Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 17:01, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое при¬нимает форму разногласий, если речь идет о взаимодейст¬вии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. По¬этому определяют конфликт как отсутствие согласия меж¬ду двумя или более сторонами — лицами или группами.
Введение…………………………………………………………………...3 стр.
Типы конфликтов………………………………………………………....4 стр.
Способы разрешения конфликтов………………………………………8 стр.
Управление и эффективное разрешение конфликтов………………….10 стр.
Заключение………………………………………………………………….13 стр.
Список литературы…………………………………………………………16 стр.
Управление и эффективное разрешение конфликтов
По мнению А. И. Пригожина, особенности организационного конфликта определяются тремя моментами:
1. Различия в объемах социальных систем. В сравнении с обществом организация более локальная и простая система. Это позволяет говорить о больших по сравнению с макро уровнем обозримости, управляемости, возможностях прогнозирования конфликтных ситуаций;
2. Ролевая структура организаций, выдвижение на первый план профессиональных качеств и должностного положения, а также определенная “несвобода” исполнения своих ролей. Соотношение роли и личных качеств меняется не в пользу последних. Вместе с тем личные качества, личные проблемы в человеке-работнике, за редким исключением, преобладают, пусть и в снятом виде. Эта “замаскированность” делает их трудноуловимыми для руководителя (или аналитика), однако недоучитывать их недопустимо;
3. Организация — это “замкнутая община”. Локальность организации, четкое ролевое распределение, единый конечный продукт труда, иерархичность позволяют сравнить микроклимат в ней с моральной атмосферой общины. Работник в организации на виду у всех, сотрудники как бы связаны “круговой порукой”, анонимность действий исключается, осуждение или одобрение коллег играет решающую роль не только в моральном самочувствии, но и в его карьере.
Кроме этого, в организационных конфликтах четко проявляются две особенности, свойственные и другим конфликтам в обществе. Первая — референтность, сплоченность конфликтующих групп. В различных коллизиях референтные группы контролируют поведение всех членов, возводя мотивы конфликтов в надындивидуальные ценности. Отчужденные таким образом ценности получают самостоятельное существование и довлеют затем над поведением индивидов и локальных групп, превращая конфликт в самоцель.
Другой важный момент проявляется в том, что структурные образования организации складываются не только по объективным признакам, но и в виде так называемых групп сознания, объединяющих людей по убеждениям, ценностным ориентациям, настроениям и т. д. - Переплетение объективных и субъективных факторов затрудняет прогнозирование конфликтных групп, делает эти группы неопределенными, а состав их довольно разнообразным.
Есть три эффективных способа, применяемых руководителем для преодоления конфликтной ситуации:
— воспитательное воздействие,
убеждение конфликтующих в
— разделение объекта спора. Уточнение границ полномочий, ответственности, компетенции. Поручение одному из конфликтующих решить другой, не менее важный вопрос, тогда как спорный вопрос решает второй участник конфликта. Передача спорного вопроса третьему лицу;
—— организационные
Процесс управления конфликтом
во многом зависит от позиции, которую
занимает руководитель, от его собственных
интересов, а также от того, к каким
средствам он прибегает, чтобы не
допустить разрастания
В мировой практике обычно
проблема управления конфликтом решается
руководителем не напрямую, а через
посредников. К посредничеству чаще
всего прибегают при
Рассмотрим функции медиатора: во-первых, он обеспечивает привлечение сторон к переговорам, а при тупиковой ситуации, когда стороны отказываются от встреч, осуществление контактов между ними; во-вторых, действуя как нейтральное лицо, медиатор должен снять или свести до минимума эмоциональное напряжение для обеспечения нормального хода переговоров; в-третьих, на раздельных встречах медиатор побуждает конфликтные стороны к внимательной оценке новых предложений и альтернативных решений, в том числе выдвинутых самим медиатором, причем каждая из сторон по сути дела ведет переговоры с самим посредником, как бы представляющим другую сторону (медиатор старается указать на завышенные претензии каждого участника переговоров); в-четвертых, медиатор стремится найти такие решения, которые удовлетворили бы общественное мнение, складывающееся вокруг конфликта; в-пятых, если трудовой спор представляется неразрешимым, медиатор может предложить необходимую, по его мнению, альтернативу забастовке или локауту, к примеру, продлить срок действия прежнего договора, создать согласительный комитет для изучения фактологии конфликта, предложить в крайнем случае услуги арбитража.
Заключение
Итак, конфликт – это важнейшая
сторона взаимодействия людей в
обществе. Это форма отношений
между потенциальными или актуальными
субъектами социального действия, мотивация
которых обусловлена
Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой некую форму каждодневного соперничества и противостояния людей в сфере принципиальных или эмоциональных столкновений, которые нарушают личностное спокойствие.
Существуют ли какие-то возможности
конструктивного и успешного
решения конфликта? Ключ решения
этой проблемы состоит в том, чтобы
взглянуть на конфликт, как на задачу,
которая должна быть решена: в первую
очередь определить причину конфликта,
а затем – применить
Подводя итог всему вышесказанному,
можно заметить, что в процессе
общения человек познает себя
через понимание другого
Таким образом, в постоянном
общении человеку приходится вступать
в конфликтное взаимодействие, и
психологические механизмы
Список используемой литературы
Информация о работе Психологический анализ способов эффективного разрешения конфликтов в общении