология №5-6, 2000. с.58-63.

         10. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности. //Вестник - СПб- университета. Сер 6.Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Международные отношения. 1995. вып. 3 с. 39-74.

         11. Сусловская М. Психологические проблемы старого человека. //Старость. Популярный справочник. М. 1996. с.41-47.

         12. Холостова Е.И., Рубцов А.В. Социальная геронтология: Уч.пособие.- М.: Изд-.торговая Корпорация «Дашков и К», 2005

 

        13. Шахматов Н.Ф. Психическое старение.- М., 1996

 

        14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Семейная психотерапия.-Л., 1990

 

         15.Яцемирская Р.С. Социальная геронтология: Уч.пособие.-М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999

Информация о работе Психологические особеннсти людей пожилого возраста