Психологические процессы и их значение в юридической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 18:47, контрольная работа

Описание

Психологическая характеристика юридической деятельности

Психология юридического труда исследует психические закономерности правоприменительной деятельности и разрабатывает психологические основы:

--профессиограммы юридических профессий;

--индивидуального стиля и мастерства;

--воспитания профессиональных навыков и умений;

--подбора и расстановки кадров;

Работа состоит из  1 файл

юридическая психология ответ.docx

— 70.49 Кб (Скачать документ)

После выполнения сложного задания надо обязательно  дать людям отдых (проведение консультации психолога, посещение комнаты психологической разгрузки), умело переключить их на другие дела, проверить психическое состояние каждого человека, похвалить отличившихся, поблагодарить весь коллектив.

учет  и использование в деятельности юриста (...) индивидУАльных особенностей при воздействии на личность

СИСТЕМА ПРИЕМОВ ПРАВОМЕРНОГО ПСИХИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЦ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИХ РАССЛЕДОВАНИЮ

  • ознакомление противодействующего лица с системой имеющихся доказательств, раскрытие их юридического значения, убеждение в бесполезности противодействия следователю; разъяснение преимуществ чистосердечного раскаяния;
  • создание у подследственного лица субъективных представлений об объеме доказательств, оставление его в неведении относительно фактически имеющихся доказательств;
  • исправление ошибочных представлений о неосведомленности следователя;
  • создание условий для действий подследственного лица, ведущих к его разоблачению; временное попустительство уловкам, совокупность которых может иметь разоблачающее значение;
  • система предъявления улик по возрастающей их значимости, внезапное предъявление наиболее значимых, изобличающих доказательств;
  • совершение следователем действий, допускающих их многозначное толкование подследственным лицом;
  • использование внезапности, дефицита времени и информации для продуманных контрдействий противодействующего лица3;
  • демонстрация возможностей объективного установления скрываемых обстоятельств независимо от его показаний.

Большое психологическое воздействие на подследственного оказывает предъявление ему вещественных доказательств  и раскрытие их разоблачающего значения, возможностей судебной экспертизы

Следователь учитывает и использует эмоциональные реакции обвиняемого на те вещественные доказательства, которые значимы лишь для него и нейтральны сами по себе. Так, предъявление обуви и одежды убитого эмоционально значимо для виновного и нейтрально для невиновного. Но роль эмоциональных реакций в расследовании не следует преувеличивать. Они могут возникнуть по разным причинам.

В некоторых  случаях запирающееся лицо может  интерпретировать свои эмоциональные  проявления как «провал», выдачу «тайны».

В целях правомерного психического воздействия возможна постановка перед подследственным лицом мыслительных задач, связанных с логикой расследуемого события.

Повышенная  психическая активность обвиняемого  в случае его причастности к расследуемому  преступлению может сопровождаться острым повторным переживанием отдельных  эпизодов преступления.

Многие из приемов воздействия на противодействующее следствию лицо связано с формированием  определенного «образа следователя». Следователь должен рефлексировать реакции подследственного лица в отношении своих действий и предъявляемых доказательств, устранять все то, что может привести хотя бы даже к временному успеху противодействия, упрочнению установки на запирательство, воздерживаться от взаимодействия с подследственным лицом в тактически невыгодных ситуациях.

В тактически наиболее благоприятных ситуациях  следователь усиливает свое правомерное  воздействие, используя психический эффект «накопления чувств».

акцентуации личности. методы их выявления. использование знаний об акцентуациях характера в практической деятельности юриста (...)

Согласно  концепции акцентуации характеров, присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты характера составляют стержень личности, определяют развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. Основные черты характера в случае яркой выраженности становятся акцентуациями характера. При воздействии неблагоприятных факторов, акцентуации характера могут считаться патологическими. Поэтому, в частности, в современной психологии, акцентуации характера, во многих случаях, также носят название "психопатии характера". Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы акцентуированными личностями. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы акцентуированными.

Акцентуированные личности не следует рассматривать в качестве патологических, в них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд.

Акцентуации характера – «слабые места» характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями: повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов, неустойчивость настроения, его ситуативная обусловленность, боязливость, тревожность, пониженный или завышенный уровень притязаний, повышенная склонность к самоанализу и самообвинению, затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения, дисфория (злобно-тоскливое настроение), вязкость мышления, конфликтность, повышенная обидчивость, склонность к доминированию, повышенная потребность в признании. Акцентуации характера диагностируются специализированными методиками.

Личностные  акцентуации – агрессивность, импульсивность, низкий уровень личностного развития, инфантильность, примитивизм и малокультурность, повышенный уровень притязаний при отсутствии возможностей их реализации.

Проявление  акцентуаций характера происходит в тех ситуациях, когда задействуется  именно это уязвимая точка характера, в других случаях человек ведет  себя адекватно, без срывов и потрясений.

Выявлены явные и скрытые акцентуации характера. Явные акцентуации относятся к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытые акцентуации— обычная норма, слабовыраженная или не выраженная вообще, они могут проявляться в результате воздействия различных факторов (болезни, травм) к месту наименьшего сопротивления.

Явные и скрытые  акцентуации могут взаимозаменяться под воздействием различных обстоятельств, в зависимости от деятельности человека, его воспитания, окружения и пр.

ТИПЫ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

  • Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
  • Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
  • "Застревающий" тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
  • Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
  • Гипертимический тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
  • Дистимический тип. Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
  • Тревожно-боязливый тип. Склонность к страхам, робость и пугливость.
  • Циклотимический тип. Смена гипертимических и дистимических фаз.
  • Аффективно-экзальтированный тип. Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.
  • Эмотивный тип. Родственен аффективно экзальтированному, но проявления не столь бурные. Лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Доминирующий тип акцентуированного характера определяется по максимальному числу баллов, которые наберет испытуемый в результате тестирования с помощью опросника Шмишека, по количеству баллов можно судить о степени развитости у взрослого человека или ребенка разных акцентуаций характера.

Сумма "сырых" баллов умноженная на соответствующий  коэффициент дает показатель типа акцентуации. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации— 24 балла. Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные представлены в виде профиля личностной акцентуации (акцентуации характера).

3. Стандартизированный многофакторный  метод исследования личности  СМИЛ[4][5].

Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой адаптированный Л.Н.Собчик тест MMPI.

Результатом исследования при помощи теста СМИЛ является далеко не только выявления  типа акцентуации личности – это  всего лишь один из компонентов, получаемых при работе с этой методикой. СМИЛ является глубочайшей методикой изучения личности и позволяет в процессе исследования получить многосторонний профиль личности, включающий в себя такие структурные компоненты личности, как ведущие потребности, когнитивный стиль, мотивационную направленность, самооценку, полоролевой статус, тип реагирования на стресс, защитные механизмы, когнитивный стиль, выраженность лидерских черт, предрасположенность к алкоголизму, склонность к суициду, наличие психических отклонений и пр. И в том числе – черты характера и их заостренность.

При проведении исследования акцентуированных черт мы имеем возможность проследить поведенческие черты, эмоциональные, ментальные, склонность делинквентному поведению, склонность к алкоголизму, риск возникновения психопатии, риск развития депрессии, социальную дезадаптацию, полоролевую дисгармонию, реакцию эмансипации, степень конформности (тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей так, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих).

Высокие показатели по отдельным акцентуациям могут  со временем уменьшаться (особенно у  взрослых), а могут оставаться практически  неизменными на всю жизнь. В целом  акцентуации не столь устойчивы, как темперамент, и больше зависят  не от особенностей высшей нервной деятельности (хотя и эта связь очень прочно сохраняется), а от особенностей воспитания, общего воздействия среды, микроклимата в семье, школе, социальном окружении и т.д.

В чистом виде свойства конкретных акцентуаций присутствуют в человеке далеко не всегда, могут  быть “доминантные” и “субдоминантные” акцентуации, они могут “накладываться” друг на друга.

На фоне акцентуации  может наблюдаться девиантное (отклоняющееся от лат. deviatio – отклонение) поведение (неврозы, аффекты, неожиданные поступки, которые могут длиться часами, сутками).

Исследователю необходимо обращать особое внимание на акцентуированные черты характера, особенно на степень этой заостренности, так как за крайним вариантом  нормы акцентуация переходит  в психопатию.

В подростковом возрасте, как правило, акцентуации  носят явный характер.

Возможны  различные варианты развития акцентуации  после прохождения личность границы  подросткового возраста:

1) Явная акцентуация  благополучно переходит в скрытую

2) Явная акцентуация  переходит в психопатию

3) Личность  не выходит за рамки акцентуации,  психопатия не развивается, а  акцентуация трансформируется, становится  сложной.

Как уже говорилось выше, распознание типа акцентуации (особенно у подростка) – важная задача. Тип акцентуации указывает  на слабые места характера и позволяет  предвидеть факторы, способные вызвать  способы декомпенсации или психогенные  реакции, ведущие к дезадаптации личности. Тем самым, перед специалистом открываются перспективы для профилактической или в случае возникновения этих факторов, коррекционной или психотерапевтической работы.

1. Гипертимический тип

Характеризуется хорошим, слегка повышенным настроением, контактностью, словоохотливостью, оптимизмом. У него высокий тонус, он энергичен, активен и проявляет стремление быть лидером, легко адаптируется в  незнакомой обстановке.

Однако он неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах, плохо  переносит одиночество, не любит  однообразие, дисциплину, вынужденное  безделье, монотонную работу, часто  переоценивает свои возможности, может  являться инициатором конфликтов, бурно  реагируя на события, отличается повышенной раздражительностью.

Информация о работе Психологические процессы и их значение в юридической деятельности